Р–12. Техническое описание




От автора сайта

 

Публикуемая здесь книга Игоря Борисовича Афанасьева была издана в 1997 году как приложение к журналу «М–Хобби» небольшим тиражом - 900 экземпляров. Тем не менее сейчас книга известна всем, кто в разной степени причастен к истории стратегической и космической ракетной техники. Несмотря на прошедшие 20 лет со дня выхода она до сих пор читается и цитируется, а ее печатная версия стала библиографической редкостью.

С разрешения автора в 2001 году книга в электронном виде была выложена в библиотеке на сайте «Авиабаза KRoN» (airbase.ru). Позднее, в 2003 году, на своем сайте«Эпизоды космонавтики» (epizodsspace.narod.ru) ее продублировал Сергей Хлынин, добавив не опубликованные «Авиабазой» ссылки на использованные источники. В 2005 году книга продублирована на сайте «Космическая энциклопедия» (astronaut.ru). Ну а далее понесло... Сейчас книгу "пользуют" различные фейковые библиотеки и ресурсы, часто с неправомерным требованием оплаты скачивания.

На «Ружанах» (так часто называют сайт «Ружаны стратегические») книга присутствовала в виде ссылки, но в какой-то момент обнаружилось, что ссылка уже ведет «в никуда». К моему великому сожалению, к настоящему времени некоторые из указанных выше "первоисточников" прекратили активную деятельность, другие испытывают определенные трудности, связанные с поддержанием огромного массива накопленной информации в работоспособном состоянии. Именно поэтому редактор сайта «Ружаны стратегические» принял решение продублировать книгу и здесь. Основой послужила сохранившаяся в архивах копия публикации на сайте «Авиабаза KRoN» (airbase.ru). В качестве дополнения решено опубликовать также «Список источников». К сожалению, в этом списке присутствуют досадные ошибки. В частности, ряд фото с обложек журнала «Огонек» неверно сопоставлены с реальными номерами...

Единственное изменение к первоначальному тексту книги в данной публикации на сайте - иллюстративные материалы. Некоторые фотографии и рисунки заменены более качественными копиями, а некоторые я восстановил в меру своих возможностей. Ну и еще некоторые мелочи...

По техническим причинам я не смог связаться с автором книги - Игорем Борисовичем Афанасьевым. Надеюсь, что в связи с массовым "размножением" его книги в интернете и прошедшими годами с момента издания, он и издатели не будет против данной публикации. Если же будут - странички сразу же с сайта удалю*...

Александр Королёв

_________________________

* 22.05.2017 получил письмо от Игоря Борисовича с одобрением данной публикации...

 

И несколько слов об авторе книги.

Родился в 1962 году в Горьком (ныне Нижний Новгород). Образование высшее - МВТУ имени Н.Э.Баумана. Работал в авиационной и ракетно-космической промышленности.

Опыт подготовки публикаций получил в 1989-1992 годах в реферативном бюллетене "Авиационная и ракетная техника" и журнале "Техническая информация" ЦАГИ имени Н.Е.Жуковского. Участвовал в организации и работе авиационно-космических изданий "Ас", "Вестник авиации и космонавтики" и AirFleet.

С 1998 года - редактор Издательского дома и журнала "Новости космонавтики". Имеет более 1000 публикаций в "Новостях космонавтики" и более 100 (самостоятельно и в соавторстве) - в журналах "Крылья Родины", "Самолет", "Авиация и космонавтика", "Техника-молодежи", "Популярная механика", "Вокруг света" и др.

Является автором брошюр "Неизвестные корабли" (1991) и "Р-12. Сандаловое дерево" (1998), а также соавтором книг "Мировая пилотируемая космонавтика" (2005), "Большой космический клуб" (2007), "Космические крылья" (2009), "Космонавтика XXI века" (2010), «Мы — первые» (2011), «Возвращение из космоса» (2012), «Евгений Григорьевич Юдин — каким мы его помним…» (2013), «Золотой век космонавтики» (2015), «Конструкторское бюро „Мотор“ 55 лет» (2016); редактор-составитель книги «Василий Павлович Мишин. Записки ракетчика. Воспоминания, дневники, интервью» (2017).

Член Союза журналистов России.

 


 

 

О книге

 

Для историков «холодной войны» ракета Р-12 надолго останется одним из наиболее выдающихся образцов советской ракетно-космической техники. Она была в центре событий во время Кубинского ракетного кризиса 1962 года - самой опасной конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Этот кризис служит объектом пристального внимания историков и политических экспертов, пытающихся разобраться в механизме принятия решений в области обороны, управления кризисами, и в отношениях между сверхдержавами в целом.

История комплекса Р-12, более известного на Западе как система SS-4 Sandal, до недавнего времени была изучена недостаточно хорошо.

В последние годы, после рассекречивания материалов западных разведок, некоторая информация по Р-12 стала доступна, особенно в части докладов ЦРУ по Кубинскому ракетному кризису. Из этих материалов следует, что разведывательные агентства США имели достаточно полную картину технических параметров Р-12. Олег Пеньковский, советский офицер, шпионивший в пользу британской разведки, передал на Запад совершенно секретные справочники по этой системе.

Именно эти документы ускорили начало Кубинского ракетного кризиса. Фотоаналитики США имели четкое представление о наземном вспомогательном оборудовании системы Р-12. Когда у них в руках оказались фотографии, полученные после рейда самолета-разведчика U-2 над Кубой, развертывание комплексов Р-12 было выявлено даже несмотря на то, что сами ракеты еще не были обнаружены.

Изложение истории ракеты Р-12 является очень важным шагом в углублении понимания истории «холодной войны». Это дань уважения советским инженерам, которые успешно бросали вызов своим американским коллегам с самого начала «холодной войны».

Стивен Дж. Залога,
автор книги «Мишень - Америка»

 

* * *

 

Самым близким людям — сыну Косте и жене Елене посвящается

 

Вступление

 

Было бы банально говорить, что ракеты имеют сложную судьбу. Сейчас это известно всем. Естественно, судьба ракеты, как и любого другого детища человеческого разума, зависит от потенциала, заложенного в неё создателями. Однако, многое определяют обстоятельства, прямо не связанные с техническими характеристиками «изделия», но кардинально влияющие на его «жизнь» с момента зарождения от первой осевой линии на чертеже и до момента схода со сцены, когда последняя ракета, сделав свое дело — выведя на орбиту спутник, или доставив боеголовку к цели,— сгорает в плотных слоях атмосферы или разбивается о землю. В наше время бывало и так, что судьба «изделия» заканчивалась под механическими ножницами установки для уничтожения и утилизации ракетного оружия. Больше везло тем, чей последний образец занимал место на пьедестале почета музея.

Эти обстоятельства, которые обычно называются «факторами технической политики», включают в себя творческую судьбу разработчиков ракеты, их влияние на «сильных мира сего» и наоборот, влияние чистой политики на технику. Кроме того, как у нас, так и за рубежом, на судьбу ракет постоянно влияли и влияют изменения политического климата в стране и за ее пределами. Рассказ о судьбе даже одной–единственной ракеты был бы не полным без учета влияния всех этих факторов. Однако сделать это на страницах одной книги невозможно. Но мы постараемся рассказать о «превратностях судьбы» небольшой (по нынешним меркам) ракеты. Это будет не совсем документально–историческое повествование, и даже не рассказ о судьбе собственно «изделия», а скорее попытка показать пути развития той или иной технической идеи и влияние на нее сиюминутных и долговременных технических, политических и экономических факторов.

Трудно сказать, повезло этой ракете или нет. Ее появление на свет пришлось на эпоху бурного развития ракетостроения у нас в стране. Тридцать лет она исправно «несла службу», пятнадцать лет носитель на ее базе работал в интересах науки, народного хозяйства и обороны. Прототип занял место у Музея Советской Армии, а носитель — в павильоне «Космос» Выставки достижений народного хозяйства, чтобы стать одной из тогда немногих советских ракет, удостоенной чести быть отснятой на пленку вдоль и поперек и внимательно изученной (снаружи) экспертами и специалистами из–за кордона. Его изображение регулярно появлялось на страницах отечественной печати и на экранах телевизоров. С самого начала и до недавнего времени этот носитель был одной из наиболее часто «цитируемых» и приводимых в пример ракет. Затем постепенно не просто сошел со «сцены», исчез со страниц газет и журналов, из передач телевидения и научно–популярных кинофильмов. Как–то незаметно его убрали и из павильона «Космос», а прототип у Музея Советской Армии заменили другой ракетой. Можно сказать — «ветры перемен». А может быть просто человеческая неблагодарность? Все может быть. Однако прототип оставил глубокий след в послевоенной мировой истории, а ракета–носитель внесла в отечественную космонавтику столь значительные коррективы, о которых, как нам представляется, не подозревали даже сами ее создатели. Кто знает, как формировалась бы у нас в стране космическая техника, если бы не появился и не стал эксплуатироваться этот великолепный образец компромиссов, в котором угадывались конструкторские школы сразу нескольких коллективов, уживались явные анахронизмы и блестящие решения. Итак, наш сегодняшний рассказ о ракете–носителе, которая долгие годы именовалась просто «Космос», и ее прототипе — боевой ракете Р–12.

 

Совокупность эксплуатационных и технических характеристик наземного комплекса и носителя на базе боевой ракеты Р-12 дала отечественной космонавтике возможность перейти от единичных пусков уникальных и дорогих космических аппаратов к массовому производству и запуску спутников, удешевив космическую программу, сделав её более гибкой и устойчивой к срывам.

Максим Тарасенко,
автор книги
«Военные аспекты
советской космонавтики»

 

1 - опоры крепления газовых рулей; 2 - лопасти аэродинамических стабилизаторов; 3 - турбонасосный агрегат; 4 - торовый бак перекиси водорода; 5 - бак горючего; 6 - гаргрот; 7 - приборный отсек; 8, 22 - петлевая антенна; 9 - клапан перелива; 10 - нижний бак окислителя; 11 - заборная арматура; 12 - промежуточное днище; 13 - верхний отсек бака окислителя; 14 - силовой шпангоут крепления головной части; 15 - хвостовая юбка головной части; 16 - боевой отсек головной части; 17 - торцевой шпангоут хвостового отсека; 18 - штеккерные входы; 19 - газовый руль; 20 - головной обтекатель; 21 - полезный груз; 23 - рама крепления полезного груза; 24 - бак окислителя второй ступени; 25 - приборный отсек второй ступени; 26 - бак горючего второй ступени; 27 - хвостовой отсек второй ступени; 28 - двигатель; 29 - ферма крепления второй ступени; 30 - приборы системы управления первой ступени; 31 - датчик системы определения уровня топлива; 32 - хвостовой отсек первой ступени; 33 - камера сгорания двигателя первой ступени

 

 

 


 

Предтечи

 

Общепринято и вполне закономерно высказывание, что зарождение и развитие практического ракетостроения у нас в стране связано, прежде всего, с работой коллектива конструкторского бюро (КБ), возглавляемого Сергеем Павловичем Королёвым, который был назначен 9 августа 1946 г. приказом министра вооружений[1.1] главным конструктором «изделия №1» — баллистической ракеты дальнего действия, являющейся фактически копией германской управляемой ракеты А–4 с дальностью полёта 260 км.

Созданная немецкими конструкторами исследовательского центра Пенемюнде в рекордно короткие сроки в тяжелейших условиях войны, А–4 была, конечно, значительной вехой в истории всего человечества, резко расширив горизонты и фактически проложив дорогу к звездам. Однако она была ещё очень далека от совершенства и имела ряд «врожденных» недостатков схемы (ненесущие топливные баки, несовершенный двигатель, неотделяющаяся головная часть (ГЧ), ненадёжная система управления), мешающих ее развитию как перспективного летательного аппарата. По основным конструктивным решениям она стояла ближе к самолету, чем к современным баллистическим ракетам.[1.2]

После окончания Второй мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции получили в свои руки не только отдельные элементы немецкого ракетного оружия и документацию на него, но и коллективы специалистов, участвовавших в создании и эксплуатации этого оружия. Больше повезло американцам — они захватили «сливки»: сам Вернер фон Браун 2 мая 1945 г. сдался в плен Седьмой армии США. Уже 20 сентября он и другие ученые и специалисты (всего около 400 человек, 150 из которых составляли непосредственные разработчики А–4;*в ходе операции «Пейперклип» была вывезена в Америку) прибыли в Соединенные Штаты для того, чтобы помочь американцам освоить «азы» создания техники дальних баллистических ракет[1.3].

______________________________

* «отцами» А–4 были Вернер фон Браун (главный конструктор), Вальтер Дорнбергер (руководитель центра Пенемюнде), Ханс Линденберг (главный технолог, ответственный за серийное производство), Бернард Тесман, Курт Дебус и другие. Большая часть из них, за исключением Вальтера Тьеля (главный разработчик двигателя, погиб при налете английской авиации на Пенемюнде.

Используя большой запас вывезенных из Германии А–4, с 16.04.1946 г. по 28.06.1951 г., было осуществлено 66 запусков этой ракеты с полигона Уайт Сэндз в Нью–Мексико, в том числе восемь пусков двухступенчатого варианта по проекту «Бампер».

Немецкая ракета А-4 на мейлервагене перед установкой на стартовый стол[И1.1]

В Америке к ракетчикам из Пенемюнде поначалу долго присматривались. Лишь в 1950 г. смешанный коллектив (130 немецких ученых и инженеров и 800 американских военнослужащих и гражданских специалистов фирмы «Дженерал Электрик») начал полномасштабную разработку на армейском арсенале Редстоун в Хантсвилле, штат Алабама, завершившуюся выпуском 1.04.1952 г. проекта ракеты с дальностью полёта 370 км.

 

Корпорация «Крайслер» воплотила в металле систему, разработанную под руководством бригадного генерала Т.Винсента командой В.фон Брауна и получившую название SSM–А–5 «Редстоун»[1.4]. Ракета представляла собой максимально продвинутый вариант А–4 с использованием большинства отработанных на прототипе решений: кислородно–спиртового ЖРД, газовых рулей в сочетании с аэродинамическими стабилизаторами и т. д. Однако вдвое большая стартовая масса, отделяющаяся ГЧ и несущие топливные баки позволили на 42% увеличить дальность полёта и более чем втрое — массу забрасываемого груза[1.5].

Ракета «Редстоун» совершила первый полет 20 августа 1953 г. на полигоне Мыс Канаверал во Флориде. Через пять лет эти ракеты разместили в Германии[И1.2]

Нам повезло меньше — в качестве «военных трофеев» нам достались далеко не самые первоклассные специалисты. Единственным стоящим ракетчиком можно признать, пожалуй, только Хельмута Греттрупа — заместителя В.фон Брауна по электронике. Его и ещё около 150 других инженеров рангом значительно ниже, а также академических ученых, которые могли помочь разобраться в особенностях немецкого ракетного оружия, 23.10.1946 г. вывезли из советской оккупационной зоны Германии в Москву. В специально организованном закрытом от внешнего мира подразделении — «шарашке» мирного времени — в г.Осташков на острове Городомля (озеро Селигер, примерно 150 км от Москвы), на базе А–4 германские специалисты проектировали ракету Г–1. К середине 1947 г. эскизный проект был разработан и 25.09.1947 г. обсужден[1.6] на научно–техническом совете (НТС) института НИИ–88, но затем тихо «задвинут», так как наши собственные проекты уже достигали достаточно высокого уровня. Мы поняли, что уже можем «жить своим умом», и немецкие специалисты в 1951–1953 годах возвратились в Германию.

Что представлял собой НИИ–88? Назначенный в 1946 г. головным предприятием по разработке управляемого ракетного оружия, этот институт был создан на базе артиллерийского завода №88, приписанного Министерству вооружения и расположенного на подмосковной станции Подлипки.

 

  Стартовая масса «Сухая» масса Масса топлива: жидкий кислород спирт Тяга ЖРД у Земли Удельный импульс Диаметр корпуса Высота ракеты   19 т 1,85 т 16,05 т 11,7 т 4,35 т 27 тс 257 ед 2 м 16,2 м
     
     
     
     
     
     
     
     
Схема ракеты Г-1, спроектированной немецкими специалистами под руководством Х.Греттрупа © И.Афанасьев, 1997

Коллектив С.П.Королёва, входящий в отдел №3 Специального конструкторского бюро (СКБ) НИИ–88, последовательно прошёл все этапы освоения А–4 — от изучения на месте (в поверженной Германии) документации на прототип, до его воспроизводства в отечественных условиях и летных испытаний. Для их проведения, согласно Постановлению Совета Министров (СМ) от 13.05.1946 г., предусматривалось создание Государственного центрального полигона (ГЦП) №4 Министерства обороны. Его создали в междуречье Волги и Ахтубы в 100 км юго–восточнее Сталинграда (ныне Волгоград) недалеко от населенного пункта Капустин Яр Астраханской области, давшего впоследствии название полигону. 26.07.1947 г. было подписано Постановление СМ о проведении в сентябре–октябре 1947 г. опытных пусков А–4 с ГЦП №4. В октябре–ноябре 1947 г. стартовали одиннадцать таких ракет, из них пять успешно[1.1].*

______________________________

* Первое огневое испытание ракеты А–4 на стенде в Капустином Яру состоялось 16 октября 1947г., а через два дня ракета №010Т, стартовав в 10ч 47мин, пролетела 206,7 км, поднявшись на наибольшую высоту 86 км и отклонившись от намеченной цели на 30 км влево. Большой воронки на месте падения не оказалось – ракета разрушилась при входе в плотные слои атмосферы. [1.7]

Параллельно с летно–конструкторскими испытаниями (ЛКИ) А–4 и оценками результатов пусков, коллектив СКБ С.П.Королёва делал ее советский аналог — ракету Р–1, частично свободную от недостатков прототипа (в основном, в части надежности). Разработкой ЖРД для Р–1 занималось Опытное конструкторское бюро №456 (ОКБ–456) под руководством В.П.Глушко, разработкой системы управления — коллективы Н.А.Пилюгина, В.И.Кузнецова и М.С.Рязанского, созданием наземного комплекса средств обеспечения запуска ракеты — Государственное союзное конструкторское бюро специального машиностроения (ГСКБ «Спецмаш») под руководством В.П.Бармина. Первая отечественная баллистическая ракета Р–1 стартовала с ГЦП №4 17.09.1948 г. Начальный этап ЛКИ был крайне неудачным, однако разработчикам удалось преодолеть полосу невезения. После выполнения в 1948–1949 годах обширного цикла летных испытаний (всего запустили 30 ракет в два этапа) Р–1 вместе с комплексом наземного оборудования принята на вооружение Советской Армии согласно Постановлению СМ от 25.11.1950 г., с присвоением индекса 8А11[1.8].

Схема семейства ракет созданных на базе Р-1

К сожалению, большинство принципиальных недостатков системы типа А–4, быстро ставших очевидными нашим специалистам, можно было преодолеть только перейдя к ракетам новой схемы. Однако задание Партии, Правительства и лично товарища Сталина было однозначным — воспроизвести ракету А–4 без каких–либо изменений.

Подготовка к пуску Р-1[И1.3]

 

Головная часть геофизической ракеты В-1В

Еще будучи в составе группы советских специалистов в Германии и изучая трофейную технику, С.П.Королёв понял, что на основе А–4 можно создать более совершенную ракету с дальностью 600 км. Установив, что немецкий жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) поддается форсированию по тяге на 16–35%, он предложил несколько вариантов новой ракеты, один из которых был принят за основу. Предполагалось, что ракета, получившая обозначение Р–2, будет в основном аналогична А–4, за исключением удлиненного отсека баков увеличенной емкости.

После воспроизведения А–4 нашими специалистами в отечественных условиях, высшее руководство предполагало начать разработку ракеты на дальность 3000 км. Однако трезво оценив трудности такого качественного скачка и соизмерив цели с возможностями отечественной техники и технологии, С.П.Королёв предложил двигаться к цели постепенно, шаг за шагом проходя определенные этапы. Одним из них и должна была стать Р–2. В апреле 1947 г. состоялась защита эскизного проекта Р–2 с существенным изменением концепции: в конструкцию ракеты ввели отделяющуюся ГЧ и несущий бак горючего. Летные испытания экспериментальной Р–2Э, имеющей определенные отличия от основного проекта Р–2, проводились в сентябре–октябре 1949 г. на полигоне Капустин Яр. Преодолевая трудности, связанные с «периодом роста и мужания», королёвские ракетчики провели в 1949–1952 годах полный цикл ЛКИ и, согласно постановлению СМ от 27.11.1951 г., сдали ракету Р–2 на вооружение под индексом 8Ж38.

Семейство ракет, разработанных на базе Р-2 (Р-2, В-2А, В-2Б)

В 1952–1953 годах шесть бригад особого назначения резерва ставки верховного главнокомандования (БОН РВГК) были вооружены ракетами Р–1 и Р–2 с ГЧ обычного (фугасного) снаряжения. В марте 1953 г. эти формирования переименовали в инженерные бригады РВГК, к которым к 1955 г. прибавилась ещё одна бригада. Дальнейшему развитию баллистических ракет как нового самостоятельного вида вооружений мешала недостаточная дальность их полета, которая ограничивала возможность их боевого применения, не позволяя использовать против стратегических целей, расположенных в глубоком тылу вероятного противника.

Вскоре после окончания Второй мировой войны политический климат в мире резко охладился. В воздухе снова «запахло грозой». По мнению советских руководителей, угроза новой войны исходила теперь от Вашингтона и его союзников на западе Европейского континента. Несмотря на то, что после возникновения блока «социалистических стран–союзниц» непосредственная угроза была отодвинута от границ Советского Союза, базирование бомбардировщиков потенциального противника с атомным оружием в Западной Европе и Азии делали нашу оборону весьма уязвимой. В создавшихся условиях в качестве средства противодействия было решено использовать баллистические ракеты с большой дальностью полёта.

Геофизическая ракета В-2А (гражданская модификация ракеты Р-2) в павильоне «Космос». На заднем плане - геофизическая ракета В-5Б[И1.4]

Уже в апреле 1947 г. на уровне Правительства СССР обсуждалась возможность создания «сверхдальних» ракет. 14.04.1948 г. было принято Постановление СМ о продолжении работ по Р–1 и Р–2 и исследовании ракет на дальность полёта 3000 км. После обсуждения различных вариантов летательных аппаратов в качестве основного остановились на баллистической ракете.

 

  Стартовая масса Масса топлива: Полезный груз Тяга ЖРД Удельный импульс - у земли - в пустоте Диаметр корпуса Длина ракеты   71 т 60 т 3 т 120 тс 240 ед 280 ед 2,8 м 27,1 м  
       
       
       
       
       
       
       
       
Схема ракеты Р-3[И1.5] © РКК «Энергия», 1996

Новый проект, получивший обозначение Р–3, должен был вобрать в себя весь опыт, полученный при создании предыдущих ракет. Ракету делали одноступенчатой, с несущими баками, хвостовым отсеком без аэродинамических стабилизаторов и с отделяющейся ГЧ. Двигатель для Р–3, обладающий исключительно высокими для своего времени характеристиками, на конкурсной основе проектировали два конструкторских коллектива — ОКБ–456 В.П.Глушко и НИИ–1 Министерства авиационной промышленности (МАП) под руководством А.И.Полярного. Отдельные конструктивные решения для новой ракеты предполагалось отработать на модифицированной Р–2 и специально созданной экспериментальной летающей модели — ракете Р–3А.

Особые трудности возникли при разработке двигателя и обеспечении требуемого конструктивного совершенства (высокого отношения массы заправленной ракеты к сухой массе). Не все было ясно с обеспечением целостности ГЧ при ее входе в атмосферу с высокими гиперзвуковыми скоростями. Эскизный проект Р–3 утвердили в декабре 1949 г. с рекомендацией принять в качестве ближайшей задачи создание ракеты Р–3А дальностью 935 км для отработки в натурных условиях конструкции, двигателя и системы управления ракеты Р–3[1.12].*

_________________________________

* Небезынтересно отметить, что проект ракеты Г–1, разработанный немецкими специалистами с острова Городомля под руководством Х.Греттрупа двумя годами раньше, содержал в себе не менее интересные, а в некоторых случаях и более прогрессивные решения. Впрочем они казались тогда отечественным экспертам сомнительными — несущие баки и отделяемая ГЧ с абляционным деревянным покрытием, система радиоуправления. Однако все это давало высокое конструктивное совершенство и в совокупности с экономичным ЖРД оригинальной замкнутой схемы позволяло достичь проектной дальности 1000 км. [1.13]

 

Планировалось начать ЛКИ ракеты Р–3А в октябре 1951 г., но проектные проработки показали, что несколько изменив назначение ракеты, можно достаточно быстро получить качественно новое изделие — боевой ракетный комплекс с дальностью действия более 1000 км.

К исходу 1949 г. рамки отдела №3 НИИ–88 стали тесны для быстро растущего и динамично развивающегося конструкторского коллектива под руководством С.П.Королёва, и 30.04.1950 г. вышел приказ Министра вооружений о преобразовании СКБ в Опытное конструкторское бюро №1 (ОКБ–1) по разработке ракет дальнего действия (начальник и главный конструктор С.П.Королёв) и ОКБ–2 по разработке зенитных ракет (и.о. начальника и главного конструктора К.И.Тритко). 16.06.1950 г. заместителем начальника ОКБ–1 назначили Василия Павловича Мишина, а заместителем главного конструктора — Василия Сергеевича Будника.

Работы по проекту Р–3 ещё не закончились, а С.П.Королёву было ясно, что дальность полёта 3000 км недостаточна. Актуальным становилось создание мощной межконтинентальной ракеты. Для решения этой задачи в соответствии с Постановлением СМ от 4.12.1950 г. в научно–исследовательских разработках (НИР) по темам Н–1, Н–2 и Н–3 провели углубленные и расширенные исследования по новым схемам ракет, двигателей и топлив. Однако необходим был и ракетный комплекс, позволяющий поражать цели в оперативной глубине обороны противника. Такой ракетой стала машина на базе Р–3А, получившая обозначение Р–5. Эскизный проект на нее был готов к 30.10.1951 г.

Р–5 имела ЖРД разработки В.П.Глушко, созданный на базе двигателя ракеты Р–1 путем его максимального форсирования, снабженный специальным сопловым насадком. Оба бака (окислителя и горючего) стали несущими и оснащались системой уменьшения невыработанных остатков топлива, приборы системы автономного управления (СУ) располагались в двух отсеках — хвостовом (над двигателем) и межбаковом и дополнялись приборами радиоуправления боковой дальностью, позволяющей уменьшить рассеивание головных частей на максимальной дальности. Для управления на активном участке полёта применялись сверхзвуковые газовые рули новой конструкции. Все решения, направленные на улучшение основных конструктивных показателей ракеты, стали стандартными и применялись впоследствии на всех изделиях разработки ОКБ–1.

Кроме основной ГЧ ракета могла нести от двух до четырех подвесных (боковых) боеголовок, снаряженных обычным взрывчатым веществом. При этом максимальная дальность полёта снижалась до 810 и 560 км соответственно. Минимальная дальность для всех вариантов составляла 270 км.

Схема ракет Р-5 с одной (слева) и тремя (в центре) фугасными частями. Справа - стратегическая ракета Р-5М с ядерной ГЧ

13.02.1953 г. вышло Постановление СМ о проведении ЛКИ ракеты Р–5 в три этапа, а также Постановление о работах по теме Т–1 — создание двухступенчатой ракеты с дальностью полёта 7–8 тысяч км.

В марте–мае 1953 г. начался первый этап летных испытаний Р–5 (восемь пусков) — сначала на минимальную, а затем и на максимальную дальность. Первый удачный пуск на полную дальность состоялся 19.04.1953 г. В ходе испытаний выявилась недостаточно надежная работа системы управления из–за неучёта упругих колебаний ракеты. До начала второго этапа ЛКИ (октябрь–декабрь 1953 г.; семь пусков на дальность 1185 км) проводились определенные мероприятия по повышению надежности СУ, оказавшиеся, однако, недостаточными. Третий этап проводился с августа 1954 г. по февраль 1955 г. на 19 ракетах.

В рамках проведения ЛКИ ракеты Р–5 ГСКБ «Спецмаш» разработало и испытало штатный стартовый комплекс наземного оборудования для этой ракеты на основе унифицированного комплекса для ракет Р–1 и Р–2.

Будучи самой перспективной из имевшихся баллистических ракет, Р–5 вызвала появление множества самых различных модификаций, самой значительной и серьезной из которых стала стратегическая ракета Р–5М, способная доставить ядерный боезаряд на дальность 1200 км. Для ракеты разработали специальную (более короткую) ГЧ, имеющую уменьшенную скорость встречи с землей. Аэродинамическая схема Р–5М в связи с этим несколько изменилась — увеличилась площадь пилонов под воздушные рули.

Для увеличения надежности каждая из систем этой модификации ракеты претерпела значительные изменения, направленные на повышение безотказности работы. Больше всего это коснулось СУ ракеты, перенесенной в межбаковый отсек: все электрические цепи ее бортовой части и радиокомплекса были дублированы, автомат стабилизации получил два независимых канала, возросло количество рулевых машинок. Усовершенствовали и технологию подготовки ракеты к старту путем введения узлов стыковки с наземными системами в торцевой части хвостового отсека.

Подготовка к пуску ракеты Р-5М[И1.6]

Летные испытания Р–5М начались 21.01.1955 г. и проводились на 14 ракетах, 13 из которых достигли целей. В августе–ноябре 1955 г. осуществили пристрелочные ЛКИ на 10 машинах, а с 11.01.1956 по 06.02.1956 г. — пристрелочные испытания на пяти ракетах, четыре из которых имели действующие макеты ядерного боезаряда (без делящегося вещества). Пятый запуск, выполненный 02.02.1956 г., стал первым в мире пуском ракеты с реальной боевой ГЧ с выполнением наземного ядерного взрыва мощностью около 80 кт.

Ракету Р–5М, получившую индекс 8К51, с учетом результатов испытаний приняли на вооружение в соответствии с Постановлением СМ от 21.06.1956 г.. В 1959 г. два полка, вооруженных этими ракетами, заступили на боевое дежурство в городах Симферополь и Гвардейск.[1.15]

Серийное производство Р–5М, также как и ранее ракет Р–1, Р–2, было передано на Государственный союзный завод №586 в Днепропетровске, превратившийся в соответствии с Постановлением СМ от 09.05.1951 г. из вполне открытого Днепропетровского автомобильного завода (ДАЗ) в ракетный. Освоение новой техники на ГСЗ–586 шло особенно трудно — ведь это была принципиально иная технология производства. Для конструкторского сопровождения изделий ОКБ–1 к лету 1951 г. на заводе создали специальное конструкторское бюро (СКБ–586), которое в июле возглавил В.С.Будник — заместитель С.П.Королёва по конструкторской части. На новом месте Будник организовал коллектив из инженеров и конструкторов, переведенных вместе с ним из ОКБ–1 с привлечением местных специалистов, сохранив структуру КБ такой же, какой она была у Королёва.

Ракета Р-5М перед парадом на Красной площади

Запуск ракет в серийное производство проходил с большим напряжением сил — и сам главный конструктор СКБ–586 и весь его коллектив работали на заводе по 14–16 часов в сутки без выходных. Многократно приезжая на завод, С.П.Королёв не скрывал своего восхищения работой конструкторов и технологов по внедрению ракет в серийное производство. Однако, как и любой творец, проявляющий отеческую заботу о своих детищах, он каждый раз просил конструкторов ничего не менять в чертежах без его согласия.

Ракета Р-5М перед установкой на стартовый стол[И1.7]

28.11.1952 г. завод №586 начал выпускать Р–1, а с июня 1953 г. — Р–2. К этому времени СКБ–586 стало работать над собственными проектами. Так, начиная с 1953 г., в Днепропетровске проходили проектно–конструкторские работы по модернизации Р–1, направленные на повышение технологичности производства и улучшение ее эксплуатации. В итоге ракета Р–1М отличалась от прототипа упрощенной конструкцией и значительно модифицированной СУ, что позволило вдвое увеличить точность стрельбы, уменьшив площадь рассеивания. В 1955 г. успешно завершились летные испытания Р–1М (10 пусков), однако ракета уже во многом не удовлетворяла возросшим требованиям заказчиков, прежде всего из–за малой дальности полёта[1.17].

Новое качество в развитии Советских Вооруженных сил давал ракетный комплекс Р–5М. Именно принятие его на вооружение означало появление в СССР ракетно–ядерного оружия средней дальности. Однако во второй половине 1950–х гг. требования к боеготовности и живучести ракетных комплексов значительно возросли. Военные требовали более точных ракет, приближающихся по эксплуатационным свойствам к артиллерийским орудиям (широкий диапазон температур, простота и легкость применения). На передний план в связи с большими объемами серийного производства и значительными масштабами развертывания ракетных комплексов в войсках выходили также производственно–экономические требования[1.19].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь