ПОЭМА Н.В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» (1835 – 1841)




1. Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Сюжет поэмы писателю отдал А.С. Пушкин, поэтому Гоголь считал своё творение «священным завещанием Пушкина».

Поэма состоит из 11 глав, в которых описывается путешествие главного героя – Павла Ивановича Чичикова с целью приобретения «мёртвых душ».

В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь изобразил не лучшую, передовую часть дворянства, а основную массу помещиков - крепостников: Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина. Н.В. Гогольизображает этих персонажей сатирически и даёт им меткие характеристики.

Примечание: Образы Манилова, Коробочки – самостоятельный подбор материала.

 

Одним из ярких образов поэмы является помещик Ноздрёв, врун, скандалист, пьяница. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что он постоянно попадал в какую-нибудь нехорошую историю. Ложь Ноздрева не безобидна: имел он странную страсть «нагадить ближнему, иногда без всякой причины... Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всего насаливал...». Любимые занятия Ноздрева - псовая охота, карточная игра, пьяный разгул.

В окружении своих собак он «как отец среди семейства». «Имел страстишку к картишкам. В картишки играл он не совсем безгрешно и чисто, и потому его частенько покалачивали... И что всего страннее... он через несколько времени уже встречался как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего».

Этот помещик - образец распоясавшейся, безобразно широкой русской натуры.

СОБАКЕВИЧ - «кулак», плут, мошенник, мизантроп (человеконенавистник).

Гоголь так описывает этого героя: «Грубый, неуклюжий, «похожий на средней величины медведя,
и фрак на нем «совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке». В довершении сходства Собакевича даже звали Михаилом Семеновичем. В его неуклюжем теле, казалось, «совсем не было души». Для него все люди воры и разбойники: «Я их знаю всех: это все мошенники, весь город такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек, да и тот, если сказать правду, свинья».

В имении Собакевича все отличается основательностью, прочностью и практичностью. Под стать хозяину его жена, и вся обстановка в доме: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - всё было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, «каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» Так вещи раскрывают характеры их владельцев.

Главная цель в жизни - накопление капитала и наполнение желудка: «У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!»

Собакевич без труда угадывает хитрый замысел Чичикова и вступает с ним в торг: «Извольте, я готов продать!» Торгуясь с Чичиковым, он забывает, каким «товаром» владеет, и расписывает достоинства мертвых, как живых.

 

ПЛЮШКИН - «ПРОРЕХА НА ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ»

«Лицо его не представляло ничего особенного: оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок выступал только очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши... Гораздо замечательнее был наряд его; никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы засалились и залоснились... на шее было повязано что-то такое, которого нельзя было распознать...». Так Гоголь изображает Плюшкина.

Автор рассказывает нам, как он дошел до такой жизни. Когда-то он был просто бережливым хозяином, была у него жена, которая славилась хлебосольством, две дочки и сын. Но жена умерла, старшая дочь убежала со штаб-ротмистром, сын, вместо того чтобы определиться «на службу существенную», определился в полк, и отец его проклял и больше никогда не вспоминал о нем, младшая дочь умерла, и старик остался один.

Жажда обогащения за счет других людей превратила его в скрягу, изолировала от общества. «Каждый год уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате». Между тем «сено '4 хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль... и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве».

Гоголь показал распад человеческой личности: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» - восклицает автор.

Общение с Плюшкиным, несмотря на невиданный успех по закупке «мертвых душ» даже у Чичикова вызывает чувство ужаса и глубокого внутреннего содрогания.

 

Вывод: Образы помещиков даны Гоголем по принципу все более нарастающего морального падения крепостников. «Один за другим следуют у меня герои пошлее другого», - писал Гоголь. Поэтому мертвыми душами в поэме можно считать не только умерших крестьян, но и самих помещиков. Гоголь выносит суровый приговор помещикам-крепостникам и одновременно крепостнической действительности в целом.

В образах помещиков отразились общечеловеческие пороки, потому эти образы стали нарицательными (скупость, расчетливость, лень, пустословие, бесшабашность).

 

2. Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Чичиков принадлежит к служилому дворянству. Отец не оставил ему никакого наследства. В отличие от сынков богатых дворян Чичикову пришлось пробивать себе дорогу в жизни собственными усилиями, опираясь на наставления отца: «...Больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдешь в ход и всех опередишь». И еще одна отцовская идея стала основным чичиковским жизненным принципом «....а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете.... Все прошибешь копейкой».

Уже с детства Чичиков проявил изворотливость и низость души. Совесть, честь и дружбу ему заменил мешочек с деньгами. Помня наставления отца, Чичиков не только не растратил отцовские деньги, но и приумножил капитал, пускаясь при этом на немыслимые ухищрения. Для Чичикова «копейка»- олицетворение благополучия, стабильности, надежности, безопасности, гарантия общественной любви и уважения. С возрастом мелкие спекуляции переросли в махинации крупного масштаба. Чичиков занимается делами, которым свет дает название «не очень чистых». Гоголь называет своего героя подлецом, раскрывая его подлую сущность, хотя он носит маску добродетельного человека. Чичиков - искусный льстец, он постоянно меняет свой облик, быстро приспосабливается к различным обстоятельствам. Даже на его внешности лежит отпечаток какой-то неопределенности: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, но и ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков ловко входит в доверие к нужным ему людям и делает значительные успехи на поприще службы. Когда польза от человека пропадает, Чичиков бросает его как ненужную вещь.

Таким образом, Гоголь рисует самодовольного, беспринципного, не считающегося с моральными принципами дельца - подлеца, который в погоне за копейкой прислуживается, льстит, дает и берет взятки, помыкает другими людьми и позволяет помыкать собой. Чичиков умен, изобретателен, проницателен, находчив, но весь свой ум и все свои силы и использует крайне однобоко только в целях обогащения. Таким рисует Гоголь «нового человека» эпохи, который буквально покоряет все губернское общество.

Гоголь показывает нам, что духом «чичиковщины» заражены и помещики, и чиновники губернского города, находящиеся у власти. Они совсем не озабочены государственными проблемами. Каждый защищает здесь свой интерес и рассматривает свою должность как кормушку, как средство личного обогащения.

Судьба героя представляет собой цепь событий, состоящих из стремительных восхождений и падений, оставляющих героя у разбитого корыта. Чичиковские аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз с треском лопаются.

Писатель предостерегает читателей: жизнь наказывает всякого, кто чрезмерно увлечется приобретательством, наживой, забывая о долге, чести и совести перед законом и обществом, кто нарушает христианские заповеди.

Гоголь приводит нас к выводу, что дорога, избранная его героем, ведет к безнравственности, духовному падению и деградации личности.

Образ Чичикова стал нарицательным, «чичиковщиной» мы называем губительный дух приобретательства, который ведет к безнравственности и заражает людей, стоящих у власти.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: