Страницы прошлого поведали нам о том, что в черкесском ауле Кбаадэ (будущей Красной Поляне) еще в 1835 году с целью разведки побывал русский офицер, барон Федор Федорович Торнау.
Учитывая большой интерес к этой истории и то, что "Воспоминания кавказского офицера", написанные им в Вене и опубликованные в "Русском вестнике" в 1864 году, являются библиографической редкостью, приведем здесь отрывки из "Воспоминаний" Ф. Ф. Торнау. Несомненной его заслугой является то, что, кроме сведений военного характера, он собрал большой этнографический материал, дающий широкую картину жизни кавказских народов первой трети XIX века.
Около двух столетий прошло с тех пор, как были написаны эти воспоминания, а сколько в них свежести, сколько поучительного, особенно для современной молодежи! Торнау пишет: "Лета ставятся у горцев в общежитии выше звания. Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени..."
"По правилам черкесской вежливости никто не касается до кушанья прежде старшего гостя, и когда он кончил, все сидящие с ним за одним столом также перестают есть, а стол передают второстепенным посетителям, от которых он переходит дальше, пока его не очистят совершенно".
"По черкесским понятиям опрометчивость и нетерпеливость простительны только детям и женщинам, а мужчина должен обдумывать каждое предприятие зрелым образом, н если есть у него товарищи, то подчинять их своему мнению не силою, а словом и убеждением, т. к. каждый имеет свою свободную волю".
Рассказывая об обычаях горцев, Торнау сообщает много интересного: "У черкесов существует древний обычаи не воспитывать дома детей знатного происхождения. Вскоре после рождения мальчика отдают обыкновенно на прокормление и воспитание в чужую семью, до тех пор, пока не подрастет и не научится владеть оружием. Часто для этого выбирают совершенно другое племя. Принявший ребенка на воспитание называется аталыком (воспитателем. — Б. Ц.) и приобретает все права кровного родства с семейством своего питомца. Этот обычай много способствует примирению и сближению между собой разноплеменных горских семей, а дети наущаются говорить на чужих наречиях, что для них бывает весьма полезно при существующем на Кавказе разноязычии..."
"У черкесов обычай увозить невесту силой или обманом, когда родители не соглашаются выдать ее добровольно, чрезвычайно распространен. Сутки, проведенные девушкой в доме похитителя, делают ее законною его женой, тогда никто не вправе отнять ее у него, и дело кончается в этом случае третейским судом, назначающим калым, который следует заплатить семейству..."
"Если черкес имеет несколько жен, то каждая из них занимает отдельное помещение, пользуется особым хозяйством и поочередно обязана готовить для мужа пищу, относимую к нему в кунахскую. Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее порвется материя, чем шов, сделанный их рукой; серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготавливают, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление.
Черкесы высших классов пренебрегают учением; зато черкешенки учатся нередко читать и писать по-турецки, в состоянии разбирать Коран и часто ведут переписку за своих отцов и мужей.
Замужних женщин никто не видит, они сидят дома, занимаются детьми и хозяйством и не выходят за двери без длинного белого покрывала, похожего на грузинскую чадру. Девушки, напротив того, показываются в мужском обществе с открытым лицом, им позволено даже, в присутствии другой старой женщины, принимать в своей комнате чужого.
Умение хорошо работать считается, после красоты, первым достоинством для девушки и лучшею приманкой для женихов.
Черкесы чрезвычайно щекотливы насчет мужской добродетели и мстят за оскорбление ее беспощадно.
Девушки отвечают за свое поведение перед родителями, женщина — перед мужем, а вдова не отвечает ни перед кем и обязана только не нарушать общественной стыдливости.
Для девушки потеря невинности считается не преступлением, а несчастьем, поправляемым женитьбою или смертью соблазнителя, если он не может или не хочет жениться.
Утрата чести вменяется замужней женщине в преступление, влекущее за собою смерть или рабство. Участника в подобном преступлении убивают. Вдова может жить как ей угодно, и никто не вправе вмешаться в ее дела, когда приличие не было нарушено, она может даже надеяться выйти замуж, если она знатна, хороша или богата".
Торнау описывает увиденные им поля кукурузы, богатые сады и виноградники, замечательный мед. Но больше всего поразила храброго офицера красота черкешенок Ахчипсоу.
В походе разведчик старался вести записи так, чтобы его проводники об этом не знали. По этому поводу Торнау записал: "Во время дороги я был принужден записывать и делать мои пометки скрыто от проводников, зная, сколь они ненавидят всякое письмо и как боятся его, считая его дьявольским искусством. Заметив, что я составляю записки, они, в случае какого-нибудь несчастья, не замедлили бы его приписать грешным знакам, чертимым мною на бумаге, и нельзя предсказать, до чего бы могла их довести в подобном случае суеверная злоба".
Разведчику не раз приходилось наблюдать за джигитовкой черкесов, за тем, как они владеют оружием. Этому он посвятил немало строк. Вот один из отрывков: "Винтовку черкес возит за спиной в строчном чехле, из которого он ее выхватывает в одно мгновение. Ремень у винтовки пригнан так удобно, что легко зарядить ее на всем скаку, выстрелить и потом перекинуть через левое плечо, чтоб обнажить шашку. Это последнее — любимое — страшное черкесское оружие состоит из сабельной полосы в деревянных, сафьяном обшитых ножнах, с рукояткой без защиты для руки.
Кроме того, черкес вооружен одним или двумя пистолетами за поясом и широким кинжалом, его неразлучным спутником. Ружейные патроны помещаются в деревянных гильзах, заткнутых на груди в кожаные гнезда, на поясе висят: жирница, отвертка и небольшая сафья - новая сумка со снадобьем, позволяющим, не слезая с лошади, вычистить и привести в порядок ружье и пистолеты...
Свою лошадь он бережет пуще глаза. Она выезжена на уздечке, которой совершенно повинуется; она спокойна, смирна, привыкает к ездоку, как собака, идет на его зов и переносит неимоверные труды. Добрая черкесская лошадь не боится ни огня, ни воды.
Шпор черкесы не знают и погоняют лошадь тоненькой плетью, имеющей на конце кусок кожи в виде лопаточки для того, чтобы не делать боли лошади, а пугать её хлопаньем, так как боль, причиняемая шпорами, утомляет лошадь без нужды.
Несмотря на то, что черкес обвешан оружием и носит на себе кинжал, два пистолета, шашку и винтовку, одно оружие не мешает на нем другому, ничто не бренчит, благодаря хорошей подгонке, и это очень необходимо в ночной войне набегов и засад, какую обыкновенно ведут горцы".
Наблюдая за тем, как черкесы обращаются с лошадьми, Торнау отмечает: "Горцы употребляют весьма простой и удобный способ спутывать лошадей треногами, отнимающими у них возможность далеко уходить и делать скорые прыжки. Тренога состоит из двух широких сыромятных ремней, одного длинного и другого короткого, связанных между собой в виде латинской Т; на концах этих ремней находятся петли из узких ремешков, застегиваемые на костяные чеки. Коротким ремнем опутываются обе передние ноги несколько выше копыта, а концом длинного ремня обвязывается одна из задних ног выше колена. Петли с чеками позволяют расстреножить лошадь в одно мгновение, что имеет особую важность в быту горца, встречающего так часто надобность в случае неожиданной тревоги вскочить на лошадь, не теряя времени".
Г. А. Дзидзария пишет: "Торнау за время своих путешествий, включая и пребывание в Абхазии, отправил в штаб Отдельного Кавказского корпуса большое количество рапортов, писем и записок, содержащих разнообразные сведения, касавшиеся топографии, экономической географии, военной и политической ситуации в районах Западного Кавказа, еще не присоединенных к России.
В рапорте фон дер Ховена от 25 июля 1835 года, посланном в Главный штаб, подводятся итоги деятельности Торнау как разведчика. Он характеризуется как "полезный офицер", а его "работа" — как "похвальные трудные занятия... соединенные с беспрерывным преодолением значительных препятствий". И, действительно, сведения о крае, добытые Торнау, были настолько ценны для царского командования, что после первой его разведки он был произведен в следующий чин — штабс-капитана".
В своих воспоминаниях Торнау немало внимания уделяет пребыванию в плену у черкесов. "Плен мой длился ровно два года и два месяца", — пишет он. Взяли его кабардинцы на берегу Курджипса в ночь с 9 на 10 сентября 1836 года, отняли у разведчика деньги, золотые часы, оружие, лошадь.
В плену Торнау содержался у Асланбека Тамбиева, который жаждал получить за русского офицера большой выкуп.
Для содержания пленного был построен специальный дом "типа большого ящика".
Черкесские законы не позволяли женщинам подходить близко к пленному, зато подходили любопытные дети, при помощи которых Торнау изучал основы черкесского языка.
Наблюдая в плену за жизнью горцев, Торнау описал их быт, форму одежды, музыкальные инструменты, которыми они пользовались. Его этнографические сведения о черкесах отличаются полнотой и достоверностью.
"Черкесы, — пишет он, — храбрые по природе, с детства привыкшие бороться с опасностью, в высшей степени пренебрегают самохвальством. Самые смелые джигиты (молодцы) отличаются у них необыкновенной скромностью: говорят тихо, никогда не хвалятся своими подвигами, готовы каждому уступить место и замолчать в споре: зато в деле они совершенно перерождаются и на действительное оскорбление отвечают оружием с быстротою мысли, без угрозы, без крику и брани".
В мае 1837 года Торнау решил бежать из плена. Спутником он избрал пленного молодого казака. Свидание с ним назначил на кладбище. Пищи и обуви не было. На помощь пришла черкешенка Аслан-Коз. Она питала нежные чувства к Торнау, учила его черкесскому языку, тайно приносила ему еду.
Торнау пишет, что мог украсть у хозяина на потолке сыр, но тот считал кружки сыра ежедневно и, не досчитавшись, мог догадаться о побеге.
Пленника ежедневно осматривали, и поэтому добытые продукты питания он отдал на хранение казаку.
"Труднее всего было для меня, — пишет он, — выйти из избы, не разбудив абадзеха и не подняв собак. Долго перед тем я приучал их не тревожиться, когда выходил на мгновение за двери. В ожидании решительной минуты я лежал на постели одетый, прислушиваясь, заснул ли абадзех и что делается в ауле. Лай собак известил бы меня непременно о побеге казака, но все было тихо".
Когда Торнау вышел из избы и перемахнул через плетеную изгородь, собаки проснулись и кинулись за ним. Забежав в овраг, он бросил им кошачью шубу, и пока они занимались ею, очутился на кладбище. Он влез на дуб и прислушался. Было тихо. Затем опять послышался лай. Торнау понял, что сбежал и казак. Не дождавшись его, он решил бежать сам без пищи и обуви. Двигался ночью, питался травами, различными кореньями, у него стали пухнуть избитые моги. Так, мучаясь, он бродил пятеро суток, пока не напоролся на двух конных абадзехов, которые доставили его опять к Тамбиеву.
О пленном казаке Торнау пишет, что ему удалось бежать: "Он бежал прямо в лес, миновав кладбище. В одном месте у реки, поймав карчу, он разделся, привязал на нее платье, сам сел верхом и стал переправляться. Посередине реки из-под него унесло дерево с платьем. Он выплыл на другой берег и совершенно нагой путешествовал трое суток по Закубанской равнине. Кемюргоевские пастухи, встретившие его в таком виде, бежали сперва, но потом, убедившись, что они имеют перед собой человека, а не шайтана, прикрыли его кое-чем, накормили и привели на Кубань",
Второй раз Торнау бежал с пленным татарином Абдул-Гани. Трое черкесов-стражников проспали беглецов.
"Оба мы не умели плавать, — пишет Торнау, — что нас понудило условиться, пока можно касаться грунта, идти вместе, а в случае глубины спасаться отдельно, для того чтобы напрасно не топить один другого".
Следы, оставленные беглецами на берегу реки, выдали их, и они набрели на ожидавшую засаду. Торнау снова оказался у Тамбиева и был закован в цепи страшнее прежнего. Кроме ног, его приковали за шею. Он мог только лежать и сидеть.
Еще три месяца длились тяжелые муки разведчика, пока он в 1838 году наконец не оказался на свободе.
В этом ему помог Тембулат Карамурзин.
"По получении известия о моем освобождении, — вспоминает Торнау, — Государь потребовал меня в Санкт-Петербург, для отдыха и для личного объяснения. Я испросил позволения привести с собой Карамурзина и отправился с ним в дальний путь, получив желаемое разрешение".
За исследование "совершенно неизвестных до сих пор частей Кавказа" Торнау наградили орденом Св. Владимира IV степени. Ему было присвоено звание капитана. Он дослужился до генерал-лейтенанта, был кавалером многих российских и иностранных орденов.
Умер Торнау в 1890 г., на 80-м году жизни, в Эдлице (Австрия).
Источник: Цхомария, Б.Д. Красная Поляна: историко-краеведческое издание / Б.Д. Цхомария. – Сочи, 2008. – 168 с. – ISBN 978-5-89564-049-4 (в пер.). – Текст: непосредственный.