Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования




«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

Цикл классных часов

«Человек творит искусство»

преподаватель Билинкис Л.К.

Толковый словарь дает определение слову «искусство»:

1. Творческая художественная деятельность (живопись, музыка, архитектура, поэзия и т. д.)

2. Умение очень хорошо делать что-нибудь; мастерство.

Почему людей влечет к себе искусство? Зачем вообще людям искусство?

Издавна человек преклонялся перед всем совершенным, что было создано людьми, а перед творениями зодчего, скульптора, поэта, музыканта он преклонялся вдвойне.

Человечество хранит в своей памяти имена великих творцов искусства, забывая подчас их могущественных современников – монархов, царедворцев и временщиков. Художник в глазах других людей представал волшебником, творцом чуда.

Но кто он, этот волшебник? Он – человек, который творит по всем законам труда и созидания. Он создает свои произведения для других людей, а они, эти люди, воспринимают творение художника, познавая себя, открывая тайны жизни, тайны человеческой души.

В чем секрет воздействия искусства?

Дело в том, что искусство затрагивает наше самое сокровенное, самое глубокое и жизненно важное – наш духовный мир. Оно пробуждает наши чувства, учит любить и ненавидеть, страдать и радоваться, учит отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного.

Стремление к искусству – явление удивительное! Оно завораживает, притягивая к себе людей, потому что в нем каждый человек познает самого себя, постигает таинства жизни, открывает целый мир чувств, страстей, переживаний.

Во имя чего?

Во имя своей действительно жизни, чтобы сделать ее краше, разумней, человечней.

 

«Искусство в нашей жизни»

Дорогие ребята! Пробовали вы когда-нибудь сделать своими руками хотя бы простейшую вещь? Если вам это удавалось, то вы, наверно, замечали: прежде чем приступить к работе, нужно иметь, хотя бы самое общее представление о том, что предстоит сделать. И еще вы, наверное, обращали внимание на то, что знание любого дела требует опыта, умения, навыков, иначе ничего не получится.

Смысл любых профессиональных навыков заключается не только во владении материалом, инструментами, но и в четком представлении того, что и как нужно делать. А это дается только опытом.

Это должно быт для вас очень понятно – при обучении игре на фортепиано без многократных повторений, без отшлифовки деталей – не получится гладкого исполнения музыкального произведения.

Во всем нужна работа мысли, фантазия, и без этого невозможен никакой труд.

Как в любом другом деле, прежде чем художник создает произведение, он обдумывает его: он должен отчетливо знать, что он должен делать и зачем. Иначе не будет искусства. Искусство – прежде всего, плод напряженного труда, результат творческого мышления, творческой фантазии, основанный только на опыте.

Любой способ выражения наших переживаний – зрительный, музыкальный, словесный, в ритме танца и пластике, пантомимы – означает одно: фиксацию нашего внутреннего переживания.

Мышление образами действительности присуще каждому человеку, но выразить это в каком-либо виде искусства (живопись, музыка, поэзия, театр, кино, архитектура) подвластно только большим художникам, гениям, талантам. Это действительно вершины искусства, наивысшие его достижения. За всем этим стоят великие имена творцов: Леонардо, Микеланджело, Рублев, Рембрандт, Пушкин, Суриков, Гоголь, Толстой, Моцарт, Бах, Чайковский и т.д. Список будет очень большой. Великое искусство ценится нами как нечто святое и неприкосновенное. Оно незыблемо, оно – классика. А это значит: оно принадлежит человечеству и навсегда.

А где же другая часть всего искусства, кроме классического, совершенного?

Она в нашей повседневной жизни. И то, чем мы живем постоянно, не обращая внимания на это как на искусство, и есть искусство.

Искусство – в нашей жизни, в него мы окунаемся с детских лет, в нем мы живем, работаем. Искусство нас встречает, когда мы вступаем в жизнь, и провожает, когда мы покидаем ее, уходя в последний путь. Мы живем и дышим атмосферой, пронизанной искусством.

«Но где же эти проявления такого искусства?» Посмотрите внимательно на все, что нас окружает, и вы увидите, что мы действительно живем в мире искусства.

А первые сказки? Сначала самые простые: «Жили - были дед да баба», «Репка». А потом сложнее. Сказки о зверях, волшебниках, про чудеса земные и небесные, сказки про все, на что способна человеческая фантазия.

Сказки – чудесное искусство народа. Первые оценки поступков людей мы выводим из сказок, первые понятия ценностей человеческой жизни мы черпаем тоже оттуда. Добро, зло, истина, красота, геройство, трусость, верность, предательство – все это сначала прошло через наше сознание образами сказок. Это только один пример того, какую роль начинает играть искусство с первых моментов нашей жизни. Он говорит о том, что первый контакт с людьми происходит через искусство.

Сюда же можно отнести и живую человеческую речь, которой мы овладеваем. Что мы слышим с самого начала? Не только первые слова, но и шутки, прибаутки и стишки. Мы и сами начинаем складывать рифмы. Пусть они еще очень не совершенны, но это уже начало поэзии. Овладевая речью, мы часто используем то, что слышим из первых книжек. И даже то, что нам читают, запоминается ярче, чем разговорная речь взрослых. И конечно, чудесные стихи для детей – это уже подлинное искусство, искусство Маршака. Чуковского, Маяковского, не говоря о сказках Пушкина, - они входят в нашу жизнь срезу и навсегда остаются в нашей памяти.

В разговоре мы начинаем вводить образные сравнения, пробуем подражать. Это тоже начало искусства.

Если говорить о подражании, то это уже пробуждение актерского таланта. Актера раньше называли лицедеем, то есть человеком, который, подражая, может входить в образ другого человека, другого лица. Наше детство насыщено таким лицедейством: мы подражаем, передразниваем других, фантазируем в разговоре. Даже детское «кривляние», и то содержит в себе начало искусства.

А Музыка! Неотъемлемая часть нашей жизни с самого рождения: колыбельные мамы, звучащие песни по радио, в машине, музыкальные занятия в детском саду. В современном мире мало поют застольных песен взрослые, но сейчас их заменяет телевизор, магнитофон. И наконец – музыкальная школа, в которую пришли учиться дети, это приобщение к высокому искусству.

С изобразительным искусством ребенок тоже сталкивается с самого детства: красочно красивые иллюстрации в книжках, посмотрите на стены своей квартиры – обои изображают растительный орнамент, другие замысловатые рисунки. Посмотрите на осветительные приборы – они сделаны по законам прикладного искусства. Предметы домашнего обихода: мебель, посуда, инструменты – на всем лежит печать искусства – они имеют цвет, форму, благородную отделку. Еще одежда, ее покрой, расцветка. Наряды девушек, праздничные наряды, наряды свадебные. Цвет и форма играют здесь особую роль, и это тоже искусство, которое нас окружает.

Человек с незапамятных времен окружал свое жилище, и он поступал как художник. Украшают люди и сейчас свои жилища – кто как может. Человек не может жить, не создавая себе красоту.

Еще один момент, который присутствует в жизни человека – игра!

В жизни каждого ребенка игра занимает очень важную роль. Почему детям так важна игра? Потому, что ребенок как бы удваивает духовно свой опыт общественной жизни, удваивает себя, «проверяя» этот опыт через игру, повторяют в игре свой опыт начинающей жизни.

Здесь есть все элементы искусства: фантазия, чувство, творчество, активность, подражание. Здесь есть и главный элемент: проигрывание определенного «варианта» жизни, действия, отношений, т.е. повторение его в фантазии играющих детей.

Зачем это все нужно детям? Затем, чтобы познать жизнь, которая еще для них сплошная загадка. Получить опыт общения, опыт отношений между людьми, научиться ориентироваться в главных ценностях жизни, понять себя, свое место во всем, что их окружает. Другого способа получить эти навыки жизни у детей нет.

Если же посмотреть на игры сквозь призму искусства, то увидим, что, например, игра в солдатики, в войну – будущий батальный жанр; представления «понарошку», подражание, передразнивание – начало актерского мастерства; «дочки-матери» - возможность художественного выражения вечных тем – темы материнства, темы любви к детям, проблемы отцов и детей. Короче говоря, игра не только искусство детей, но и необходимое условие их жизни.

А теперь посмотрим вокруг себя, когда мы выходим за пределы своей комнаты, квартиры. Улица полна творениями человека – художника. Как глаз радует красивый дом – постройка архитектора. Проходя мимо магазина, заглядываем на витрину – творение художника.

Мимо нас проносится городской транспорт. Его тоже создал художник, художник – конструктор. Художественное конструирование называют дизайном. Художник дизайнер – творец красоты вещи, предмета, машины, стоянки, обстановки на производстве. Он придает им нужную форму, причем, форму удобную для человека и наиболее выгодную для самой вещи с точки зрения ее использования.

Цвет имеет большое значение для окружения человека. Им пользуются, чтобы поднять настроение, усилить какое-то ощущение, снять напряжение, создать легкость, вызвать нейтральное отношение.

Заходя в магазины, можно заметить красивую упаковку, которая несет печать художественного творчества. Вся современная торговля немыслима без искусства, потому что любой готовый продукт нуждается в оформлении. А сделать это может только художник. Всевозможные этикетки, красочные коробки, обертки, бутылки и т.д. – на всем лежит печать красоты.

Есть еще один момент в жизни каждого человека: это праздники.

Праздник – это искусство, искусство сложное, большое, захватывающее огромные массы людей. Праздник несет в себе древнейшую традицию отмечать какие-то значительные моменты в жизни людей. Он стар как мир и вечно молод, как живое творчество народа, творчество коллективного общения.

В истории человечества были праздники светские, религиозные, праздники в честь победы над врагом, праздники трудовые и обрядовые, праздники, связанные со значительными переменами в жизни людей.

Здесь мы видим, как в жизнь входят все виды художественного творчества: театр, музыка, танец, литература, декоративно-прикладное искусство, взаимодействуя с архитектурой – этой материальной средой существования человека.

Праздники – это только лишь одно из проявлений искусства в жизни людей.

Мы с вами коснулись главных сторон воздействия искусства на нашу жизнь. Можно было бы привести множество примеров того, как искусство вторгается в такие области человеческого существования, о которых мы не подозреваем. Главное же заключается в том, что искусство играет настолько огромную роль в жизни человека, что без него невозможно представить и существования людей, существования общества. Вся история человечества - это и история искусства человека. Человек творит искусство для себя и в нем он осознает свое наивысшее назначение – назначение творца, преобразователя, который познает, чувствует, мыслит и ищет пути разрешения своих противоречий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: