Знакомство с понятием «слияние».
Работа с предметными картинками и со словом «куры»: слого-звуковой анализ.(с.16-17)
- Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Из каких звуков состоит первый слог? Второй слог?
- Давайте ещё раз произнесём первый слог: ку-. Сколько звуков вы слышите? Какие это звуки? Как произносятся эти звуки – слитно или раздельно? Слог, в котором согласный звук сливается с гласным, произносится на одном выдохе, называют слиянием. На схеме слияние обозначают прямоугольником, разделённым на две части: . Анализ слов со страниц 16-17.
Знакомство с понятием «предложение». Работа по иллюстрациям к сказкам «По щучьему велению», «Гуси-лебеди» (с.7)
Дети вспоминают содержание сказок и рассказывают их.
- Вы рассказываете, а это устная речь. Устная речь состоит из предложений. Каждое предложение о чём-то рассказывает, сообщает, то есть в каждом предложении выражается главная мысль. Любое предложение, даже не зная букв, можно записать при помощи схемы.
Показ схемы: .
- Начало предложения обозначается вертикальной чертой слева. Всё предложение обозначается полоской. Конец предложения обозначается точкой справа (показ по схеме). В устной речи предложения отделяются друг от друга остановками, паузами.
Идёт упражнение на определение количества предложений. Составляется рассказ на одну из тем, например, «Наш класс». Дети выкладывают столько полосок, сколько предложений.
Знакомство с понятиями «слог», «ударение».
Работа по предметным картинкам на с.11.
- Где живут эти животные? Как их называют?
Анализ слова белка.
Загадываем загадку о белке. Рассказываем о ней, о её жизни.
- Каждое слово состоит из маленьких частей, то есть слогов. Я произнесу слово по частям и разделю его сразу на слоги. Сколько частей-слогов вы услышали? (Учитель берёт полоску бумаги и делит её на две части.) Для того чтобы узнать, сколько в слове слогов, нужно поднести к подбородку тыльную сторону ладошки, сколько раз подбородок коснётся ладони, столько в слове слогов.
|
Идёт практическая часть. Здесь можно использовать хлопки, скандирование (по Эльконину), двигательную разминку, прием зажженной свечи.
- На схеме слова на слоги будем делить так .
Загадывается загадка, слова- отгадки дети делят на слоги.
Загадывают загадку о чайке, вывешивают предметную картинку.
- Один слог в слове всегда произносится с большей силой голоса, длительно. Он голосом как бы ударяется и поэтому называется ударным. Ударный слог на схеме обозначается специальным знаком – ударением – короткой наклонной линией. Если в слове один слог, то ударение не ставят, т.к. этот слог всегда будет ударным. Давайте попробуем произнести более протяжно второй слог: . Говорят ли так?
- В слове может быть ударным только один слог.
Приёмы выделения ударного слога:
а) «Позови слово!» (для имен);
б) «Удар молоточком» (один слог произнесём сильнее, звонче, как будто ударим по нему молоточком);
в) как в сказке «Репка» (тянем один слог сильнее);
г) удар ладошкой или карандашом.
Знакомство с понятием «звуки».
Инсценировка: дети выстраиваются в «поезд» цепочкой.
- Как гудит паровозик? (у-у-у-у-у) Поехали! (Дети изображают ход поезда.)
- Остановка. Станция, на которой мы остановились, называется «Звуки». С одним звуком мы уже познакомились, он помог отправиться нам в путь. Какой это звук? Существует и много других звуков. Проведем такую игру. (Учитель выставляет картинки с изображением кипящего чайника, ежика, синицы и т.д.) Я произнесу звук, а вы отгадайте, что он вам напоминает, где вы могли его слышать:
|
- «С-с-с…» (Чайник.) - «В-в-в…» (Бормашина.) - «Ц-ц-ц…» (Так синичка поет.)…
- Какой звук напевает девочка, укачивая свою куклу? (Беседа по картинкам на с.14.)
- Значит, человек тоже произносит звуки, и вокруг себя мы тоже слышим звуки человеческой речи. Звуки речи произносятся самим человеком, когда ему нужно говорить. И помогают человеку его органы речи: язык, губы и даже зубы.
- Рассмотрим иллюстрацию на странице 15. Какой звук издают пчёлы? (жужжат). Как звенят комары? (з-з-з-з-з). Какой звук издаёт лопнувший шарик, змея, собака?
- Обратите внимание на схему под картинкой. Давайте по схеме составим предложение о том, как шипит воздух. Как в схеме изображается звук? (Квадратиком) .
Игра: «Скажи быстро»: Учитель задаёт до 8 вопросов, например, как гудит ветер? Как шуршат мыши? и так далее.
Проводится игра «Бусинки» (дом-мост-тигр…) или игра на внимание, например, какой звук появился: шурши – шуршит?