Содержание практики
ПМ.03. Организация занятий по основным
Общеобразовательным программам дошкольного образования
Цель: иметь практический опыт организациизанятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Задачи:
- определять цели и задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений и работы по коррекции речи детей дошкольного возраста
- составлять конспекты занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- организовать и провести групповые и индивидуальные занятия по различным разделам программы;
- организовать и провести наблюдения за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
- организовать и провести экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром;
- организовать и провести коррекционную работу с детьми, имеющими трудности в обучении;
- провести диагностику и оценку результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- составить психолого-педагогическую характеристику ребенка;
- наблюдать и анализировать различные виды занятий (экскурсий, наблюдений), а также логопедической работы в разных возрастных группах;
- обсуждать отдельные занятия, экскурсии, наблюдения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
- осуществлять самоанализ различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
- оформлять документацию.
Задание 1. Диагностика результатов воспитания, обучения и развития личности ребенка
Содержание задания: провести диагностику результатов воспитания, обучения и развития личности одного ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Составить психолого-педагогическую характеристику ребенка.
План
1. Общие сведения о ребенке:
· Ф. И. О.
· Диагноз:
· Дата рождения:
· Домашний адрес:
· Дата поступления в детский сад:
· Откуда поступил:
· Были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам:
2. Характеристика семьи:
· Ф. И. О. матери, место работы:
· Ф. И. О. отца, место работы:
· Состав семьи:
· Кто занимается воспитанием ребенка?
· Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
3. Соматическое здоровье (болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит).
Особенности эмоционально-волевой сферы
Определить общий эмоциональный настрой ребенка, выделить преобладающее эмоциональное состояние, уровень беспокойства-тревожности; выявить особенности восприятия окружающих, собственной эмоциональной чувствительности, эмпатийные тенденции; определить особенности формирования волевых качеств и их развития.
Характеристика развития психических процессов (2-3 на выбор студента)
На основе диагностических данных определить уровень развития психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, сравнить с основными возрастными нормами развития.
Индивидуально-типологические особенности ребенка
Определить преобладающий тип темперамента ребенка, особенности складывающегося характера.
Проявление личностных качеств
Определить уровень самооценки ребенка, уровень тревожности, определить потребности в общении.
Положение ребенка в группе сверстников
Диагностика статусного положения ребенка в группе сверстников (звезды, принятые, изолированные, изгои).
Ребенок в различных видах деятельности
Уровень развития игровых умений детей в одной возрастной группе (на примере сюжетно-ролевой игры)
Учебно-познавательная деятельность ребенка в одной возрастной группе (в дидактической игре).
Уровень развития трудовых умений, изобразительных навыков, умение конструировать.
По окончанию диагностической работы необходимо обобщить полученные данные о развитии ребенка, сопоставить с возрастными нормами развития и сделать соответствующие выводы. На основе выводов составить рекомендации для родителей и воспитателей по дальнейшему развитию ребенка и определить коррекционную работу по устранению недостатков развития.
В отчете представить психолого-педагогическую характеристику на одного ребенка с рекомендациями по коррекционной работе по устранению недостатков развития.
Задание 2.* Наблюдение и анализ занятия по ознакомлению с природой
Содержание задания: наблюдать и анализировать занятие по ознакомлению с природой в одной возрастной группе (на выбор).
План анализа:
1. Соответствие цели и задач занятия требованиям ФГОС ДО, программе
2. Целесообразность места занятия в режиме дня, форма организации
3. Оборудование и материалы занятия
4. Приемы мотивации детей;
5. Методы и приемы обучения с учетом поставленных задач, возраста детей, формы организации
6. Приемы оценки деятельности детей.
В отчете представить конспект и план наблюдаемого занятия и анализ.
Примечание: от выполнения задания № 2 освобождаются студенты, которые работают воспитателями не менее 2-х месяцев (при наличии справки с места работы).
Задание 3.* Наблюдение и анализ занятия по развитию речи
Содержание задания: наблюдать и анализировать занятие по развитию речи в любой возрастной группе (по выбору студента):
- по ознакомлению с окружающим и развитию словаря;
- по развитию связной речи;
- по ознакомлению с художественной литературой;
- по обучению детей грамоте.
План анализа:
1.Тема, вид занятия.
2. Программные задачи их соответствие возрасту детей.
3. Структура занятия, взаимосвязь между частями.
4. Методы и приемы обучения, эффективность из использования на занятии.
5. Оценка речи воспитателя и детей.
6. Значение НОД в развитии детей.
В отчете представить конспект и план наблюдаемого занятия и их анализ.
Примечание: от выполнения задания № 3 освобождаются студенты, которые работают воспитателями не менее 2-х месяцев (при наличии справки с места работы).
Задание 4.* Наблюдение и анализ занятия по формированию элементарных математических представлений
Содержание задания: наблюдать и анализировать занятие по формированию элементарных математических представлений в одной возрастной группе (на выбор).
План анализа:
1. Тема, вид занятия.
2. Программные задачи, их соответствие возрасту детей.
3. Структура занятия, взаимосвязь между частями.
4. Методы и приемы обучения, эффективность из использования на занятии.
5. Оценка речи воспитателя и детей.
6. Значение НОД в математическом развитии детей.
7. Критерии составления плана НОД.
В отчете представить план наблюдаемого занятия и его анализ.
Примечание: от выполнения задания № 4 освобождаются студенты, которые работают воспитателями не менее 2-х месяцев (при наличии справки с места работы).
Задание 5. Планирование и проведение занятия по ознакомлению с природой
Содержание задания: составить конспект и провести занятие по ознакомлению с природой в одной возрастной группе (на выбор). Сделать самоанализ.
Примерное содержание:
- организация экскурсий в природу, целевых прогулок;
- организация занятий по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы;
- организация наблюдений за живыми объектами;
- организация опытнической деятельности
План самоанализа:
- Соответствие различных видов деятельности детей возрасту и уровню знаний и умений детей.
- Учет индивидуальных и личностных особенностей детей в процессе организации деятельности.
- Создание условий, стимулирующих деятельность детей.
- Оценка результатов деятельности детей.
В отчете представить конспект и план проведенного занятия, отзыв администрации ДОУ о проведенном занятии, самоанализ по заданному плану.
Задание 6. Планирование и проведение занятия по развитию речи
Содержание задания: составить конспект и провести занятие по развитию речи в одной возрастной группе (на выбор). Сделать самоанализ.
План самоанализа:
- Соответствие темы, вида занятия программному содержанию.
- Реализация программных задач.
- Структура занятия и взаимосвязь между частями.
- Использование методов и приемов обучения.
- Создание предметно-развивающей среды для занятия.
В отчете представить конспект и план проведенного занятия, отзыв администрации ДОУ о проведенном занятии, самоанализ по заданному плану.
Задание 7. Планирование и проведение занятия по формированию элементарных