Формирование естественнонаучной грамотности




За последние годы международные исследования, такие как PISA, оказывают большое влияние на развитие мирового образования, в том числе и в России. Российские ученики показывают достаточно высокий уровень предметных знаний и умений, но наблюдается отставание по функциональной грамотности (особенно естественнонаучной) и по способностям использовать на практике полученные знания и навыки. Значит, перед российским образованием стоит задача повышения уровня естественнонаучной грамотности российских школьников, а следовательно, и соответствующей модернизации содержания и методов обучения в области естественнонаучного образования. Президент России В. В. Путин в указе от 7 мая 2018 года поставил перед правительством РФ задачу обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Основными причинами невысоких результатов российских школьников являются следующие:

– недостаточная сформированность способности использовать предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям;

– невысокий уровень овладения обще учебными умениями, такими как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведение исследований, подготовка проектов.

Одним из направлений совершенствования образования в России является формирование функциональной грамотности обучающихся. Международное исследование PISA понимает «Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, используя накопленные знания и умения». А понятие «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями».

Естественнонаучно грамотный человек пытается участвовать в аргументированном обсуждении проблем, которые имеют отношение к естественным наукам и технологиям, требующего от него следующих компетенций:

– умение понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

– умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, используя имеющиеся знания, умение прогнозировать изменения;

– умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.

Из приведенного определения вытекают требования к заданиям по оцениванию естественнонаучной грамотности. Задания должны носить компетентносто-ориентированный характер. Также необходимо применять уровневый подход в формировании естественнонаучной грамотности.

Умения обучающихся 5-9 классов естественно-научной грамотности

5–6 класс 7–8 класс 9 класс
научиться находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации и различном контексте, объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний распознавать и исследовать местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте. научатся интерпретировать, оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания.

 

Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией. При этом каждое из заданий систематизируется по следующим категориям:

· компетенция, на оценивание которой направлено задание;

· тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;

· контекст;

· познавательный уровень (или степень трудности) задания.

В рамках введения «Функциональной грамотности» во внеурочной деятельности МОУ Трубачевской ООШ в 2021-2022 учебном году пройдены курсы повышения квалификации «Основные подходы к формированию и оценке естественнонаучной грамотности» в Государственном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Забайкальского края». Для формирования естественнонаучной грамотности, естественнонаучный умений и видов деятельности нужно применять общие подходы к разработке учебных заданий по предметам естественнонаучного цикла. На своих уроках физики, химии включаю в содержание изучаемых тем задания на развитие общеучебных умений и навыков, таких как: умение работать с текстом, преобразовать информацию из одной формы в другую, умение решать прикладные задачи, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, умения проводить исследование, высказывать предположения, гипотезы и задания из открытого банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на сайте ФИПИ.

Рассмотрим задания для обучающихся 7 класса при изучении темы «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах», включаю задание «Малосольные огурчики» из открытого банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы).

Задание 1. Малосольные огурчики

Когда готовят малосольные огурцы, их заливают рассолом (вода с солью). Через несколько дней огурцы готовы к употреблению. Если же залить огурцы таким же рассолом, но другой температуры, то огурцы могут стать малосольными уже через несколько часов.

 

Вопрос 1:

Что нужно сделать с рассолом: нагреть или остудить, чтобы огурцы засолились быстрее? Свой ответ поясните.

Ответ: нагреть. Скорость диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее идёт диффузия, следовательно, огурцы засолятся быстрее

Вопрос 2:

Когда огурцы заливают рассолом (вода с солью), они через некоторое время становятся солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус. Выберите верное утверждение о процессах, происходящих с рассолом.

А. молекулы воды и поваренной соли изменяются и приобретают вкус огурцов.

Б. концентрация поваренной соли в рассоле постепенно увеличивается.

С. огуречный сок проникает в рассол.

Д. молекулы поваренной соли и огурцов растворяются в воде.

Ответ: С

При изучении темы «Воздухоплавание», включаю задание «Воздушные «шары счастья»» из открытого банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: