Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что включает в себя понятие «деревенская проза»?




ОДБ 02. Литература

Дата проведения 27.03.20

Курс 2

Группа 88

Тема урока. «Деревенская» проза. Творчество В.Астафьева

Цель. Познакомиться с понятием «деревенская проза», жизнью и творчеством В. Астафьевым.

Ход работы

Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что включает в себя понятие «деревенская проза»?

В русской литературе второй половины ХХ века развиваются новые

направления: «деревенская» проза, «городская», или «интеллектуальная», проза.

Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и

сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-

80-е годы.

В центре внимания писателей – «деревенщиков» была послевоенная

деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже

собственных паспортов и без специального разрешения не могли покидать

«места приписки»). Сами писатели были в основном выходцами из деревни.

Сутью же этого направления было возрождение традиционной нравственности.

Именно в русле «деревенской прозы» сложились такие большие художники, как

Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Федор

Абрамов. Им близка культура классической русской прозы, они восстанавливают

традиции сказовой речи, развивают то, что было сделано еще «крестьянской

литературой» 20-х годов. Поэтика «деревенской прозы» была ориентирована на

поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить

дискредитировавшую себя государственную идеологию.

После того как крестьянство смогло самостоятельно выбирать себе место

проживания, начался массовый отток населения, особенно молодого, из сельской

местности в города. Оставались полупустые, а то и вовсе обезлюдевшие деревни,

где царили вопиющая бесхозяйственность и утрата нравственных идеалов среди

оставшихся жителей. В чем причина таких бед? Ответ на этот вопрос писатели –

«деревенщики» видели в последствиях военных лет, когда силы деревни были

надорваны, изуродованы естественные пути ведения сельского хозяйства.

Главная же причина раскрестьянивания проистекала из «Великого перелома» (по

определению А. И. Солженицына) – насильственной коллективизации.

Горький итог «деревенской прозе» подвел Виктор Астафьев: «Мы отпели

последний плач – человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне.

Мы и воспевали ее одновременно. Как говорится, восплакали хорошо, на

достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего

крестьянства».

 

2. Подготовьте самостоятельно краткую справку о жизни и творчестве писателя В. Астафьева.

 

3. Анализ повести «Последний поклон»

 

Произведение написано в форме повести в рассказах. Сама форма

подчёркивает биографический характер повествования: воспоминания взрослого

человека о своём детстве. Воспоминания, как правило, ярки, но не

выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни.

И всё-таки «Последний поклон» не сборник рассказов, а единое

произведение, так как все его элементы объединены одной темой. Это

произведение о Родине, в том значении, как понимает её Астафьев. Родина для

него – это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это

природа, суровая, необыкновенно красивая – мощный Енисей, тайга, горы.

Каждый отдельный рассказ «Поклона» раскрывает отдельную черту этой общей

темы, будь то описание природы в главе «Зорькина песня» или детских игр в

главе «Гори, гори ясно».

Повествование ведётся от первого лица – мальчика Вити Потылицина,

сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити – гуляка и пьяница, семью бросил.

Мать Вити трагически погибла – утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала, как у

всех остальных деревенских мальчиков – помощь старшим по хозяйству, сбор

ягод, грибов, рыбалка, игры.

Главная героиня «Поклона» – Витькина бабушка, Катерина Петровна,

соберёт в себе в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле

крепкого, наследного, исконно родного, заранее и навсегда данное. Ничего

писатель в ней не прикрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и

непременное желание всё первой узнать и всем в деревне распорядиться (одно

слово – Генерал). И бьётся, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и

слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки

никаких невзгод: «Дети родились – радость. Болели дети, она их травками да

кореньями спасала, и ни один не помер – тоже радость... Руку однажды

выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали,

одно рукой жала и косоручкой не сделалась – это ли не радость?» Это общая

черта старых русских женщин, и черта именно христианская, которая при

истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек всё чаще

предоставляет счёт судьбе, меря зло и добро на ненадёжных весах

«общественного мнения», подсчитывая страдания и ревниво подчёркивая своё

милосердие. В «Поклоне» же всё ещё родное, колыбельное, благодарное жизни и

этим всё вокруг животворящее.

Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к

отцу и мачехе в город учиться в школу, так как в деревне школы не было.

И когда бабушка ушла из повествования, начались новые будни, всё

потемнело, и явилась в детстве такая жестокая страшная сторона, что художник

долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть «Поклона», грозный

оборот своей судьбы, своё неизбежное «в людях». Не случайно последние главы

«Поклона» были закончены в 1992 году.

Вторую часть «Поклона» порою корили за жестокость, но подлинно

действенна она была не мстительной нотой. Художник вспоминает своё

сиротство, изгнанничетсво, бездомность, общую отверженность, лишность в

мире (когда, казалось, для всех, да и для него порой было бы лучше, если бы он

умер), не для того, чтобы теперь победительно восторжествовать: что, взяли! –

или чтобы вызвать сочувственный вздох, или ещё раз припечатать бесчеловечное

время. Это всё были бы задачи слишком чужие исповедному и любящему

астафьевскому дару. Считаться и мстить, вероятно, можно тогда, когда сознаёшь,

что живёшь невыносимо по чьей-то очевидной вине, помнишь эту очевидность и

ищешь сопротивления. А разве маленький, цепкий герой «Поклона» Витька

Потылицын что-то расчётливо сознавал? Он только жил, как умел, и увертывался

от смерти и даже в отдельные минуты умудрялся счастливым быть и красоту не

пропустить. И если кто и срывается, то это не Витька Потылицын, а Виктор

Петрович Астафьев, который сейчас из дали лет и понимания со смятением

спрашивает мир: как могло случиться, что дети оказались поставлены в такие

условия существования?

Он не себя жалеет, а Витьку, как своё дитя, которое сейчас может защитить

только состраданием, только желанием разделить с ним последнюю картошку,

последнюю каплю тепла и каждый миг одиночества. И если Витька выбрался

тогда, то благодарить надо опять же бабушку Катерину Петровну, которая

молилась за него, достигала сердцем его страдания и тем из дальней дали

неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть тем, что успела научить

прощению и терпению, умению разглядеть в полной мгле даже и малую крупицу

добра и держаться этой крупицы и благодарить за неё.

Русская деревня в изображении Астафьева предстаёт перед нами как

светлый образ Родины. Из воспоминаний взрослого человека о событиях детства

выпадает большинство отрицательных моментов, за исключением, быть может,

самых резких. Именно поэтому астафьевская деревня так духовно чиста и

красива.

Произведения Астафьева потому и находят отклик в душах читателей, что

многие также понимают и любят Родину и хотят видеть её всё такой же светлой

и чистой, как видит её автор.

 

4. Ответьте кратко на вопрос: «В чем состоит нравственная проблематика повести?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: