РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УСИЛИЙ В СЕЧЕНИИ КРЫЛА




Рис. 14.3. Нагрузки на силовые элементы крыла

а - нагрузки от обшивки на нервюры и стрингеры;

б - нагружение и уравновешивание нер­вюры;

в - нагружение и уравновешивание стенки и поясов лонжерона

1 - стрингер, 2 – нервюра.

 

3. Стрингеры работают на поперечный изгиб как многоопорные балки. Они передают приходящую к ним нагрузку на нервюры в виде сосредоточенных сил Rн. На нервюры передаются также нагрузки от креплений грузов и конструкций, установленных на крыле.

4. Схема нагружения и урав­новешивания нервюры показана на
рис. 14.3, б. Здесь Δ YН — рав­нодействующая нагрузок, прихо­дящихся на нервюру от обшивки и стрингеров. Она приложена в центре нагрузок сечения крыла и уравновешена реак­циями Δ Q1 + Δ Q2 = Δ Q. Эти реакции вызывают погонные касательные усилия q1 и q2, которые возникают от заклепочных швов соединений нервюры со стенками лонжеронов.

Момент Δ YН · а стремится повернуть нервюру относительно центра жесткости сечения крыла. Он уравно­вешен крутящим моментом Δ Мкрут от потока касательных усилий Δ qкрут, возникающего в замкнутом контуре соединения нервюры со стенками лонжеронов и с верхней и нижней обшивкой.

Под действием указанных нагрузок и реакций нервюра рабо­тает на изгиб и сдвиг в своей плоскости.

5. От нервюры на стенки лонжеронов и обшивку действуют потоки
Δ q1, Δ q2, Δ qкрут, равные потокам, идущим на нервюру от стенок и обшивки, и в сумме эквивалентные нагрузке на нервюру Δ Yн.

Рассмотрим нагружение и уравновешивание стенки лонжерона
(рис. 14.3, в и 14.4).

 

 

Рис 14.4 Схемы возникновений осевых сил в панелях Рпан, поперечной
силы Q в стенках кессона (а) и нагружения контура крутящим
моментом Мкрут (б)

Свободный конец лонжерона находится у нервюры Н1, лонжерон крепится к центроплану у нервюры Н4.

От нервюр Н1, Н2, Н3, Н4 на стенку передаются потоки касательных усилий Δ q11, Δ q12, Δ q13, Δ q14.

Стенка уравновешивается потоками усилий q1-2 = Δ q11, q2-3 = q1-2 + Δ q12, q3-4 = q2-3 + Δ q13, которые возни­кают в соединении стенки с поясами лонжерона и потоком q4 = q3-4 + Δ q14, который действует в соединительном шве крепления стенки к центро­плану.

По закону парности касательных напряжений погонные касательные усилия q и напряжения τ = q/δ в вертикальном и горизонтальном сечениях, проходящих через определенную точку стенки, равны.

Значения q и τ скачкообразно возрастают при переходе от нервюры к нервюре и движении в направлении от конца к корню крыла.

Также скачкообразно меняется и эпюра поперечных сил Q
(рис. 14.4, а), но при построении ее расчетным путем (без учета дискретного приложения нагрузок к стенкам) она имеет вид, показанный на рисунке штриховой линией.

При непараллельности поясов на стенки передаются дополнительные нагрузки от Мизг.

Стенка, которая нагружена потоками погонных касательных усилий Δ q и q,работает на сдвиг.

6. Потоки усилий qi (см. рис. 14.3, в)передаются от стенки через заклепочные швы (или соединения другого типа) на пояса лонжерона и нагружают пояса осевыми усилиями. Их величина увеличивается от конца к корню крыла.

Пояса входят в состав панелей. Поэтому определенная доля осевых нагрузок снимается с них обшивкой и передается на стрингеры за счет работы обшивки на сдвиг.

Осевые нагрузки вызывают растяжение или сжатие элементов панелей. На рис. 14.3, в верхний пояс сжимается, а нижний растягивается усилиями Рп1.

На рис. 14.4, а показана эпюра осевых сил в панели Рпан вдоль размаха крыла.

Внутренние усилия растяжения и сжатия панелей Рпаи в каждом сечении крыла образуют пару сил, момент которой и является изгибающим моментом крыла в данном сечении Мизг.

Поперечная си­ла Q = Q1 + Q2.

У борта фюзеляжа усилия Q и изгибающий момент Мизг передаются на узлы крепления консоли крыла к фюзеляжу или центроплану.

Крутящие моменты Δ Мкрут, которые передаются нервюрами на замкнутый контур в виде потоков касательных усилий Δ qкрут, скачкооб­разно накапливаются от конца к корню крыла (см. рис. 14.4, б). Они уравновешиваются в сечениях крыла крутящим моментом Мкрут, распределенным по контуру сечения в виде погонных касательных усилий Δ qкрут.

Под действием касательных усилий обшивка работает на сдвиг.

На рис. 14.4, б штриховой линией показана эпюра крутящих моментов, построенная без учета дискретной передачи нагрузок на замкнутый контур.

Выше была рассмотрена схема передачи сил от обшивки к стенкам. Она справедлива для крыла с обшивкой, которая имеет невысокую изгибную жесткость.

В крыле с более жесткой обшивкой возможна передача воздушной нагрузки от обшивки к стенкам, как через нервюры, так и минуя их.

Сделаем краткие выводы о назначении и работе силовых элементов, которые образуют основную силовую схему крыла. Она обеспечивает общую прочность балки крыла.

Обшивка:

- придает крылу обтекаемую форму;

- воспринимает воз­душную нагрузку. При этом она работает на поперечный изгиб. При наличии прогиба обшивка работает также и на растяжение (цепные напряжения);

- при изгибе и кручении балки крыла обшивка работает также на растяжение (или сжатие) и на сдвиг.

Лонжероны.

Пояса лонжеронов, работают на растяжение или сжатие. Они воспринимают часть изгибающего момента.

Стенки лонже­ронов воспринимают поперечную силу и совместно с обшивкой воспринимают крутящий момент. Они работают на сдвиг.

Стрингеры:

- воспринимают вместе с обшивкой часть изгибающего момента. При этом они работают на растяжение или сжатие;

- передают воздушную нагрузку от обшивки на нервюры, работая на поперечный изгиб.

- стрингеры, являются опорами обшивки, они повышают ее крити­ческие напряжения и уменьшают местные деформации.

Нервюры:

- сохраняют заданную форму профиля крыла;

- передают на лонжероны и обшивку нагрузки от воздушных и массовых сил;

- повышают критические напряжения обшивки и стрингеров, так как они являются опорами обшивки и стрингеров.

Соединения связывают между собой основные силовые элементы и передают силы от одних частей силовой схемы к другим.

В конструкцию крыла входит также ряд деталей, не отно­сящихся к силовой схеме (законцовки крыла, зализы, ленты или крышки, закрывающие щели в плоскостях разъемов крыла, вспомогательные стенки перед элеронами и др.). Эти детали воспринимают приходящиеся на них местные нагрузки, передают их на основные силовые элементы, для чего они должны обладать необходимой прочностью.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УСИЛИЙ В СЕЧЕНИИ КРЫЛА

Напряженно-деформированное состояние крыла можно рассмот­реть, используя метод сечений. В сечении крыла действуют внутренние силовые факторы: поперечная сила Q, крутящий момент Мкрут (в плоскости сечения) и изгибающий момент Мизг (из плоскости) (рис. 14.5).

Силовые элементы в современных авиационных конструкциях проектируются в соответствии с принципом распределения усилий для наилучшего (с точки зрения экономии массы конструкции) использования их несущей способности:

1.Изгибающий момент Мизг распределяется в основном между верхней и нижней панелями балки крыла в виде пары осевых усилий Pпан = Мизг / Н.

Чтобы Рпан было меньше, панели удаляют на максимально возможную в пределах профиля сечения рабочую высоту Н. В сечении панели сила Рпан распределяется в виде нормальных на­пряжений σMизг между поясами (полками) лонжеронов, стрингерами и обшивкой пропорциональ­но их несущей способности на растяжение и сжатие, характери­зуемой в пределах упругости зна­чениями жесткости ЕiFi.

Рис 14. 5. Усилия в сечении крыла и соответствующие им напряжения
в элементах

Действием Мизг на стенки лонжеронов можно пренебречь, так как они расположены вбли­зи нейтральной плоскости изгиба и σ в них невелики. Но при непарал­лельности поясов изгибающий момент Мизг вызывает в стенках дополнительные поперечные нагрузки, которые суммируются с Q.

2. Усилие Q распределяется в основном между стенками лонжеронов в виде касательных напряжений τа. Стенки обладают наиболь­шей несущей способностью в восприятии Q, так как расположены в направлении ее действия и имеют большую жесткость на сдвиг GiEi, чем другие элементы сечения.

3. Крутящий момент Мкрут распределяется в основном в виде напряжений τМкрут, действующих в элементах сечения тонкостенной замкнутой конической оболочки, образованной обшивкой и стенками лонже­ронов. Эта оболочка обладает наибольшей несущей способностью для восприятия Мкрут, так как имеет замкнутый контур, заполняющий большую часть профиля сечения, т. е. ее крутильная жесткость GJкрут значительно больше, чем у других элементов (стрингеров, поясов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: