Рабочая программа курса
По внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Направление: спортивно- оздоровительное
Для 1-4 классов
Подготовил: Саломатин А.К. высшая категория
Цель программы: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи программы:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты
1. Результаты первого года обучения (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности на занятиях спортом; о народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. Достижение первого года обучения результатов происходит через соревнования школьников внутри класса.
|
2. Результаты второго года обучения (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физической культуре, к природе, к родному отечеству, к труду и другим людям. Достижение второго года обучения результатов происходит через соревнования между классами.
3. Результаты третьего года обучения (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других. Достижение третьего года обучения происходит через выход в социум (соревнование между школами города).
4. Результаты четвертого года обучения (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других. Достижение четвертого уровня происходит через выход в социум (соревнование между школами города).
|
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
|
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации Программы курса внеурочной деятельности
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» учащиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
и должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своём здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации Программы курса внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Способы проверки знаний и умений:
· проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
· участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и города;
· открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях:
· весёлые старты;
· спортивные эстафеты;
· «День здоровья».
Содержание программы курса
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Количество часов в год – 1 класс - 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год.
Возраст детей – 7-11 лет.
Режим занятий- один раз в неделю по 1 часу.
Срок реализации программы: 4 года.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Учебно-тематический план
1 год обучения:
Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Вводное занятие | 1 -п | Личностные результаты · оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; · оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; · умение выражать свои эмоции; · понимать эмоции других людей, · сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатамиявляется формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: · определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; · проговаривать последовательность действий во время занятия; · учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: · умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: · умение оформлять свои мысли устной форме; · слушать и понимать речь других; · Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. |
Золотые ворота | 1-п 1-т | |
Мышеловка | 1-п 1-т | |
Ведьма | 2-п | |
Прятки | 2-п | |
Разбойники | 2-п | |
Качели | 2-п | |
Вот такая я змея! | 2-п | |
Горячо-холодно | 2-п | |
Скачки | 2-п | |
Соревнование скороходов | 2-п | |
Выпусти рыбку | 2-п | |
Кто последний? | 1-т 2-п | |
Стоп! | 2-п | |
Кегельбан | 1-т 2-п | |
Чур у стенки! | 2-п | |
Итого: 33 часа |
2 год обучения:
Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Вводное занятие | 1-т | Личностные результаты · оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; · оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; · умение выражать свои эмоции; · понимать эмоции других людей, · сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатамиявляется формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: · определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; · проговаривать последовательность действий во время занятия; · учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: · умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: · умение оформлять свои мысли устной форме; · слушать и понимать речь других; · Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. |
Веселые силачи | 2-п | |
Картошка | 2-п | |
Вышибалы | 2-п | |
Сыщик, ищи вора | 2-п | |
Людоед | 2-п | |
Король | 2-п | |
Удочка | 2-п | |
Невод | 2-п | |
Стрелой сквозь обруч | 2-п | |
Крепкие и надежные друзья | 2-п | |
Чижик | 2-п | |
Коробочки | 2-п | |
Ловушка | 2-п | |
Колокольчик здесь | 2-п | |
Куча мала | 2-п | |
Столбы | 2-п | |
Вьюны | 1-п | |
Итого: 34 часа |
3 год обучения:
Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Вводное занятие | 1-т | Личностные результаты · оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; · оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; · умение выражать свои эмоции; · понимать эмоции других людей, · сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатамиявляется формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: · определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; · проговаривать последовательность действий во время занятия; · учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: · умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: · умение оформлять свои мысли устной форме; · слушать и понимать речь других; · Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. |
Клюнь приз | 2-п | |
В шляпе | 2-п | |
Капитан, корабль, рифы | 2-п | |
Переход пропасти | 1-п | |
Охотники | 1-п | |
Рыбки | 1-п | |
Приглашение | 2-п | |
Звонарь | 2-п | |
Утка-Гусь | 2-п | |
Заяц без логова | 2-п | |
Перекати мяч | 2-п | |
Боулинг по-русски | 2-п | |
ПМЖП | 2-п | |
Стоп, машина! | 2-п | |
Укротитель диких зверей | 2-п | |
Зеленая ягодка, красная ягодка | 2-п | |
Веселые музыканты | 2-п | |
Почта | 2-п | |
Итого: 34 часа |
4 год обучения:
Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Вводное занятие | 1-т | Личностные результаты · оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; · оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; · умение выражать свои эмоции; · понимать эмоции других людей, · сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатамиявляется формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: · определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; · проговаривать последовательность действий во время занятия; · учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: · умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: · умение оформлять свои мысли устной форме; · слушать и понимать речь других; · Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. |
Малечена-калечина | 2-п | |
Журавли-журавли | 2-п | |
Ласточки и мошки | 2-п | |
Сталкивание ладонями | 2-п | |
Тропинка – команда - кочки | 2-п | |
Мешочки | 1-п | |
Совунья-глазунья | 2-п | |
Хищник | 2-п | |
Корзина с фруктами | 2-п | |
Совместные усилия | 1-п | |
Прыгающие воробышки | 2-п | |
Кто быстрее займет круг | 2-п | |
Дай руку | 2-п | |
Кто быстрее займет круг | 2-п | |
Дай руку | 2-п | |
Волк во рву | 1-п | |
Уйди от погони | 2-п | |
Пятка-нос | 2-п | |
Али-баба | 2-п | |
Заколдованный замок | 2-п | |
Итого: 34 часа |