Методика определения уровня дезадаптации.




Современные психологи предлагают различные методики определения уровня дезадаптации первоклассников. Одним из интереснейших опросников предлагает методика Л.М.Ковалевой и Н.Н.Тарасенко, адресованная учителям начальной школы. Опросник помогает систематизировать представления о ребенке, начинающем учиться в школе. Он состоит из 46 утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один – участия родителей в воспитании. [6]

Вопросы опросника:

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками.

3. Ученик не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (дни недели, сказки и т.д.)

4. У первоклассника плохо развиты мелкие мышцы рук (испытывает трудности при письме)

5. Ученик пишет правой рукой, но со слов родителей переученный левша.

6. Первоклассник пишет левой рукой.

7. Часто бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает.

9. Ребенок сосет пальцы или ручку.

10. Ученик иногда заикается.

11. Грызет ногти.

12. У ребенка маленький рост и хрупкое телосложение.

13. Ребенок явно «домашний», любит когда его гладят, обнимают, нуждается в доброжелательной обстановке.

14. Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Складывается впечатление, что ребенок младше других, хотя по возрасту их ровесник.

16. Речь инфантильна, напоминает речь 4*5 летнего ребенка.

17. Ученик чрезмерно беспокоен на уроке.

18. Ребенок быстро примирятся с неудачами.

19. Любит шумные, подвижные игры на перемене.

20. Не может долго сосредотачиваться на одном задании. Всегда старается сделать все побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После физпаузы или интересной игры ребенка невозможно настроить на серьезную работу.

22. Ученик долго переживает неудачи.

23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, то он может ответить хорошо.

24. Очень долго выполняет любое задание.

25. Домашние задания выполняет намного лучше классных работ (очень существенная разница по сравнению с другими детьми).

26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27. Ребенок часто не может повторить за учителем самый простой материал, хотя демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (знает марки машин, но не может повторить простое правило).

28. Первоклассник требует к себе постоянное внимание со стороны учителя. Почти все делает после персонального обращения «Пиши!»

29. Допускает много ошибок при списывании.

30. Чтобы отвлечься от задания, достаточно малейшей причины (скрипнула дверь, что-то упало и т.д.)

31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

32. Ученик никогда ничего не сделает сверх положенного минимума, не стремиться что-то узнать, рассказать.

33. Родители жалуются, что с трудом усаживают ребенка за уроки.

34. Такое впечатление, что на уроках ребенку плохо, он оживает только на переменах.

35. К выполнению заданий ребенок не любит прилагать никаких усилий. Если что-то не получается, бросает, находит себе оправдания (болит живот).

36. У ребенка не совсем здоровый вид (худенький, бледный).

37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

38. Если что-то не получается, то ребенок раздражается, плачет.

39. Ученик плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем отключиться, бросить работу.

40. Первоклассник часто жалуется на головную боль, на усталость.

41. Ребенок почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно и требует сообразительности.

42. Ответ ученика становиться лучше, если есть опора на внешние объекты (считает пальцы и т.д.).

43. После объяснения учителем не может выполнить аналогичное задание.

44. Ребенок затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.

45. Первоклассник часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

46. Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение так как основные понятия и навыки у него не сформированы.

По данной методике учитель заполняет бланк ответов, в котором вычеркиваются номера фрагментов поведения, характерных для конкретного ребенка.

 

№ вопроса аббревиатура фактора поведения расшифровка
  РО родительское отношение
2,3,4 НГШ неготовность к школе
5,6 Л леворукость
7,8,9,10,11 НС невротические симптомы
12,13,14,15,16 И инфантилизм
17,18,19,20,21 ГС гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность
22,23,24,25,26 ИНС инертность нервной системы
27,28,29,30 НП недостаточная произвольность психических функций
31,32,33,34,35 НМ низкая мотивация учебной деятельности
36,37,38,39,40 АС астенический синдром
41,42,43,44,45,46 НИД нарушение интеллектуальной деятельности

 

При обработке вычеркнутый номер слева – 1 балл, справа – 2 балла. Максимальная сумма – 70 баллов. Коэффициент дезадаптации рассчитывается по формуле: К=n/ 70 х 100, где n- количество баллов первоклассника. Анализ полученных результатов:

0-14 - соответствует нормальной адаптации первоклассника

15-30 – свидетельствует о средней степени дезадаптации.

Выше 30 – указывает на серьезную степень дезадаптации. При показателе выше 40 ученик, как правило, нуждается в консультации психоневролога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: