РАЗРАБОТКА ИДЕОЛОГИИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА.




Аналитическая философия

АФ - направление западной фил-и, кот. сводит фил-ю к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки фил. проблем. Этот анализ в АФ рассматривается как единственный правомерный метод фил-го исследования и направлен на то, чтобы выявить действительность ситуации употребления языковых ср-в, порождающих философские проблемы. Его цель - показать, что не существует реальных фил. проблем, а фил. проблема явл. либо псевдопроблемой, либо носит логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное исследование. АФ сформировалась в США, Великобритании.

В АФ 2 направления: 1. логический анализ фил-и, кот. в кач-ве ср-ва анализа применяет аппарат совр. математ. логики; 2. лингвистическая фил-я, отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается исследованием типов употребления выражений в естесств., обыденном языке, в т.ч. когда он прим. при формулировке фил. понятий. Эти направления выражают различные умонастроения: в то время, как фил-я логич анализа считаес себя фил-ей науки, сторонники фил-и лингвистич. анализа выступают против к-л культа научного знания и отстаивают естесств. отношения к миру, выраженное в обыденном языке.

Родонач. лингвистич. фил-и Райл, Уисдом, Стросон, Блек. Родонач. логич. анализа фил-и - Витингштейн, Куайн, Гудман, Поппер.

Понятие анализа, принятое в аналит. фил-и, появилось в фил-и ХХ в. у Рассела как определенный метод разработки фил. проблематики.

Понятие АФ получает распространение после второй мровой войны, охватывая различные течения совр. фил-и, предметом анализа кот. были языковые средства науки, обыденного языка и сомой фил-и. Распространение термина АФ, вытесняющего термин "неопозитивизм", связано с неудачами реализации программы неопозитивизма. Для АФ характерна тенденция, сохранив идею анализа как "антиметафизики", максимально освободиться от к-л содержательных предпосылок.

П. Я. ЧААДАЕВ О РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОСОФИИ.

П.Я. Чаадаев - один из тех мыслителей, жизнь и творчество которого представляют интерес не только для историков, но и для современников. На просветительские воззрения Чаадаева во все периоды его творчества оказывали воздействме религиозные представления. Он изучал библейские тексты, увлекался теологической литературой.

Основным трудом жизни Чаадаева явл-ся "Философские письма". Именно это сочинение определило его влияние и значение в русской общественно-философской мысли. В сочинении Чаадаева доминируют две темы: 1) Россия - ее прошлое, настоящее и будущее; 2) философия как философия истории. Россия - первостепенная тема для Чаадаева, в связи с которой он рассматривал и многие другие интересующие вопросы. Как складывалось прошлое России, по каким путям идет осознание ее настоящего, как уяснитьее будущее - эти проблемы не уходят из поля зрения философа. Его видение России сводится к тому, что Россия - страна аномальная, ее прошлое и действит-ть образовываются вопреки и в противоречии с законами развития и существования народов. В последующем он высказывает предположение, что Россия не только преодолеет собственные трудности общественного развития, но и поможет Западу решить его проблемы. Но для этого Россия должна быть коренным образом преобразована во всех отношениях.

Как было отмечено, социально-политические воззрения Чаадаева наибольшее завершение получили в его философии истории. Однако и другие философские области, включая онтологию и гносеологию, не были оставлены его вниманием. В основе онтологических представлений чаадаева лежат принципы объективности и единства. Их взаимодействие порождает "логику причин и следствий". Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления. Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания. Постижение бытия осуществляется с помощью естественных средств - опытности и рассуждения. К этому добавляется интуиция.

РАЗРАБОТКА ИДЕОЛОГИИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА.

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство (Хомяков, Киреевский, Аксаков). Славянофилы опирались на "самобытников", на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже, исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало "те исконно русские начала, тот "русский дух", кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме".

Какие же качества православия дают ему преимущество перед другими религиями. Для ответа на этот вопрос Хомяков проводит исследования, в кот. оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: иранскую и кушитскую. Различие между этими двумя группами религий, по его мышлению, опред-ся соотношением в них свободы и необходимости. Кушинство строится на началах необходимости, обрекая его последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. Иранство - это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению Хомякова, христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному. Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы. Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, кот. разрушает церковность. Только православие, считает Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений - понятия соборности. Определябщим признаком соборности служит принцип "единства и множественности". Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в отношениях между государствами и т.д.

Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармоничного сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и светской философии. Славянофилы подвергали резкой критике распространенный в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей рассудочного начала, философских исканий и призывали к созданию самобытной русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением. Однако, по их мнению, философские размышления полезны лишь постольку, поскольку не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же случаях, когда происходит выдвижение философии на первый план, соборное сознание подменяется рассудочным.

Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало. А это в свою очередь породило недостатки европейской культуры. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, кот. должен привести ее к мировому лидерству.

Православие породило специфическую социальную организацию - сельскую общину. Общинное устройство русской жизни явл-ся важным признаком русского народа, определяющего его особый путь в историческом развитии. Славянофилы верили, что по мере распространения "общинного принципа" в российском обществе будет все более укрепляться "дух соборности".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: