Профессионально-правовые требования к государственным и муниципальным служащим: инновации в профессиональной подготовке и кадровая политика




Госслужащим сегодня предъявляются требования, обусловленные местом государственного органа, в котором они работают, и специфики их деятельности в конкретной должности. В современном российском законодательстве квалификационные требования к данной категории лиц закреплены нормативно. Они имеют отношение только к сфере квалификации служащего, а потому не отступают от принципа Конституции о доступности госслужбы для всех граждан.

Базовые требования:

· Степень профессионального образования в зависимости от специализации и вида государственных должностей;

· Стаж, опыту работы по своей специализации;

· Знание Конституции РФ, законов федерального уровня, уставов, конституций, законов субъектов, имеющих отношение к занимаемой должности;

· Умение говорить грамотно и понятно излагать свои мысли.

Что касается профессионально-правовых требований, нужно заметить, нет разницы между государственными и муниципальными. Конечно, на территории РФ есть субъекты, которые вводят свои требования (в зависимости от того в чём нуждается их территория), но базовые требования остаются и не подлежат изменениям.

В современном обществе ведется активная кадровая политика. Это объясняется тем, что высшие учебные заведения предоставляют практику своим студентам. Это прекрасная возможность приступить к работе не с самого, скажем так, первого этапа, а перейти на более высокий уровень карьерной лестнице. Данная практика дает студентам возможность проявить себя и самое главное – это получить опыт работы, а такжепопасть в резерв свои будущим работодателям.

2.2 Особенности поступления на государственную и муниципальную службу в РФ и основания ее прекращения

Муниципальная служба обладает рядом особенностей по сравнению с иными видами профессиональной деятельности. В этой связи действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на муниципальную службу.

Прежде всего, согласно статье 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает следующие условия, необходимые для поступления на муниципальную службу:

· Достижение возраста 18 лет;

· Владение государственным языком РФ;

· Соответствие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы;

· Отсутствие обстоятельств, исключающих возможность быть принятым на муниципальную службу.

Законом о муниципальной службе установлен повышенный по сравнению с трудовым законодательством возраст поступления на муниципальную службу – 18 лет (по Трудовому кодексу полная трудовая дееспособность наступает с 16 лет). Как отмечают некоторые авторы, это связано с высокой ответственностью муниципальных служащих за выполнение должностных обязанностей по обеспечению полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность, особыми требованиями, предъявляемыми к муниципальным служащим.

Общими основаниями прекращения служебных отношений являются:

1) отставка служащего;

2) его увольнение;

3) признание в установленном порядке безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ устанавливает, что если в течение одного года в месте жительства лица нет сведений о его местопребывании, он может быть признан безвестно отсутствующим судом по заявлению заинтересованных лиц);

4) смерть служащего.

Муниципальный служащий имеет право на расторжение договора и увольнение с замещаемой должности муниципальной службы по собственной инициативе, предупредив об этом руководство органа местного самоуправления в письменной форме за две недели.

Теперь рассмотрим условия поступление государственного служащего на службу:

1. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.

2. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

· Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

· Наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

· Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

· Близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

· Наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.

3. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

4. Сведения, представленные согласно настоящему Федеральному закону при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке.

Как и поступление на государственную службу, прекращение государственной службы имеет свои основания и процедуру. Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего.

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

1) Смерть (гибель) государственного служащего. Например, ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ст. 48) предусматривает прекращение службы в случае гибели (смерти) сотрудника таможенного органа;

2) Увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В этом случае необходимо издание административного акта (приказа) об увольнении государственного служащего;

3) Выход на пенсию.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись 6 последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".

 

 

Заключение

Изучив по отдельности понятия государственная и муниципальная служба, можно сделать вывод, что муниципалитеты являются составной частью государства, то и сама муниципальная служба несет на себе черты государственной службы. В значительной степени особенности муниципальной службы определяются степенью автономии, предоставленной местному самоуправлению государством. Следовательно, муниципальная служба является производной от государственной.

В современном мире роль государственной службы, ее уровень и объемы выросли и продолжают расти, что, соответственно, сопровождается значительным увеличением контингента государственных служащих. Служебная перспектива реализуется стабильностью служебных отношений; повышением уровня квалификации, что влечет за собой увеличение заработной платы, повышение в звании, категории, предоставление льгот за длительную службу и т.д.

Общество заинтересовано в том, чтобы служащие работали лучше. Значит, их нужно заинтересовать, стимулировать повышение знаний, накопление опыта, проявление инициативы, добросовестное выполнение обязанностей, развитие чувства ответственности. Однако подготовка новых кадров - это самая трудоемкая и длительная часть реформы: новый стиль профессиональной деятельности, этические нормы, новые взгляды на содержание профессии и способы выполнения обязанностей не проявляются сразу. Лишь войдя в практику правоприменения, преодолев давление со стороны прежних традиций, эти нормы станут основой эффективной работы государственной службы в гражданском обществе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: