Человек в огне Гражданской войны по произведениям «Разгром» Фадеева и «Сорок первый» Б. А. Лавренева.
Реферат по литературе
Выполнила ученица 11 «Б» класса Мединцева Елизавета
МОУ СОШ № 35
Астрахань, 2007
Введение
В произведениях «Разгром» Фадеева и «Сорок первый» Лавренева рассматривается крупнейший сложносоставный конфликт — гражданская война в России 1918 — 1920 гг. С точки зрения политической конфликтологии, гражданская война в столь сложно организованном обществе, как Российская империя, неизбежно оказалась мультисубъектной. Актуальность данной темы обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, любая гражданская война представляет собой политический (военно-политический) конфликт, который наиболее полно и рельефно отражает на политическом уровне имеющиеся в обществе социальные противоречия и управленческие проблемы. Во-вторых, гражданская война — потенциально возможное состояние общества, а значит, этот материал не стоит пока сдавать в архив. В-третьих, я считаю, что человек в любой исторической обстановке, любом историческом периоде должен оставаться именно человеком со своими нравственными устоями, со своей чистой и открытой душой. В данном реферате я хочу рассказать о том, что гражданская война — это всегда национальная трагедия. Словом, ниспровергаются все устоявшиеся нормы человеческой жизни. Но происходит ли в огне Гражданской войны очищение, самопознание человека? На этот важнейший вопрос писатели — современники тех событий — отвечали по-разному.
Гражданская война — это утрата веками складывавшихся завоеваний культуры и цивилизации. Однако мне более интересна точка зрения писателей — сторонников революции. Действительно, интересный феномен: люди, воспитанные в традициях русской литературы, решаются доказывать, что «кровь по совести» проливать можно. Рассмотреть духовный путь участников Гражданской войны я попытаюсь на примере двух произведений Фадеева «Разгром» и Лавренева «Сорок первый».
|
Роль Гражданской войны в Истории России и литературе
“Ребенок должен быть удушен в колыбели “, - заявлял Уинстон Черчилль.
Говоря о Гражданской войне в России, прежде всего, следует отметить, что судить о ней нам приходится по большей части по литературе, освещающей события односторонне. Либо с позиции белого движения, либо с позиции красного. В статье «Очерки истории советского общества» А.А. Искандеров пишет: «Реальные факты, которые характеризовали тех или иных военачальников и тем более оценки конкретных военных операций в расчет не принимались, если не подтверждали правильность концепции гражданской войны, которая была одобрена и санкционирована на высшем уровне». Основной причиной этого было желание большевистского правительства как можно дальше разнести во времени Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, для того чтобы скрыть их взаимообусловленность и переложить ответственность за войну на внешнее вмешательство.
Гражданская война – это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др. противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения внутри какой-либо страны.
В конце мая 1918 года был прерван мирный период революции, и началась Гражданская война. Гражданская война – величайшая трагедия в истории нашего народа. Со второй половины 1918 года по 1920 год она стала основным содержанием жизни страны.
|
Крупнейшая драма XX столетия - гражданская война в России - привлекает внимание ученых, политиков, писателей и по сей день. Однако и поныне нет однозначных ответов на вопросы о том, что же это за исторический феномен — гражданская война в России, когда она началась и когда закончилась. На этот счет в обширной литературе (отечественной и зарубежной) существует множество точек зрения, порой явно противоречащих друг другу.
Гражданская война оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.
Тема Гражданской войны занимает особое место в исторической и художественной литературе, брошюрах, статьях, документальных публикациях и художественных кинолентах, в театре, на телевидении, в песенном творчестве...
Поколения граждан СССР воспитывались на героизме и романтике революции. Миллионы мальчишек СССР в 30-е годы видели любимого героя в Чапаеве, пели “Конармейскую песню” Алексея Суркова, где были слова:
“На Дону и в Замостье
Тлеют белые кости.
Помнят псы атаманы,
Конармейские наши штыки…”
Князь Ф.Касаткин-Ростовский в 1919 г. написал стихотворение “Трехцветный флаг”, слова которого были положены на музыку. Есть там такие слова:
“Подобно витязям варягам,
Чтоб воедино Русь собрать,
Идет на бой с трехцветным флагом
Без страха смерти наша рать.
|
Ей не страшны в пути лишенья,
Смешон кровавых страхов бред,
Она несет к нам возрожденье
В сиянье радостных побед! ”
Гражданскую войну видели, отражали, изучали с двух противоположных сторон – со стороны победителей и со стороны побежденных. С обеих сторон допускались искажения, тенденциозность. Это естественно и неизбежно. Мудрые римляне давно подметили простую истину: “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”.
Причины войны нельзя свести к виновности в ее начале какой-либо из сторон. Ее исторические предпосылки следует искать в состоянии российского общества до февраля 1917 г., когда Россия постепенно входила в состояние гражданской войны, а причины - в действиях или точнее в бездействии основных политических сил страны в период от февраля 1917 г. примерно до лета 1918 г.
Существенную роль в развязывании гражданской войны внесла Германия. Интервенция стала катализатором гражданской войны, а поддержка странами Антанты белогвардейских войск и правительств во многом обусловила длительность этой войны. Внутренняя политика большевистского руководства также явилась одной из причин возникновения гражданской войны. Насилие воспринималось как универсальный метод решения многих проблем. Россия традиционно была страной, где цена человеческой жизни всегда была ничтожно малой. В эпоху гражданской войны взаимное ожесточение людей резко возросло. И фронт гражданской войны проходил не только через леса и поля, он проходил через семьи, через души и сердца людей. Кровавая мясорубка гражданской войны втягивала людей чаще всего без их желания и даже, несмотря на их сопротивление, нередко все решали обстоятельства. Многое, например, зависело от того, под чью мобилизацию попал человек, каково было отношение тех или иных властей лично к нему, его семье, от чьих рук погибли его родственники и друзья и т.д. Немалую роль играли особенности региона, национальность, религия и другие факторы.
Нет ничего страшнее в истории народа, чем братоубийственная война. Ничто не может возместить гибели людей – самого ценного, что может быть у государства.
Война - страшное слово. Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами. Бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.
В результате гражданской войны были не только заложены основы нового общества, апробирована его модель, но и во многом сметены те тенденции, которые вели Россию на западный путь цивилизационного развития.
Гражданская война была порождена сложным комплексом социальных противоречий, экономических, политических, психологических и др. причин, и стала величайшим бедствием для России. Исторический опыт учит, что гражданскую войну легче не допустить, чем остановить, о чем российская политическая элита должна помнить постоянно. Недаром в народе говорят: "лучше худой мир, чем война". А зависимость государства от иностранных займов приводит к тяжелым последствиям: история учит, что России приходится расплачиваться собственной землей или кровью соотечественников.
Победоносный для советской власти исход войны не принес спокойствия России. Война стала причиной огромных человеческих жертв (более 13 миллионов человек убитыми и умершими от голода и болезней). Более 2,5 миллионов человек эмигрировали за рубеж. Помимо огромных людских потерь, война причинила значительный ущерб народному хозяйству страны. Общая сумма ущерба России составила 50 млрд. золотых рублей. Промышленные мощности упали до 20% к довоенному уровню. Только леса было вывезено более чем на сумму 1 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, война сильно повлияла на морально-нравственное состояние советского общества. Многие исследователи видят связь между событиями гражданской войны и репрессиями 30-х годов.
Творчество Фадеева и Лавренева
О войне написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих о войне, - огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Фадеев и Лавренев.
Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление тоталитарного государства еще только намечалось. Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах… "Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Лев Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
Фадеев и Лавренев - писатели, размышляющие в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, дают художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.
Фадеев и Лавренев строят сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатели докапываются до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Критикам было от чего растеряться: главный герой «Разгрома» — предатель?! На мой взгляд, автор (Фадеев) сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа.
Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость. Характеры героев проявляются медленно. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного «Я» - вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям - такие ценности существуют для героя. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь - единственная реальная ценность. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. Герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом его подвиг. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.
Творчество Фадеева и Лавренева трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатели рассказывают о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателей Фадеева и Лавренева. Их произведения проникнуты раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма.
В произведениях «Разгром» и «Сорок первый» усматривается нравственное общечеловеческое начало. Огромная нравственная сила писателей Фадеева и Лавренева состоит в том, что они сумели принять страдания за свой народ, сумели сохранить веру. Страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.