Тема: «Иммунология репродукции. Иммунология опухолей»
2. Мотивация изучаемой темы. Существенное развитие иммунологии репродукции - относительно новой области на стыке науки и клиники - началось в середине 20-го столетия. В течение последующих лет наиболее интенсивно проводились исследования взаимоотношений иммунной и репродуктивной систем человека, иммунологических механизмов, способствующих нормальному течению беременности и развитию плода, а также иммунных реакций, участвующих в патогенезе нарушений репродуктивной функции. Основная особенность беременности заключается в том, что плод по отношению к материя является генетически наполовину чужеродным организмом, который до положенного срока не отторгается. Созревание оплодотворенной яйцеклетки до зрелого плода в наполовину чужеродном организме матери осуществляется за счет супрессорного механизма, который развивается с первых часов после зачатия и действует до развития родовой деятельности. Изучение иммунных механизмов, создающих условия для выживания и нормального развития плода позволяет также понять значение иммунологических факторов в развитии бесплодия и нарушений внутриутробного развития, а также коррекции данных патологических состояний.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что иммунные механизмы играют в организме важную роль задолго до появления клинически определяемой опухоли и продолжают играть не менее важную роль после избавления от нее. Установлено, что опухоль формируется и растет под влиянием противоположно направленных, но не взаимоисключающих иммунных реакций. Динамика опухолевого роста определяется равновесием между факторами иммунного надзора с одной стороны, и пробластомными факторами, способствующими росту опухоли с другой. В профилактике и особенно лечение онкобольных важную роль играют современные достижения клинической иммунологии.
Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС-03 по специальности 31.05.01. – Лечебное дело (ПК-22): формировать способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ПК-22), формировать умение работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, выделять основные положения, делать выводы, развивать личностные качества. Активно использовать современные достижения науки, особенно подчеркивая роль отечественных ученых в разработке данной темы (ПК-22).
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студенты должны:
I уровень - «иметь представление» - обучающиеся имеют представление о роли иммунных механизмов в развитии нормальной беременности и нарушений репродуктивной функции, а так же в развитии опухолевого процесса
II уровень - «знать» - обучающиеся способны воспроизвести учебный материал с требуемой степенью точности:- механизмы иммунной толерантности, которые обеспечивают вынашивание нормальной беременности и роль иммунологических факторов в формировании бесплодия и нарушений внутриутробного развития. Знать иммунные факторы, приводящие к развитию онкологических заболеваний.
III уровень - «уметь» - анализировать патогенетические механизмы иммунных нарушений при бесплодии, не вынашивании плода и нарушениях внутриутробного развития. Уметь анализировать роль иммунных факторов в развитии онкологических заболеваний.
IV уровень - «владеть» - навыками клинической интерпретации результатов исследования, уметь выбрать препараты для специфической иммунной диагностики, иммунотерапии опухолей и нарушений репродукции.
4. Этапы проведения практического занятия:
№п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
| 5-10 % | ||
Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | ||
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | ||
| 80-90% | ||
Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | ||
Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 10-20 | |
Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 20-30 | |
Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 20-30 | |
Реализация планируемой формы занятия (семинар, практическая работа) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 30-40 | |
Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента,выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 10-20 | |
| 5-10 % | ||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | ||
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер |