Лабораторная работа №1
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК АД С ФАЗНЫМ РОТОРОМ.
Цель работы: Определить влияние величины сопротивления в цепи фазного ротора на чистоту фазного ротора.
Теоретические положения
. Устройство асинхронной машины
Обмотка статора 2 представляет собой трехфазную (или в общем случае многофазную) обмотку, катушки которой размещены равномерно по окружности статора.
Рисунок. 5.1 - Электромагнитная схема асинхронной машины
Фазы обмотки статора , и соединяют в звезду или треугольник и Асинхронные машины используют главным образом в качестве электрических двигателей трехфазного тока. По конструкции двигатели подразделяют на два основных типа: с фазным ротором (их иногда называют двигателями с контактными кольцами) и с короткозамкнутым ротором. Эти двигатели имеют одинаковую конструкцию статора и отличаются лишь формой выполнения ротора.
Двигатели с короткозамкнутым ротором. На статоре расположена трехфазная обмотка (одно- или двухслойная), которая при подключении к сети трехфазного тока создает вращающееся магнитное поле. Обмотка ротора выполнена в виде "беличьей клетки". Такая обмотка является короткозамкнутой и никаких выводов не имеет. Беличья клетка состоит из медных или алюминиевых стержней, замкнутых накоротко с торцов двумя кольцами Стержни этой обмотки вставляют в пазы сердечника ротора без какой-либо изоляции.. В двигателях большой мощности беличью клетку выполняют из медных стержней, концы которых вваривают в короткозамыкающие кольца В двигателях малой и средней мощности беличью клетку получают путем заливки расплавленного алюминиевого сплава в пазы сердечника ротора Вместе со стержнями беличьей клетки отливают короткозамыкающие кольца и торцевые лопасти, осуществляющие вентиляцию машин. Особенно пригоден для этой цели алюминий, так как он обладает малым удельным весом, легкоплавкостью и достаточно высокой электропроводностью.
|
Рисунок. 5.2 - Конструкция короткозамкнутого ротора:
1 – сердечник ротора; 2 – стержни; 3 – короткозамыкающие кольца; 4 – лопасти вентилятора.
В электрическом отношении беличья клетка представляет собой многофазную обмотку, соединенную звездой и замкнутую накоротко.
Число фаз обмотки равно числу пазов ротора , причем в каждую фазу входят один стержень и прилегающие к нему участки короткозамыкающих колец.
Двигатели с фазным ротором обмотка статора выполнена таким же образом, как и в двигателях с короткозамкнутым ротором. Ротор имеет трехфазную обмотку с тем же числом полюсов. Обмотку ротора обычно соединяют звездой, три конца которой выводят к трем контактным кольцам, которые крепятся на валу машины. С помощью металлографических щеток, скользящих по контактным кольцам, в цепь обмотки ротора включают пусковой или пускорегулирующий реостат с целью ограничения пускового тока и увеличения пускового момента.
Рисунок. 5.3 - Асинхронный двигатель с фазным ротором (а), и схема его включения (б):
4 – сердечник ротора, 7 – кольца, 8 – пусковой реостат.
Принцип действия асинхронного двигателя
Электромагнитная схема асинхронной машины отличается от схемы трансформатора тем, что первичная обмотка размешена на неподвижном статоре, а вторичная - на вращающемся роторе 3. Между ротором и статором имеется воздушный зазор. При питании трехфазным током обмотки статора создаётся вращающееся магнитное поле, частота вращения которого (синхронная) . Если ротор неподвижен или вращается с частотой, меньшей , то вращающееся поле индуктирует в проводниках ротора ЭДС и по ним проходит ток, который, взаимодействуя с магнитным потоком, создает электромагнитный момент.
|
Относительную разность частот вращения магнитного поля статорной обмотки и ротора называют скольжением:
.
Скольжение часто выражают в процентах:
.
Очевидно, что при двигательном режиме:
.
Если ротор асинхронной машины разогнать с помощью внешнего момента (например, каким-либо двигателем) до частоты, большей частоты вращения магнитного поля то изменится направление ЭДС в проводниках ротора и активной составляющей тока ротора, т.е. асинхронная машина перейдет в генераторный режим При этом изменит свое направление и магнитный момент , который станет тормозящим. В данном режиме асинхронная машина получает механическую энергию от первичного двигателя, превращает её в электрическую и отдаёт в сеть. В генераторном режиме .
Если изменить направление вращения ротора (или магнитного поля) так, чтобы магнитное поле и ротор вращались в противоположных направлениях, то ЭДС и активная составляющая тока в проводниках ротора будут направлены так же, как в двигательном режиме, т.е. машина будет получать из сети активную мощность. Однако в таком режиме электромагнитный момент направлен против вращения ротора, т.е. является тормозящим. Этот режим работы асинхронной машины называют электромагнитным торможением. В режиме электромагнитного торможения направление вращения ротора является отрицательным (по отношению к направлению магнитного поля, поэтому , а .
|
На практике чаще всего встречается двигательный режим асинхронной машины.
Описание схемы.
Асинхронный двигатель М получает питание от источника переменного3-х фазного тока “G1” через трансформаторную группу “А2”и автомат “А6”. В цепь ротора АД введено пускорегулировочное сопротивление- блок “А9”. В качестве нагрузочного узла применяется генератор постоянного тока независимого возбуждения. Обмотка возбуждения получает питание от регулируемого источники питания “G2”. В качестве нагрузочного сопротивления в цепи якоря генератора применяется блок “A10”. Для контроля тока и напряжения в цепи якоря применяется амперметр А2 и вольтметр V2; для контроля тока в цепи статора применяется амперметр “A1”, для контроля мощности – измеритель мощности “P2”. Для контроля скорости применяется прибор “n”- Р5 и датчик скорости “B”.
Испытуемый двигатель, генератор и тахогенератор находятся на одном валу.
Данные по аппаратуре приведены в таблице 5.1.
Перечень аппараты.
Таблица 5.1
Обозначение | Наименование | Тип | Параметры | ||
G1 | Трехфазный источник питания | 201.2 | ~ 400 В / 16 А | ||
G2 | Источник питания двигателя постоянного тока | 206.1 | - 0…250 В / 3 А (якорь) / - 200 В / 1 А (возбуждение) | ||
G4 | Нагрузочный генератор | 101.2 | 90 Вт / 220 В / 0,56 А (якорь) / 2×110 В / 0,25 А (возбуждение) | ||
G5 | Преобразователь угловых перемещений - датчик частоты вращения | 6 вых. каналов / 2500 импульсов за оборот | |||
М1 | Асинхронный Двигатель | 102.1 | 100 Вт / ~ 230 В / 1500 мин- | ||
А2 | Трёхфазная трансформаторная группа | 347.1 | 3´80 В×А; 230 В/242,235, 230, 226, 220, 133, 127 В | ||
А6 | Трехполюсный выключатель | 301.1 | ~ 400 В / 10 А | ||
А9 | Реостат для цепи ротора машины переменного тока | 307.1 | 3 ´ 0…40 Ом / 1 А | ||
А10 | Активная нагрузка | 306.1 | 220 В / 3´0…50 Вт; | ||
Р1 | Нагрузочные сопротивления - Блок мультиметров | 508.2 | 3 мультиметра 0...1000 В / 0...10 А / 0…20 МОм | ||
Р2 | Измеритель мощностей | 507.2 | 15; 60; 150; 300; 600 В / 0,05; 0,1; 0,2;0,5 А. | ||
Р3 | Указатель частоты вращения | 506.2 | -2000…0…2000 мин-1 | ||
Рисунок 5.11 – Принципиальная схема опытной установки