10 компонентов, которые должны быть в каждой
выразительной фотографии.
Композиция играет ключевую роль в изящном воплощении любой идеи.
Беда только в том, что в наши дни познания среднего фотолюбителя о композиции заканчивается на сетке золотого сечения и, в лучшем случае, на равновесии кадра.
Это круто! Но ничтожно мало.
А поскольку большинство начинающих фотографов даже не могут чётко сформулировать само определение термина композиции, уместным будет начать именно с него.
К омпозиция в фотографии – это положение и сочетание объектов в пределах границ кадра.
Поскольку композиция изначально всё-таки художественный термин, её использование будет удобно сравнить с белым листом бумаги.
Можно представить, что каждый раз, когда вы хотите сделать портретную фотографию, перед вами есть белый лист бумаги, и исключительно от ваших умений зависит то, как вы его наполните, и какой в конечном итоге получите результат.
В классическом понимании построения кадра фигурируют такие термины как равновесие, напряжение, динамический ряд и т.д.
Однако сейчас перед нами не стоит задача разбираться в фундаментальных принципах визуального воздействия изображения на зрителя, поэтому мы объясним вам основы портретной композиции простым языком.
Так вы быстрее поймёте основное, и после прочтения вам будет, что применить на практике.
Композиция разделяется на:
⇢линейную
Отвечает за видимые направляющие линий, а так же за расположение всех объектов на снимке.
⇢цветовую
Отвечает за сочетания цветов, и насыщенности.
⇢композицию, построенную светом
Сконцентрируемся сейчас на линейной композиции, потому что именно её обычно имеют в виду, произнося вслух это звучное определение.
|
И если мы говорим о портрете, то его построение можно разложить на следующие части:
• Формат кадра
Горизонтальный или вертикальный. Его выбор влияет на выбор всех остальных параметров.
Человек больше привык видеть в горизонтальном положении, а портрет в классическом виде должен быть вертикальным. Так какой формат лучше?
Простой совет – смотрите по обстоятельствам и по мере того, какие детали вы хотите разместить на своём портрете.
• Вид плана
В портрете принято разделять его так: в полный рост, поколенный, поясной, по грудь, плечевой, ну и крупный. Есть много критериев его выбора, но пока запомните такое наставление – никогда не обрезайте портреты в суставах. Этот конфуз обычно делает портретную фотографию грубой и неряшливой.
• Точка съёмки (ракурс)
Может быть диагональной, фронтальной, с уровня глаз, выше или ниже этого уровня, совсем сверху - под 90 градусов. Выбор ракурса достаточно важен, так как он задаёт внешний вид вашей модели, определяет попадания в кадр остальных элементов портрета, фон и т.д.
• Поза модели
От позы напрямую зависит динамичность и передача смысла в вашем портрете. Есть на эту тему множество композиционных правил и заготовок конкретных позиций, которые будут смотреться эффектно. Но кроме всего прочего, есть ещё такие понятия как психологический портрет и преображение модели.
Психологический портрет подразумевает под собой передачу истинного характера человека, работа с его индивидуальностью. Эта работа достаточно тонкая и во многом зависит от умения фотографа работать с портретируемым.
|
А можно создать человеку и просто желаемый образ.
К примеру, поднятый чуточку вверх подбородок показывает в человеке чувство гордости и величия, а сильно опущенный делает его покорным. Наклон головы немного в сторону показывает человека более расслабленным. А, допустим, небольшой поворот и наклон головы модели к переднему плечу сделает её лицо немного уже, а более выразительный взгляд добавит женственности (если конечно ваша модель женщина).
И всё в таком духе.
Подобные мелочи и нюансы помогают фотографу создать желаемый образ в портрете или дополнительно подчеркнуть особенности характера.
Все эти техники относятся не только к психологии портрета, но и к композиции, поскольку регулируются они все-таки положением человека или отдельных частей его тела в кадре.
Помимо создания образа и передачи характера модели существуют ещё всевозможные хитрости преображения внешности человека без помощи Photoshop.
Например, небольшой поворот тела портретируемого способен сократить видимую линию между плечами и сделать его фигуру более стройной. Или точка съёмки, взятая чуть выше лица, может убрать некрасивые ноздри, скрыть двойной подбородок. При желании также возможно визуально уменьшить нос, увеличить рост, сделать здоровее, одним словом, показать человека в лучшем его облике.
Всё это подпольные штучки портретного ремесла, украденные современными фотографами ещё у бородатых художников давно минувших лет, однако это не мешает им оказывать всё тот же чудесный эффект на зрителя.
|
• Фон
Его задача подчёркивать идею и выразительность портрета. Он может быть текстурный (кирпичная стена, дерево), осенний, пафосный, детский, городской и ещё тысяча различных вариаций. Всё от задумки и от стиля, если он есть. Главное чтобы он не был «от балды» и на нём не было всяких проколов вроде кучи посторонних объектов и деревьев торчащих из головы.
• Объекты на заднем плане
Подбираем по цветам, стилю, общей задумке, а так же другим правилам композиции.
• Объекты на переднем плане
Иногда можно добавить их осознанно (листья деревьев или ещё что-то), а случайных объектов, само собой, следует избегать.
• Дополнительные объекты действия
Может быть сигарета, шляпа, стул, автомат, свадебный букет, мобильный телефон и всё что угодно. Зависит от стиля, идеи, а также находчивости самого фотографа. Дополнительные объекты ощутимо влияют на жизненность, динамичность и разнообразие портретов, напрямую участвуют в композиции кадра.
• Направление взгляда
Очень важная составляющая композиции, так как от взгляда зависит не только смысл фотографии, но и равновесие кадра, а также построение невидимых линий, по которым потом двигается глаз зрителя.
• Перспектива
Как не странно, эта подруга тоже иногда играет роль в портретной фотографии, хотя в классическом портретном варианте мы изначально предполагаем фотосъёмку с определёнными значениями фокусных расстояний. Тут всё дело в том, что иногда можно умышленно делать портреты и на широкоугольный объектив, чтобы раздвинуть перспективу и вытянуть пространство. Такой приём обычно хорошо работает при фотосъёмке романтичных сюжетов.
На этом все. Поначалу сложновато будет учесть все составляющие, но со временем у вас все получится!