Скульптура конца XIX — начала XX века




Рубеж веков в истории русской скульптуры как и живопись этого времени- влияния модернистских течений, а также настроений декаданса, свойственных части русской интеллигенции. Ряд мастеров были связаны с символизмом, или работали под влиянием салонных веяний. Одновременно происходило развитие реалистических тенденций.. Революционно-демократические идеалы также оказывали влияние на поиски нового в жанре. В скульптуре появляются демократические образы, новые герои .. Молодое поколение мастеров — уже не эпигоны классицизма. Они постигали современность, стремились воплотить нового героя, искали новую форму — отчасти благодаря и влиянию импрессионизма. Реалистическая пластика обогащается новыми, более разнообразными средствами выражения. Больших успехов в этот период достигают портрет, станковая и декоративная пластика. Монументальная скульптура становится менее значительной, хотя есть и видные работы — памятник Пушкину в г. Пушкин работы Роберта Баха, памятник Ивану Фёдорову работы Сергея Волнухина, памятник Гоголю скульптора Николая Андреева. «В этих работах с разной степенью успеха решилась задача пластической выразительности, и тем не менее им также присуще стремление авторов к возможно более полному раскрытию внутреннего мира героя реалистическими средствами» ] На переломе веков в скульптуре появляются новые материалы — фарфор, дерево, майолика. Начинают использовать полихромию. Большое развитие получает малая пластика. Большое распространение получает мелкая «коммерческая» пластика на анималистические и жанровые сюжеты, например Николай Либерих, Евгений Лансере

·

Р. Бах. Памятник Пушкину. 1899[2]

 

·

С. М. Волнухин.Памятник Ивану Фёдорову. 1909[2]

 

·

Н.Андреев. Памятник Гоголю. 1909[2]

значительная монументальная работа начала ХХ века — Памятник Александру III Паоло Трубецкого. Скульптор показал царя в острой и выразительной художественной форме, подчеркнул цельность объема его тяжелой фигуры на упирающемся коне. Выразительность композиции основана на строгом рисунке и безупречном конструктивном построении формы. Трубецкой работал и в портрете, и в жанровых композициях. -портрет Левитана, Толстого, матери с ребенка отличаются остротой экспрессии и характерной импрессионистической лепкой .

·

П.П. Трубецкой. «Дети». ГРМ[2]

·

П.П. Трубецкой. «Девочка с собакой». ГРМ[2]

Анна Голубкина ученица Огюста Родена были свойственны черты импрессионизма, но они не оказались самодовлеющими — не ограничили её узким кругом формально-пластических задач. В её работах очевидны глубокий психологизм и социальная окраска (образы пролетариев, первый русский портрет Маркса, портрет А. Н. Толстого), драматизм, внутренняя динамика, эскизность и черты символизма, жадный интерес к человеку и противоречивости его внутреннего мира[1]. «Она виртуозно подмечает характерные черты моделей, а также использует различные фактуры для передачи темпераментов. „Алексей Толстой“ (1911) вырезан из дерева, гладок и похож на языческого божка, бронзовый „Лев Толстой“ (1927) — будто гора мощной руды, а нервный „Лермонтов“ (1900) вылеплен из пластичного гипса, и на его застывшей мягкой поверхности еще видны следы страстных пальцев автора»[4].

·

А.С. Голубкина. «Березка». 1927. ГТГ[3]

 

·

А.С. Голубкина. «Портрет Е.Д. Никифоровой». 1911. ГРМ[2]

 

·

А.С. Голубкина. «Портрет А.Н. Толстого». 1911. ГТГ[2]

 

·

А.С. Голубкина. «Кариатида». 1911. ГРМ[2]

 

·

А.С. Голубкина. «Старость». 1898. Музей-мастерская А. Голубкиной[2]

Александр Матвеев — еще один мастер, сложившийся в предреволюционную эпоху, и масштабно проявившийся позже. Он создал надгробие Борисова-Мусатова, портреты, этюды обнажённого тела, декоративные скульптуры. "Ранние работы художника говорили о поисках пластического идеала и гармонии, которые впоследствии приведут Матвеева к строгому синтезу в его произведениях 1920-30-х годов[1].

·

А.Т. Матвеев. «Юноша». 1911. ГРМ[2]

·

А.Т. Матвеев. «Надгробие Борисову-Мусатову». 1909. Таруса[2]

 

·

А.Т. Матвеев. «Садовник». 1912. ГРМ[2]

Сергей Коненков — крупнейший мастер ХХ века. Уже первая его работа, «Камнебоец», показала его наследственность лучших традиций русского реализма. Его деревянная пластика, проникнутая влиянием эпоса, а также произведения на древнегреческую тематику, показали самобытность его таланта, способность к новым и оригинальным решениям. Коненкова отличало яркое «чувство времени»[1].

·

С.Т. Коненков. «Камнебоец». 1898. ГТГ[2]

·

С.Т. Коненков. «Торс». 1913. ГТГ[3]

 

·

С.Т. Коненков. «Нищая братия». 1917. ГРМ[2]

 

·

С.Т. Коненков. «Нике». 1906. ГТГ[2]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: