Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ




 

«Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.

Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).

 


Модель взаимодействия субъектов коррекционно—образовательного процесса в ДОУ».

 

Выделение основных линий взаимодействия способствует более четкому определению общих и частных задач участников коррекци­онно-образовательного процесса. Общие задачи ориентируют в пер­вую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной по­требностям и возможностям ребенка с речевыми нарушениями ди­агностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников. Так, для логопеда в число таких задач включены:

· обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилакти­ческой и коррекционно-речевой помощи;

· изучение уровня речевого, познавательного, социально-лич­ностного, физического развития и индивидуально-типоло­гических особенностей детей, нуждающихся в логопедиче­ской поддержке, определение основных направлений и со­держания работы с каждым из них;

· систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;

· оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

· формирование у педагогического коллектива ДОУ и роди­телей информационной готовности к логопедической рабо­те, помощь им в организации полноценной речевой среды,

♦ координация усилий педагогов и родителей, контроль за ка­чеством проведения ими речевой работы с детьми.

В число частных задач педагогического коллектива ДОУ входят:

· обеспечение, дошкольникам с нарушениями речи комфорт­ных во всех отношениях условий развития, воспитания и обу­чения, создание среды психолого-педагогической и рече­вой поддержки ребенка;

· проведение необходимой работы по профилактике и кор­рекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;

· повышение психолого-педагогической культуры и воспита­тельной компетентности родителей, побуждение их к со­знательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Особого внимания требует рассмотрение частных задач, реше­ние которых возлагается на заведующую и методиста (старшего воспитателя) ДОУ. Наиболее значимыми среди них являются:

♦ соблюдение требований приема и комплектования групп для детей с нарушениями речи;

· осуществление тесного взаимодействия педагогических и ме­дицинских работников;

· создание оптимальных условий для организации преемствен­ности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ;

· насыщение библиотеки ДОУ специальной литературой, груп­повых комнат — учебными пособиями и специальным обо­рудованием;

· организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с нарушениями речи;

· привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;

· обеспечение связи со школами, принимающими выпускни­ков ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

· в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

· в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой кор­рекции недостатков в этом развитии.

 

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизация" учебных и внеучебных занятий, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация".

Поэтому Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: