Школьный учебно-методический комплекс программно-педагогических средств




Школьный учебно-методический комплекс (УМК) программно-педагогических средств – это совокупность технических средств обучения, применение которых предполагает использование компьютера, программ-ных продуктов и электронных (цифровых) материалов, которыми располага-ет школа для организации учебной работы школьников.

Школьный банк цифровых изданий учебного назначения содержит совре-менные лицензированные высокотехнологичные программные средства, прошедшие отбор на педагогическую целесообразность их применения в школьном учебно-воспитательном процессе. Он включает в себя компью-терные программы учебного назначения, предназначенные для установки на отдельные компьютеры и для работы в школьной компьютерной сети6. В от-личие от локальных версий компьютерных программ функциональные воз-можности сетевых программ учебного назначения позволяют вести хранить, обобщать и обрабатывать данные о результатах обучения учащихся, анали-зировать учебные достижения учащихся; представлять статистические дан-ные об усвоении учебного материала отдельными учениками; корректиро-вать образовательный маршрут каждого учащегося и др.

В школьном банке цифровых изданий учебного назначения должны быть представлены различные типы электронных ресурсов (компьютерных программ) учебного назначения для учащихся начальной, основной и старшей (профильной) школы, которые могут быть использованы при обучении раз-личным школьным учебным предметам и организации работы, направлен-ной на развитие и воспитание школьников7.

Демонстрационные средства. Этот тип компьютерных программ обеспе-чивает наглядное представление учебного материала, позволяет учащемуся увидеть и услышать его. Демонстрационные средства содержат текстовые и звуковые фрагменты, графические изображения, демонстрационные слайды, видеофрагменты, анимационные и интерактивные сюжеты и т. д. К этому типу программных средств относятся электронные книги, электронные вер-сии учебных фильмов, мультфильмы и др.

В качестве примера подобных компьютерных программ учебного назна-чения можно назвать такие программные средства, как: «Наглядная физика» («Инфотриумф», Беларусь)*, «Видеозадачник по физике» («Кирилл и Мефо-дий», Москва); «ОБЖ. Первая доврачебная помощь» («Роспроминформ», Санкт-Петербург); «Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. 4 луч-шие сказки» (аудиокнига, «СИДИКОМ», Москва); «1С:Познавательная кол-лекция. Птицы России» («1С-Паблишинг», Москва)*; «Санкт-Петербург и пригороды. Фотоколлекция» («Новый диск», Москва)8.

Информационные источники. Программные продукты учебного назначе-ния этого типа содержат учебный материал и справочную информацию, представленные в систематизированном и структурированном виде. К ин-формационным электронным источникам относятся электронные энцикло-педии, справочники, словари, учебные базы данных. Среди них: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия («Кирилл и Мефодий», Москва)*; Дет-ская энциклопедия («Кирилл и Мефодий», Москва); Энциклопедия истории России («Новый диск», Москва)*; Энциклопедия истории России («Новый диск», Москва)*; Энциклопедия Брокгауза и Ефрона («ИДДК», Москва)*; Словарь для школьников и студентов (4-язычный) («ИДДК», Москва).

Моделирующие средства. Программные продукты этого вида предостав-ляют возможность для создания моделей или взаимодействия с моделями реальных объектов, явлений, ситуаций с целью их изучения. Например, са-мостоятельно провести физический эксперимент, поставить опыт, провести исследования и анализ широкого круга задач при изучении математики. К программным продуктам этого типа относятся, например, следующие: «Жи-вая Математика. Виртуальная математическая лаборатория» («Институт но-вых технологий», Москва)*; «Живая Физика. Виртуальная физическая лабо-ратория» («Институт новых технологий», Москва)*; «Основы моделирова-ния» («Инфотриумф», Беларусь).

Инструментальные средства. Этот вид компьютерных программ пре-доставляет учащемуся возможность создать или усовершенствовать текст, рисунок, презентацию, таблицу и т. д. С их помощью учащийся может реа-лизовать свои творческие способности при конструировании моделей раз-личных информационных объектов. Примерами компьютерных программ этого типа могут выступать текстовые редакторы, графические редакторы и конструкторы, музыкальные редакторы, конструкторы игр, электронные таблицы и др.

При обучении школьников используются как стандартные программные средства (например, программные продукты пакета Microsoft Office), так и специально разработанные для детей разного возраста компьютерные про-граммы этого типа. Например: «ПервоЛого. Интегрированная творческая среда» («Институт новых технологий», Москва)*; Медиатеки по химии, фи-зике, биологии, английскому языку, истории Древнего мира, мировой худо-жественной культуре - комплекс программных средств компаний «Кирилл и Мефодий» (Москва), которые содержат медиаобъекты (графические изо-бражения, видеофильмы, анимационные сюжеты) и позволяют ученику сконструировать электронную поддержку к учебному материалу урока с их использованием; серия конструкторов мульфильмов («Незнайка на Луне», «Мои любимые герои», «Бременские музыканты», «Мульти-Пульти») и кон-структоров игр («Незнайка на Луне», «Симсала Гримм») («МедиаХауз», Москва); «Веселый художник» («Бука», Москва). Обучающие программы. Эти компьютерные программы предназначены для организации и поддержки учебного диалога пользователя (ребенка) с компьютером, который обеспечивает управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. При работе с компьютерной программой поддерживается необходимый уровень усвоения учебного материала (знаний и практических умений) за счет коррекции компьютерной программой действий учащегося в процессе выполнения заданий. Примером компьютерной программы этого типа является обучающая система «Фобус» (ООО «Центр диалоговых учебников Фобус», Санкт- Пе-тербург)*. Программное средство позволяет организовать обучение «в диа-логе» с компьютерной программой по следующим тематическим разделам: операционная система Windows, работа с офисными программами MS Word и MS Excel, MS Internet Explorer, MS Outlook Express. Производители вы-пускают как сетевую, так и локальную версию компьютерной программы, что может позволить учителю использовать программный продукт в рамках учебных занятий в компьютерном классе и организовать самостоятельную работу учащихся с программным средством вне урока.

Тренажеры. Программы этого типа предназначены для становления и развития конкретных учебных умений и навыков. Тренажер обеспечивает диагностику ошибок по результатам выполнения задания, что позволяет осуществлять коррекцию знаний и умений после выполнения заданий. На-пример: различные типы клавиатурных тренажеров, в частности, BABYTYPE 2000, Keyboard, Stamina, «Склат», «Диалог» и др., которые ис-пользуются при обучении школьников на уроках информатики и ИКТ; про-граммный комплекс для диагностики и коррекции знаний − «Школьный на-ставник»* (сетевая версия), «Семейный наставник» (локальная версия) («ИНИС-СОФТ», Беларусь).

Контролирующее средства. Программные продукты этого типа предна-значены для оценки результатов усвоения учебного материала, контроля (самоконтроля) ошибок по результатам выполнения заданий. Примером про-граммных продуктов этого типа являются электронные тесты различных ви-дов: комплект тестов по 8 школьным учебным предметам в тестовой про-грамме «Знак» («ИНИС-СОФТ», Беларусь); «Подготовка к ЕГЭ. Физика» («Физикон», Москва); «1С: Репетитор. Тесты по орфографии»*. «Тесты по пунктуации»* («1С», Москва).

Развивающие игры. Программы предназначены для развития у школьни-ков восприятия, памяти, мышления, способности принимать волевое реше-ние. Определенные продукты этого класса приоритетно ориентированы на развитие внимания, реакции, мыслительных процессов (абстракция, обоб-щение, анализ, синтез) и др. В отличие от компьютерных игр, предназначенных для досуга, разви-вающие игры учитывают психолого-педагогические требования к обучению школьников, в частности: тематика игр не имеет агрессивного или иного не-гативного характера; игровые задания могут выполняться в свободном тем-пе, а не в жестком темпе, регламентированном компьютерной программой, например серия «Умная игрушка» («МедиаХауз», Москва). Некоторые программные средства учебного назначения являются ком-плексными и состоят из интегративно связанных модулей (составных час-тей), соответствующих описанным выше типам программных средств учеб-ного назначения.

Электронный учебник. Этот тип программного средства учебного назна-чения предназначен для решения совокупности педагогических задач, опре-деляемых целями использования средства обучения «Учебник», в частности:

• системное предъявление учебного материала с использованием вариа-тивных видов наглядности;

• обеспечение возможности переноса теоретических знаний в область практических действий;

• проверка усвоения учебного материала.

Главный модуль (составная часть) электронного учебника соответствует типу программного средства, обозначенного выше как информационный ис-точник, и является логически структурированным документом, содержание которого полностью совпадает с федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта, определяемой дидактиче-скими единицами стандарта и программой. Он содержит систематическое изложение учебного курса или его раздела, части. При раскрытии учебного материала в электронном учебнике могут использоваться гипертекст, звуко-вое сопровождение, графика, анимационные сюжеты, видеосюжеты, визу-альные интерактивные модели и другие мультимедийные объекты, обеспе-чивающие в своей совокупности вариативное предъявление учебного мате-риала с учетом специфики дисциплины и возраста детей, для которых при-оритетно предназначено это издание. Другие модули электронного учебника с учетом специфики предметной области могут быть вариативны: обучающая программа, тренажер, модели-рующее средство, инструментальное и контролирующее средства. К сожалению, программных продуктов для школьников, полностью отве-чающих указанным требованиям, нет, но в наиболее полной мере этим тре-бованиям удовлетворяют, например, такие программные продукты, как:

учебный комплекс, разработанный компанией «Физикон» (Москва), который включает в себя следующие сетевые программные продукты: «От-крытая физика» 2.5 (часть 1, 2)*; «Открытая Математика» 2.5. Планимет-рия*; «Открытая Математика» 2.5. Стереометрия*; «Открытая Математика» 2.5. Функции и графики*; «Открытая Астрономия» 2.5*; «Открытая Биоло-гия» 2.5*; «Открытая Химия» 2.5*. Фирма выпускает и локальные версии этих программных средств.

электронные учебные издания «История. 5 кл.», «Физика. 7-9 кл.», «Химия. 8 кл.» («Просвещение-Медиа», Москва).

Электронные учебные пособия. Электронные учебные пособия обеспечи-вают частичное решение педагогических задач электронного учебника. Главный модуль электронного учебного пособия, содержание которого так-же должно соответствовать федеральной составляющей дисциплины Госу-дарственного образовательного стандарта, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой, может отличаться меньшей степенью детализации и структурированности. В частности, учебный материал может быть представлен в виде линейной последовательности демонстрационных слайдов. Программное средство может поддерживать выполнение практиче-ских заданий и контроль (самоконтроль) предметных знаний и умений лишь по отдельным разделам содержательной линии учебного курса, например: «Физика в школе»*, «Химия в школе» (компания «Просвещение-Медиа», Москва); серия «Уроки Кирилла и Мефодия»* («Кирилл и Мефодий», Моск-ва).

Учебно-игровые средства. Эти компьютерные программы ориентированы на обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятель-ности в образовательном процессе. Модули программного продукта этого вида, связанные единым игровым сюжетом, могут содержать игровые зада-ния учебного характера; справочный материал, который позволяет устра-нить пробелы в знаниях и справиться с заданиями; модули с заданиями для организации коммуникативного взаимодействия с другими учащимися, учи-телем или родителями. В качестве примеров этого типа компьютерных про-грамм можно указать на такие программные продукты, как серия программ «Симсала Гримм» («Храбрый портняжка», «Король-Лягушонок», «Рум-пельштильцхен»), «Математикус», «Химикус», «Географикус», «Биотопия», «Физикус» («МедиХауз», Москва).

Задание:

1. Прочитать текст, заполнить таблицу:

Тип электронного ресурса Цели использования Пример электронного ресурса
     

Выделить из перечисленных электронных ресурсов те, которые можно использовать в начальной школе.

2. Найти в сети Интернет учебно-игровое средство для начальной школы и сделать обзор выбранной компьютерной игры. (Пр. работа № 18)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: