Идеи «политкультурности» и молодежные экстремистские движения.




Проблемы образования - возрождения духовности, развития гуманистического мировоззрения, ценностных ориентаций личности и включения их в этнокультурный опыт, приобретают актуальность, требуют обновления содержания образования в современном обществе.

В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.

В современное время всё большее распространение получают идеи поликультурного образования. В понятие поликультурного образования включали знания этнической и мировой культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждению идей о едином мире.

По мнению исследователей политкультуризм в образовании - это культурный плюрализм, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, недопустимость дискриминации людей по национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Основополагающими принципами поликультурного образования являются: принцип диалога и взаимодействия культур; контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования; принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.

Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования:

· глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

· формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

· создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

· формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

· воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

· формирование и развитие умения критически мыслить;

· развитие этнотолерантности;

· формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

· формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;

· воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;

· использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с

Поликультурное образование в России базируется на следующих педагогических
принципах:

· воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;

· воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;

· воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничества.

К главным принципам поликультурного образования в США исследователи относят:

· поликультурное образование - это, прежде всего, антирасистское образование, отвергающее расизм во всех формах его проявления и акцентирующее необходимость вооружения учащихся умениями активно противостоять дискриминации в конкретной жизненной ситуации ненасильственным путем, чтобы не допустить ее повторения;

· поликультурное образование - это освобождающее образование, поэтому необходимо вооружение учащихся умением критически осмысливать получаемую информацию, способствуя процессу рождения нового культурного знания;

· поликультурное образование помогает учащимся стать агентами своего образования, т.е. использовать знания для понимания явлений реальной жизни и при необходимости влиять на них, осуществляя правильный выбор;

· поликультурное образование подразумевает обучение и воспитание с опорой на опыт и интересы учащихся, а не на директивы доминирующей культуры.

Анализ принципов поликультурного образования в России и США свидетельствует, что российские исследователи берут за основу, главным образом, философию гуманизма и кросскультурализма, предполагающую признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, акцентирующую равенство, самоценность и многообразие культур, важность их интеграции, гуманных, толерантных отношений между представителями разных
культур.

Американские ученые, не отрицая значимости гуманистического и кросскультурного подходов, выдвигают на первый план основные положения критической теории расы и принципы критической педагогики.

Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции в нравственном воспитании подрастающего поколения, превращать общечеловеческие ценности в конкретные, узнаваемые в этнокультурном плане.

Поликультурное образование - важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах; традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем; может способствовать повышению этнической идентичности будущего поколения.

 

Сегодня экстремизм в молодежной среде стал в России массовым явлением, активизировалась деятельность асоциальных молодежных организаций экстремистского характера (РНЕ, лимоновцы, скинхеды, фанаты и т.д.), спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций на этнорелигиозной, политической почве. Но дело не только и не столько в цифрах (на территории РФ действует 141 молодежная группировка, количество постоянных членов, входящих в неформальные молодежные группы и движения экстремистской направленности, составляет до полумиллиона человек, а в том, что речь идет о социальной болезни, глубоко затрагивающей суть отношений в обществе, все больше и больше захватывающей подрастающее поколение. Опасным является и тот факт, что экстремизм в России «молодеет», социологи отмечают, что наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет.

Поскольку молодежный экстремизм является не только угрозой национальной безопасности России, её целостности, но опасен и для институтов демократии, формирующегося гражданского общества, то противодействие ему вызвано объективным стремлением к социальной и политической стабильности.

Задача заключается в том, чтобы молодые люди не застревали на стадии молодежного экстремизма, а, переболев этой болезнью, плавно входили в уже существующие структуры общества. Чтобы молодежь безболезненно для общества переживала стадию экстремизма, мне кажется важным, чтобы она видела те реальные перспективы, куда она может двигаться. И здесь необходимо отметить возможности так называемого «социального лифта» для молодежи. Перспективы и возможности повышения эффективности функционирования социальных лифтов молодежи в условиях необходимости модернизации российского общества обусловлены раскрытием креативного потенциала молодежи и формированием креативного класса, поскольку именно использование творческого потенциала креативной молодежи с ее ориентацией на ценности самоактуализации, профессионализма при высокой индивидуальной ответственности в современном обществе с его исчезающими традициями общинности и коллективной ответственности выступают основой гарантии высокой социальной вертикальной мобильности и формирования общества креативного типа, потребность в признании и институционализации которого обусловлена стоящими пред российским обществом задачами демократизации общественной жизни в рамках реализации принципов социальной справедливости.

Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать гос­ударственную политику по работе с подростками и молодежью является школа (и шире система образования), которая также выступает в качестве важного инструмента в про­цессе государственного воспитания молодежи. Функция учреждений образования сводится к просвещению, разъяснению и рекламе позитивных, конструктивных и социально одобряемых образцов поведения: проведение профилактических мероприятий в учреждениях образования и воспитания, в том числе и для самых маленьких детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: