Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.
Виды ролей.
· Основные роли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
· Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.
Особенности социальных ролей:
·Стандартизированы
·Строятся на основе прав и обязанностей(учитель- ученик, работник-директор)
Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.
· основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
· ситуационные — пассажира, покупателя….
Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.
Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.
Социальная структура социальной роли.
· Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.
· Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.
Подростковый возраст.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
|
Особенности подросткового возраста.
·Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)
·Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
·Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.
·Усиление интереса к противоположному полу.
·Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.
·Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.
·Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями.
Примерный ролевой набор подростка:
·роль мальчика или девочки
·роль сына или дочери
·роль брата или сестры
·роль друга или подруги
·роль ученика или ученицы
·роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)
Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
· Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).
· Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).
|
Кризис подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста – это кризис «идентичности», то стремление подростка найти ответ на вопрос «кто я?» в различных ситуациях.
Стадии подросткового кризиса.
Позитивная.
·Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.
·Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.
Негативная.
·Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.
·Разрушение прежних интересов подростка.
·Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).
Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.
Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
·Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.
·Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.