Новые стихи нового тысячелетия




 

«Моя девочка, сходя с ума от любви…»

 

 

Моя девочка, сходя с ума от любви,

хочет, как платье,

нет, не как платье, а как кожу,

содрать с себя

привязанность

к любящим и любимым,

потому что мысль об их смерти

непереносима,

а вина перед любящими

вместе со страхом за любимых

не по силам.

С возрастом это пройдет, говорю я ей.

И лгу.

 

10 января 2000

 

«Мы сидели вчетвером…»

 

Ирине Поволоцкой

 

 

Мы сидели вчетвером

этим Старым Новым годом,

утром чуяли нутром:

надо б встретиться с народом.

А народу – двое вас,

двое нас, и слава Богу,

что такой состав припас

не к последнему порогу,

что еще чего‑то ждать

нам назначено, как детям,

нежно елку наряжать,

чтобы в полночь срок отметить

перевода через год,

через век и через тыщу –

небывалый перевод!

Переводчик ставит пищу.

Зазвенел дверной звонок,

входят ласковые гости,

исполняется зарок –

слово, молвленное в тосте,

слово дружбы и любви,

слово совести и чести,

знак исполненной судьбы

по отдельности и вместе.

Будто Ноевый ковчег,

пара пар: кумир с кумиром.

В этот праздничный четверг

он плывет в ночи над миром,

наш нечаянный квартет.

 

15 января 2000

 

«Говорю да и нет…»

 

 

Говорю да и нет,

ты зовешь это пафосом,

поколение интернет

с электронным адресом.

А мой адрес: улица, сад,

розы‑мимозы в одном флаконе.

И я, как и ты, смотрю вперед, а не назад,

хотя и стою на старом балконе.

Я ничуть не горда, я проще стакана,

что наполовину пуст, а наполовину полон,

и только наличье волшебного крана

держит уровень, даже если солон.

Не солонее крови, пусть и стоит труда,

слышишь, мой оппонент любезный?

Сил не жалея, поколение интерда

сооружает воздушный мост над бездной.

 

22 июня 2001

 

«Неразрешимый трагизм бытия…»

 

Александру Мелихову

 

 

Неразрешимый трагизм бытия

раскладывается на цвета по спектру,

и там же, где белизна жития,

кто‑то синий идет до ветру,

чем‑то красным морочит умы,

плачет под зеленой плакучей ивой,

запросто от сумы до тюрьмы

вытянув билет торопливый.

Гармонией утешаем слабую плоть

вместе с духом выморочным и капризным –

ничего уже не одолеть и не перемолоть,

а бунт остался по ту сторону жизни.

 

26 июня 2001

 

«Я беженец, я без вести пропала…»

 

 

Я беженец, я без вести пропала,

заложница за ложный выкуп,

я тот солдат, кому из самопала

патрон последний на прощанье выпал.

Я тот старик гундосый и старуха,

что в доме престарелых позабыты,

с потерей вкуса, зрения и слуха,

за что, попавши под руку, избиты.

Я тот полковник, с жабьими очами,

снасильничавший тощую чеченку,

расстрелянная, брошенная в яме,

я им размазана кишками по застенку.

Убийца и убитый, соглядатай

всего, что на земле при мне творится,

я молча в этой должности треклятой

смотрю, когда же небо отворится.

 

8 июля 2001

 

«Варили кружовенное варенье…»

 

Олегу Чухонцеву

 

 

Варили кружовенное варенье,

как в старой классической литературе,

мне выпало хвостики резать, Елене –

помешивать варево в медной кастрюле.

Неспешно воскресное наше занятье,

ум праздный лениво и вольно блуждает,

от ягоды встану колени размять я,

мне ягода круглая взор услаждает.

Арбузная форма, высокая норма,

прозрачно‑зеленая слезная мякоть –

и от хлорофилла, не от хлороформа,

какого рожна захотелось вдруг плакать?

Оставлены цели, отпали задачи,

внезапным исходом – умиротворенье.

Кружовник с утра собирали на даче.

В России варенье – всегда откровенье.

 

31 июля 2001

 

«Выкричать, вырыдать, в пропасть скользя…»

 

 

Выкричать, вырыдать, в пропасть скользя,

с мясом и кровью на раз.

А нельзя.

 

5 сентября 2001

 

Радио шансон

 

 

Эти песенки смешные,

по рупь сорок каждая, –

наши жизни расписные,

плевые, неважные.

Приключения и страсти,

слезной влагой смочены,

к самой проигрышной масти

смертно приторочены.

Пыль сезонная на зоне,

а на воле вольности, –

о певце, как о Кобзоне,

нет печальней повести.

Бедный Гамлет, бедный Йорик

с бедной Лизой, драные,

чуть пожиже суп перловый,

перлы те же самые.

Полудетские угрозы,

тонны философии,

от Любви с Надеждой позы

к матери их – Софии.

Плачут жесткие вагоны

по мякинным песенкам,

стынет мозг и сердце стонет –

все мы люди местные.

 

8 сентября 2001

 

«Что не сделано – то сделано…»

 

Владимиру Соколову

 

 

Что не сделано – то сделано,

и того не переделать,

старым новое пристреляно

в изменившихся пределах.

Ствол дрожит, и пуля‑дура

дурака в стволе валяет,

и пропащая натура

землю кровью заливает.

Не туда, не тот, не эта,

бы да бы на дыбе пыток.

Голос раненый поэта –

он убит, и я убита.

 

11 сентября 2001

 

«Природная любовь…»

 

Валеше

 

 

Природная любовь,

без цели и расчета,

как столкновенье лбов

без всякого почета,

упрямая игра

все в те же кошки‑мышки,

заветная пора

девчонки и мальчишки,

не кончится вовек,

что началось когда‑то,

назначен парный бег,

и спутаны все даты,

и в черном серебро –

пустяк и неизбежность,

и ангелом в ребро

просвечивает нежность.

 

28 сентября 2001

 

In memoriаm

 

 

Дождь заливает море,

море становится мокрым.

Вино заливает горе,

вино становится горьким.

Взрослые и детки

как новенькие монетки.

Но вот

самолет

врезается в зданье,

начиненный живыми, как мертвыми,

и в мертвой петле

человек и его мирозданье

накрываются пятаками стертыми.

 

11 октября 2001

 

Овечий источник

 

 

Малага. Ветер, сбивающий с ног,

стелятся пальмы под старою башней.

Кадис с Марбейей погодой вчерашней

дразнят, да вышел вчерашнему срок:

яркое солнце пропало из глаз,

чар ослепительных как не бывало,

синее море, как небо, пропало,

милость небесная оборвалась.

Яростный ветер, пастух‑поводырь,

тучные тучи в стада собирая,

пастбищем‑пологом, рваным до дыр,

землю накрыл, чтобы стала сырая,

чтоб не забыли, куда мы уйдем,

не увлекались дешевым загаром,

кобальт свинцом заменил нам недаром,

серый навесил окрест окоем,

в море баранов кипенных нагнал,

кружевом бешеным мол оторочил,

бедных паломников вмиг заморочил,

кто‑то упал, заработав фингал.

Блеска изнанка валялась в грязи

шкуркой овечки, раздавленной ночью.

Был не на сцене показан – воочью –

край овехуны фуэнты вблизи.

 

11 октября 2001

 

Майкл Найман

 

 

Одинаковые музыки круги,

точно ровные из печи пироги,

а в ответ сопротивленье на нуле,

держит музыка сознанье на игле,

взяв в кольцо, не выпускает из кольца,

ламцадрица‑ламцадрица‑ца,

механический статический фасон,

цилиндрический классический вазон,

расцветают звукозаписи цветы

одинаковой округлой красоты,

надышавшись их дурманом, к краю льну,

в наркотическом, дурак, у них плену.

Найман, выпусти из клетки дурака,

целиком не потерял себя пока,

чтобы музыкой плененный молодец

не нашел себе в петле ее конец.

 

15 октября 2001

 

Русский ремонт

 

 

Вляпалась в ремонт квартиры

отчаянно и безнадежно,

не работяги – мортиры,

бьют прицельно, куда только можно.

Разрушены вещи,

что жили, как дети, с нами,

знаки разрушенья зловещи,

пыль покрыла предметы и память.

Кажется, продолжай занятья,

к каким привычка свыше,

одно непонятно,

почему так время в висках свищет,

почему на душу без огласки

свалилась эта тяжелая штука,

точно ведро масляной краски,

а ты в ответ ни звука,

без голоса, с терпеньем урода,

с тупостью, которую можно принять за мужество,

а нехватку кислорода

списать, скажем, на неудачное замужество,

все пойдет в строку, если на пределе,

не отыщешь приема против общего лома,

вражьи сущности одолели,

когда нет дома.

Ремонта по‑русски безобразны сценки,

пропала милая жизнь, пропала квартира!..

Но вдруг засветился кусок белоснежной стенки

и засиял зеленый мрамор сортира.

 

23 октября 2001

 

Рынок

 

 

Выдайте порцию мата,

некто сказал у прилавка,

порция мата примата

манка, и может быть давка.

Ваш соцзаказ обеспечен,

некто ответствовал ловко,

то был чиновник, конечно,

звать то ли Митька, то ль Вовка.

Мат отпускали поштучно,

взвешенно и компетентно,

пули ложились кучно,

все было чисто конкретно.

 

8 ноября 2001

 

«Они пришли и расселись, точно восковые фигуры…»

 

 

Они пришли и расселись, точно восковые фигуры,

а не мимолетности памяти моей хмурой,

и я принимала их как живых, и на этом приеме

был основан прием в моем дурдоме.

Они нападали, как стих, и не стихали,

а я изводила себя и их ночными стихами,

и за этой общей игрой в бисер

вдруг прозвучал щелчок, как контрольный выстрел.

Это реальность с издевкой в меня палила:

сколько живешь, девка, а все мимо, мимо –

летность твоя в нематериальное бесполезна,

оттого ты безвременна и болезна.

Но те, кто оставил след, не сдавались без боя,

живее живых, брали живьем за живое,

собеседники мои, резкие и с разбором,

удостаивали вечным своим разговором.

 

8 ноября 2001

 

«Расставание – часть речи…»

 

 

Расставание – часть речи,

жизни часть и смерти часть,

бьет в виски противоречье,

неизбежная напасть.

Я возьму виски в ладони,

страх ладонями стряхну,

кровь в сосудах боль разгонит,

если водочки махну.

Много самых разных гитик

человека гнет, губя.

Криком смертным: берегите!

крикну близким: берегите!

берегите! берегите!

берегите все себя!

 

29 декабря 2001

 

Надпись

 

 

Марина и Анна,

Марина и Анна,

картина туманна

и выглядит странно,

как Юнна и Белла,

что Юнна, что Белла,

написаны смело

в пределах пробела.

А я отправляю прошенье с листа,

чтоб на стороне оборотной холста

Олега и Ольги летящая строчка –

забвенья и тленья

мгновенна отсрочка.

 

26 февраля 2002

 

«Пронеси эту чашу с довольствием мимо меня…»

 

 

Пронеси эту чашу с довольствием мимо меня,

пронеси эту чашу с довольством куда как подальше,

я отказа прошу от любой разновидности фальши,

похвальбы и пальбы вхолостую, без дрожи огня.

Роковая удача – и прыгает сердце, как мяч,

и заходится разум за ум от дурного блаженства,

я прошу не отнять осознания несовершенства

и – как дара – пройти мимо сытых никчемных удач.

 

24 марта 2002

 

«Детский хриплый голосок…»

 

Новелле

 

 

Детский хриплый голосок,

точно по сердцу смычок,

проникает прямо в вены

этой песенки клочок.

Разливается внутри,

с тактом пульса раз‑два‑три

и с весельем новоселья,

только слезы оботри.

Меж всеобщей суеты,

маяты и пустоты

вырастают, как на грядке,

разноцветные цветы.

С этой музыкой вдвоем

мы пойдем за окоем,

и в цветах печаль утопим,

что за чудо водоем!

Тут волшебник, тут талант,

тут художник‑музыкант,

он садовник, он и дворник,

очищающий атлант.

 

P. S. Если вспомнить без укора,

из какого, право, сора,

на какой такой помойке

в Камергерском и на Мойке…

 

28 марта 2002

 

«Эта ложа не ложа…»

 

Владимиру Корнилову

 

 

Эта ложа не ложа,

а покруче масонской,

кто велик, кто ничтожен,

распорядок таковский:

соучастники боли,

причиненной друг другу,

словно кони в неволе,

ходим цугом по кругу,

соискатели братства,

брата в угол загоним,

а придет попрощаться –

в горе мы, как в законе,

в грудь себя, как копытом,

бьем публично и лично.

Опыт смертный испытан

не бывает вторично.

 

30 марта 2002

 

«Говоря между нами, живыми…»

 

 

Говоря между нами, живыми,

об умерших все хуже и хуже,

доим даром иссохшее вымя,

приближая последний ужин.

 

Вымя, пламя и знамя –

ужин не наш, а нами.

 

Горделивые гомус,

превращаемся в гумус,

молча сходим на конус.

В минус.

 

30 апреля 2002

 

Ларнака

 

 

Человек‑остров

приземлился на острове

вместе с другим островом,

все было просто.

Трогали древний песок ногами

и забывали, что больные,

а местные болельщики по полной программе

в мерседесах гудели, как шальные,

А двое сближались и отдалялись,

и отделялись, как страны,

и были один другому иностранны,

желанны и нежеланны.

А двое пили вино линос,

а в соседях был город Пафос,

а феррари и ауди проплывали мимо,

а где‑то вблизи пела Сафо.

И совпадали острова в океане,

времена и обычаи мешались знаком,

плескалось вино в стакане.

Ларнака, однако.

 

10 мая 2002

 

«Я оставляю фотоснимки…»

 

 

Я оставляю фотоснимки

событий, что не поддаются

обычной съемке. Словно сливки,

обрат откинув, сильно бьются,

сбиваясь, в смысле, густо‑густо,

и – на блины, что на поминки.

Напоминаю в этих сгустках

невидимый, глухой и страстный

путь общий, но, конечно, частный,

ребенка, что нашли в капустах,

на вырост в помыслах и чувствах

и с тем, что смерти неподвластно.

 

10 мая 2002

 

«Я никто и звать меня никак…»

 

 

Я никто и звать меня никак,

для себя умна и знаменита,

а для вас темна, полуоткрыта,

словно дверь в подвал, где мрак.

Итак,

мрак, морока, скука и обман,

от страстей не выметенный мусор,

сумма разных минусов и плюсов

и прекрасный капельный туман.

В каждой капле океанский глаз,

пристальная камера обскура,

смотрит уходящая натура,

не мелеет чудных сил запас.

Повернуть фонарное стекло,

удлинить фитиль волшебной лампы

и, пройдя сквозь крыши, стены, дамбы,

в свет преобразиться и тепло.

Я останусь, узнана иль нет,

озареньем, трепетом и пылом

присоединясь к другим, мне милым,

отчего на этом свете – свет.

 

10 августа 2002

 

Письмо

 

Зое Крахмальниковой

 

 

Прощальную дает гастроль

король сезона август,

как нота соль звучит пароль

для словарей и азбук,

до слова ель моток недель

нам размотать придется,

когда на Рождество метель

заплачет‑засмеется,

когда припомнится нам тот,

кого забыть не в силах,

кто ель, форель и жизни ход

зарифмовал спесиво,

скрестив Моцарта с муравьем,

любовь упрятал в подпол,

багаж подпольный сдал внаем

и звякнул в медный колокол.

И колокольчики в миру

ответно заиграли,

такую чудную игру

затеял этот парень.

Мы не откроем тайный шифр,

секрета не откроем,

наборы букв, наборы цифр,

как в грядку, в ритм зароем,

а что из них произрастет –

сто лет спустя услышим,

и снова на сто лет вперед

письмо, как стих, напишем.

 

28 августа 2002

 

«Эти рисунки келейные…»

 

Юнне

 

 

Эти рисунки келейные,

чувством пылая и цветом,

знаками, ликами, клеймами

врезаны в тьму пред рассветом.

Дара каменья бесценные

ночь ограняет промысленно,

и сочиненья каменами

строк изукрашены смыслами.

Краска милуется с краскою,

линия с линией в связи,

дело не нитками – сказками

шито без всяких экстази.

Блещут, как вещие вещи,

сепия, охра и кобальт, –

штуки выходят из пещи

самой таинственной пробы.

 

29 августа 2002

 

«Луна стоит высоко…»

 

 

Луна стоит высоко,

а я лежу низко,

она – мое око,

я – ее записка,

она ослепляет,

меня меж строк читая,

лунатических лунок стая

в глазу моем тает.

После скажут:

слепой текст.

 

3 сентября 2002

 

«А потом завопил комар…»

 

 

А потом завопил комар,

но не просто так,

как дурак,

а у старухи

в ухе,

старуха долго махала рукой:

что ж ты навязчивый какой?

А комар продолжал злиться,

потому что не мог излиться

из уха,

которым владела старуха,

и то была не потеря слуха,

а хуже всякого злого духа,

поскольку не комар кровососил,

а кровоизлияла старуха.

 

Я в минуту написала этот шедевр,

едва догадалась, какой предстоит маневр:

не терять до конца

ни слуха, ни вкуса, ни лица.

 

9 сентября 2002

 

«Она сказала: я приготовлю вам реверс…»

 

Наталье Зубовой

 

 

Она сказала: я приготовлю вам реверс.

И я поняла, что это прекрасно.

Детство Люверс и Сиверс мчалось на север.

На юг тащилось могущественное лекарство.

Мой бред блистал ослепительно ярко,

пылая диалогами вдохновенно,

за ремаркой следовала ремарка,

и пылала уже вся сцена.

Я рвалась на Запад, оставаясь Востоком,

магнитные полюса плавились,

так что казалось, мозг брызнет,

мои девочки были далеко,

а мне требовался ресурс жизни.

Судьба, присев, сделала книксен. Или реверанс.

И приблизился ренессанс.

 

10 сентября 2002

 

«Жили‑были Алеша и Никита…»

 

 

Жили‑были Алеша и Никита,

любили своих баб и пап примерно равно,

но второй делал все шито‑крыто,

а первый – открыто и своенравно.

Папа один был в сынка – хитрый и во всем участный,

и другой в своего сынка – вопросами озадаченный,

один прислонялся к власти всеми местами страстно,

второй – местами и не всегда удачно.

Первый был гимнюк, а другой – не то, что помыслили,

один скоро сгорел, а второй – долгожитель,

сирота‑художник горючими заряжен искрами,

сынок‑умелец удачно вписался в события.

Один любил искусство в себе, а другой – себя в искусстве,

а еще власть в себе и себя во власти,

оба поскользнулись на чистом чувстве –

чистые напасти.

Ловкач использовал клаку‑клоаку,

чтобы художника посильнее умыли,

а художник, как пацан, чуть не плакал.

Такие подлые времена были.

 

11 сентября 2002

 

Даша

 

 

Какие‑то старые платья,

на розовом желтые пятна,

флаконы, записочки, клятвы

в коричневых ящичках, кратно

количеству лет, проведенных

под шелковым абажуром, –

слегка прорисовка пилонов

и целая жизнь контражуром.

Какие‑то рюмки и рамки,

и тень шелестящей походки,

повсюду пометы, помарки,

как след уходящей подлодки.

Какой‑то хозяйственный мусор

за окнами и занавеской,

коробка, и скрепка, и бусы, –

рукою достать только детской.

Там палец уперся в ложбинку,

тут свет по предметам плутает,

а сверху паук в паутинку

картинку навек заплетает.

Тяжелая ткань – нараспашку.

Косую проплешину света

художница в мелких кудряшках

рисует, влюбленная в это.

 

14 сентября 2002

 

Доктор Ложкин

 

 

Доктор Ложкин по коленке не стучал,

глаз не выдавливал и не кричал,

а, почесывая пальцем одно из двух крыльев носа,

спокойно ждал моего вопроса:

как избавиться от страха смерти.

Доктор Ложкин на вопрос не отвечал,

а, взглядывая искоса, все отмечал

и продолжал высокопарно вещать чудное,

поправляя очки и увлекаясь мною.

Хотите – верьте, хотите – не верьте,

но однажды я проснулась, свободная от чувства смерти,

и мир протянул мне ножки целиком по одежке,

и я подумала: ай да доктор Ложкин!

Он был толстенький и лысоватый,

и речь его была дружественной и витиеватой.

Он говорил: ваш дар не ниже Толстого,

пишите романы, право слово.

Он видел, что пациентка страдает недооценкой,

прижата к пространству сжатым воздухом легких,

словно стенкой,

и любя ее и ее жалея,

он внушал ей как манию ахинею.

Прошло двадцать лет. Я написала роман,

один и другой, и за словом в карман

я больше не лезу, а сосредоточена и весела,

потому что знаю, как талантлива я была.

Доктор Ложкин женился на школьнице‑секретарше,

будучи на сорок лет ее старше,

почесывая крылья и шмыгая носом,

он точно владел гипнозом.

Он уходил в подсознанье, как в поднебесье,

доставая оттуда тайны с чудесами вместе,

а потом вкладывал в наше подсознанье,

как дар случайный.

Доктор Ложкин, где вы, какой вы странный,

я б вам почитала свои романы!..

Но он, вероятно, встал на крыло

и взмыл в поднебесье, и ветром его снесло.

 

14 сентября 2002

 

Ваня

 

 

Ваня, в смертельные игры играя,

резко торча на ночных мотоциклах,

то ли в двусмысленностях, то ли в смыслах

путался, замирая у края.

 

Было, что и за край свешивал ноги,

бились блестящие мотоциклы,

черными птицами черные циклы

обсели реанимаций пороги.

 

Марихуана, перо и бумага,

дуло ружья под прицелами камер –

мир перед Ваней практически замер,

Ванина торжествовала отвага.

 

С содовой виски, ночная рулетка,

нервы торчком из зрачков, словно гвозди,

Ксения молча выходит на воздух –

в память о ней остается браслетка.

Желтые линзы, зализанный чубчик,

мягкая серая стильная ряса,

Ваня – священник. И с этого часа

скромен, и тих, и спокоен, голубчик.

 

Пятеро деток и возраст под сорок,

крест на груди и прикольные стекла,

татуировка под рясой примолкла,

авторитеты – Алексий и Сорос.

 

Кончена сумасшедшая драма

жизни, переходящей в дрему.

Нет больше места экстриму и стрему.

Если…

если вдруг не исчезнет нынешний портрет

и не опустеет рама.

 

3 октября 2002

 

«Бесплотный дух и сходная фигура…»

 

 

Бесплотный дух и сходная фигура

вступали с кем придется в отношенья,

до пустяка, до ничего, до тени

желала страстно сплющиться натура.

Не навязаться и не впасть в оплошность,

не стать предметом общего веселья, –

а никогда не потребляла зелья,

и нечем подкрепить общенья роскошь.

Зрачок нарочно придан близорукий –

не вглядываться в окруженье зорко,

пейзаж расплывчатый, смещенный – будто норка,

в какой укрыться от смятенья скуки.

И с памятью в беспамятство играла,

подробности нарочно вытесняя,

и длинная скамейка запасная

лишала сил задолго до финала.

Такое неудачное творенье,

такая тьма, такая безнадега.

Тем удивительней расположенье Бога

хотя бы в малом сем.

В стихотворенье.

 

4 октября 2002

 

«Ух, как быстро пролетели всякие времена…»

 

 

Ух, как быстро пролетели всякие времена,

баки с грязным бельем остались в истории,

сделав евроремонт, в новых ваннах отмыли свои вымена,

побрызгали труссарди и на тусовку к Мариотту

или Астории.

Мы одеты с иголочки и больше не едим с ножа,

Зверевы делают нам лицо, а фигуру – Волковы,

и даже если крутой усядется на ежа –

улыбается, с задницей, утыканной иголками.

При встрече охочее сверканье глаз,

старанье для теле– и фотосъемки,

клыки надежно спрятаны, культура, фас,

такими пусть узнают нас современники и потомки.

Демократия – по‑нашему дерьмократия и есть,

глянь на свои швейцарские, сколько настукало.

В России надо жить столько, сколько не счесть,

чтобы изжить из себя огородное пугало.

 

8 октября 2002

 

«Золотые рыбы проплывают…»

 

 

Золотые рыбы проплывают

на ночном, на темно‑синем фоне,

привязались, вот уж привязались,

с пятницы никак не отвязаться.

Я не в духе, я себе не в радость,

я себя с постели соскребаю,

бледная, как немочь, а на фоне

рыбы золотые проплывают.

Как в бреду, бреду к себе на кухню,

суп сварить, помыть полы и чашки,

может быть, привычка жить вернется,

золотые проплывают рыбы.

Совершив обманное движенье,

боком и неловко – за компьютер,

трону клавиши легко рукою,

музыки ответной ожидая.

Тщетно. Музыка молчит, и только буквы

разлетаются, как слов осколки

в бомбе, начиненной под завязку

смертоносным смыслом, как гвоздями.

Мне не по себе. Я надорвалась.

Любопытство, между тем, не меркнет.

Проплывают рыбы золотые

на дневном, на светло‑сером фоне.

Рыбка золотая, что с тобою?

Отчего ты вдруг остановилась?

Ждешь стоишь вопроса или просьбы?

Милая, плыви, я справлюсь, справлюсь.

 

8 октября 2002

 

Дуомо

 

 

В проем Витторио‑Эммануэле

внезапно вдвинулась тончайшая громада,

за восхищеньем клетки не поспели,

и в легкие извне проникла влага.

Закашлялась, забилась, задохнулась –

чуть зазвучала каменная месса,

и сердце, переполнившись, метнулось,

не удержало ядерного веса.

И у подножия внезапного Дуомо,

упав, разбилось в мелкие осколки,

лишенное защиты, то есть дома,

подстреленное, словно из двустволки.

И небо, низкое, как в сумерках в России,

поднявшись вверх, вдруг враз заголубело,

и голуби на улице Россини

клевали сердце, падшее из тела.

 

17 октября 2002

 

«Отчего так грохочет ночное, в себе, подсознанье…»

 

 

Отчего так грохочет ночное, в себе, подсознанье,

эта жизнь, что не та, эта жизнь, что не там и не с тем,

и пробиты на раз ложно‑краеугольные камни,

только мстилось, что выстроен – выстрадан – был

ряд отличных систем.

Днем казалось, что, как у людей, все почти что в порядке,

и похож на людей, и, как люди, одет и обут,

ночью видно, что это игра, специальные детские прятки,

впрочем, и остальные играют в нее наобум.

За обманом обман, не других, а себя горемычных,

за атакой в атаку на немочь, и горечь, и желчь.

Мы вернемся в Итаку. К истоку. К началам привычным.

Ложь, как кожу, сдерем.

И умрем. Если нас не сумели сберечь.

 

18 октября 2002

 

Синие розы

 

 

В отеле на столе

стояли синие розы.

 

Распахнута дверь на балкон,

шум улицы в комнату втянут,

и синие розы не вянут

в отеле, завернутом в сон.

Неоновой буквы луна

так выбелила подушку,

что светятся пальцы под ушком,

уложены пястью для сна.

А сна ни в едином глазу,

и жалко на сон прерываться,

ведь самое тайное, братцы,

нас пробует ночью на зуб.

И вдруг как обвал – ничего.

Такой тишины оглашенной,

Божественной, совершенной,

не знала вовек до того.

Все звуки исчезли в момент,

ни скрипа, ни хрипа, ни шага,

упавшая на пол бумага

сверкнула как мертвый сегмент.

Не врач, не судья, не палач –

как будто душа мировая,

себя в этот миг открывая,

шепнула: не бойся, не плачь.

Без боли и страха пришла

исчерпанность жизни и чувства…

И тут же задвигалась густо

Милана ночная толпа.

 

18 октября 2002

 

«Мужчины и женщины тонкая связь…»

 

 

Мужчины и женщины тонкая связь,

до гибельной дрожи и чудного срама,

века пронеслись, как она началась,

а длится все та же, сильна и упряма.

Поездка на рынок, вчерашний обед,

случайная ссора – все мелко и плоско,

но пола и пола начальный завет

все преобразит с вдохновеньем подростка.

Любовным стихом обделила судьба,

молчанием скована в возрасте пылком,

когда господина вминало в раба

и било о стену то лбом, то затылком.

Прекрасно‑трагический опыт испит,

ни срывов, ни слез, ни обид, ни разрывов,

а немотный разум как будто бы спит,

и любящих Бог усмехается криво.

Теперь развязался язык.

Я скажу,

что близость с обоими производит:

ты служишь мне всем,

тебе верно служу,

пусть жизнь, как дыханье, как крик на исходе.

 

20 октября 2002

 

«Спаси моих детей!.. О Господи, трагична…»

 

 

Спаси моих детей!.. О Господи, трагична

картинка, что идет и вхожа в каждый дом.

Спаси ее детей!.. Сегодня смерть привычна,

как воздух, как вода, что дышим мы и пьем.

Спаси его детей!.. Пусть землю населяет

не гибель, а живых людей живая жизнь.

Я знаю, Кто на нас несчастье насылает,

и ведаю, за что, без слез и укоризн.

Здесь стыд давно забыт, и ум спекулятивен,

играет на низах бесплодно и темно,

и каждый негодяй убийственно активен,

а добрый человек молчит, глядит в окно.

О Господи, спаси нас!..

 

6 ноября 2002

 

«Я иду с моей подкоркой…»

 

 

Я иду с моей подкоркой

по Никитскому бульвару,

листья, павшие на землю,

засыхая, умирают.

Я иду и наблюдаю

городские проявленья,

и подкорка их приемлет

через корку, что черствеет.

Мне идут навстречу дети,

и мамаши, и студенты,

кто печален, а кто весел,

кто глядится, будто сбрендил.

Стайка юношей спесивых

над колодой карт склонилась,

как чеченцы, все чернявы,

знать, кого‑то проиграют.

Неподалеку старуха

одиноко на скамейке

разговаривает громко –

не с собой, а по мобиле.

У Есенина Сережи

фотографию на память

девочка бесстрашно просит,

чтобы сделал ей прохожий.

А другая бедолага

по соседству со скульптурой

опрокидывает в глотку

водку из стеклянной фляги,

там, на дне, ее немного,

тетка всасывает жидкость

и глядит окрест глазами,

что давно остекленели.

Направляюсь к «Бенетону»,

просто так, а не по делу,

утомясь бульварной жизнью,

я хочу сменить картинку.

В «Бенетоне» все красиво,

вещи новенькие шепчут:

вот твой выбор, дорогая,

выбери меня скорее.

Но подкорка в паре с коркой,

что затеяли прогулку,

от пьянчужки и от листьев,

павших мертвыми на землю,

никуда не отпускают,

как приклеились, заразы.

Вот вам выбора свобода,

о которой все болтают.

 

25 ноября 2002

 

Городская баллада

 

 

Сумерки. Стыло. И я за рулем.

Осени поздней характер невесел.

Город огни высоко понавесил:

солнечный свет не сдается внаем.

Что за пастух гонит стадо авто

в сторону эту, другую и третью,

пахнет железом, бензином и смертью

нечто во тьме, что нигде и ничто.

Я выбиваюсь из стада легко,

я выбираюсь на верную трассу,

мне ли печалиться, доке и асу,

блики летят в лобовое стекло.

Лента дорожная под колесо,

смятая, с маху ложится, мне к спеху,

опыт с удачей приводят к успеху,

скоро мой дом, я мурлычу вальсок.

Вдруг неожиданный съезд и тоннель,

ряд роковых понуждений – и что же!..

мне же налево!.. но жесткое ложе

вправо несет, в боковую панель.

Выровняв руль на лихом вираже,

выровняв пульс и сырое дыханье…

Если бы знать за мгновенье, заранее,

что путепровод проложен уже!

В планах – давно, а на деле – никак,

вот и привычка людей к долгострою,

не ожидала финала, не скрою,

и просмотрела какой‑либо знак.

Гон как безвыходность и чернота,

ни перекрестка и ни разворота,

род протяженного водоворота,

та еще немощь, и мощь еще та.

Я удаляюсь все дальше во мглу,

дом мой в мираж превратился нелепо,

будто за мною кто гонится слепо,

будто подсела на злую иглу.

Но объявления промельк скупой,

съезд как возможность и как искушенье,

я пробираюсь направо в смущенье –

сбились, как овцы на водопой.

Движемся тихо, к металлу металл,

стопорим ход лошадей поминутно,

а за окошком промозгло и мутно,

пробка, и каждый смертельно устал.

Бесы новейшие жмут и кружат,

втиснув в ряды, из рядов не пускают,

ложным единством сознанье ласкают,

нюхают выхлоп и тихо визжат.

В мокром асфальте блестят фонари,

я пребываю в чужом измеренье,

руки замерзли и мерзнут колени,

и пустота, как Чапаев, внутри.

Все незнакомо. Окрестность чужда.

Остановиться спросить невозможно.

Замкнуты стекла чужие безбожно,

чтоб не проникла чужая нужда.

Петли петляя, как заяц в кустах,

я нахожу, что лечу в Подмосковье,

дружбой оставлена и любовью,

чей‑то чужой исполняя устав.

Волей враждебной, сильнее моей,

движима обочь и прочь из столицы,

то ль наяву, то ли мне это снится, –

где я, зачем, сколько стою нулей?..

 

Минуло два окаянных часа,

как сплошняком загребущим изъята,

вся из себя стеснена и помята, –

дома, десяток дорог прочесав.

Опыт престранный подмены пути,

род заблужденья себя и потери

там, где, с разбегу в удачу поверив,

в поле попала, что перекати.

Словно добычу, меня отпустив,

в городе вечер темнеет с досады, –

глядя в окно, без малейшей надсады,

я напеваю минувший мотив.

Я вспоминаю вчерашний вальсок,

сутью вещей околдована напрочь,

и, без привычки снотворного на ночь,

ждет меня славной бессонницы срок.

 

…Утренним солнцем освещена,

в светлое небо взгляну из оконца,

загородивши рукою от солнца

враз проступившие письмена.

 

30 ноября 2002

 

«Замирает какой‑то во мне человечек…»

 

 

Замирает какой‑то во мне человечек,

мотылек, или бабочка, или кузнечик,

летом бархатным и летним ливнем вспоенный,

до последних сезонов не утоленный.

Замирает мой маленький, замирает,

замерзает и пылью морозной мерцает,

властелином колец годовых я смотрюсь, как шальная,

я с потерей внутри, а размера потери не знаю.

 

22 декабря 2002

 

Чарли

 

 

Прижался шелковою тихой сапой,

тугой струною натянулся ловко,

нечеловеческие опыт и сноровка,

и чувство локтя, тронутого лапой.

Мороз и ночь, а он сплошная печка,

и ни в одном глазу не одиноко,

зажмуришь этот – в том собачье око,

сожмуришь оба – чуткий ритм сердечка.

А днем, по возвращенье, – что за радость!

Как будто бы навек пред тем расстались!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: