Связь между Кирилловской землей и Соловецким монастырем.




Основная часть.

Кирилловская земля связана с Соловецким монастырем. Инок Кирилло-Белозерского монастыря Савватий, ушёл в Валаамский монастырь на острове Ладожского озера, а затем, прослышав от поморов о Соловецком острове, что плыть туда два дня, что на нем множество озер, кишащих рыбой, он отправляется на беломорское побережье, где встречает другого инока, Германа, уже бывавшего на Соловках. Савватий уговаривает его поселиться там, и в 1429 году их ладья достигает Большого Соловецкого острова. Под самой высокой горой — Секирной — они на берегу тихого озера водрузили деревянный крест и поставили келью. Место это и по сей день называется Савватьево. Там отшельники прожили шесть лет.

Однажды, когда Герман отправился на материк за припасами, Савватий, почувствовав приближение смерти, отправился на поморский берег, где и умер. Произошло это в 1435 году. На следующий год на остров с тем же монахом Германом приплывает новый отшельник — Зосима, уроженец заонежского села Толвуи. Житие рассказывает о бывшем ему видении огромной церкви. Тогда вместе с Германом они решают основать обитель на берегу бухты Благополучия, хорошо защищенной от морских волн, вернее, на перешейке между этой бухтой и озером — там, где и теперь стоит монастырь (рис1).

Рисунок 1. Соловецкий монастырь (иллюстрация с натуры)

Богомольцы постоянно посещали монастырь.

Богомольцы, приезжавшие как с Кирилловской земли, так и со всей России на острова в XIX веке, делились на две категории: приехавшие поработать на монастырь на длительное время (их называли «трудники», и ими могли быть только мужчины), и паломники, которые приезжали в обитель на три дня помолиться преподобному Зосиме-Савватию. Эти паломники составляли основную массу посетителей Соловков. Они были обоего пола и всех возрастов и съезжались со всех концов России. Три первых дня паломники были на полном монастырском иждивении, а чтобы гостить дольше, необходимо было получить разрешение от священноначалия. В последние десятилетия перед революцией Соловки посещало много любознательных интеллигентов и молодежи с образовательными целями.

Рисунок 2. Паломники на причале у Преображенской гостиницы. Фото 1918 г.

В основном богомольцы были из крестьян, поэтому их главный поток шел в первую половину навигации. Крестьяне старались приехать пораньше, чтобы к летним полевым работам возвратиться домой. Со второй половины июня богомольцев становилось меньше, а к концу августа их считали уже десятками. С середины лета вместо крестьян на Соловках появлялись чиновники, представители интеллигенции, купцы. Участия в монастырских работах трехдневные богомольцы не принимали, только женщин иногда отправляли чистить рыбу для трапезы.

Монастырь имел несколько парусных судов и 4 парохода, экипаж которых состоял из монашествующих, трудников и вольных рабочих. Пароходы ходили в Архангельск и посад Суму, перевозя богомольцев и монастырские грузы.

С кирилловских земель, прежде всего, ездили молиться Зосиме и Савватию пчеловоды.

Соловецкие чудотворцы, святые Зосима и Савватий, издревле считаются покровителями пчел и заступниками всех православных пчеловодов.

Существует даже легенда, что до времени жизни этих святых, на Руси совсем не было пчел, и что они первые принесли эту «божью работницу» из земли Египетской, где разводили пчел окаянные измаильтяне. «По наущению Божию, говорит легенда, Зосима и Савватий набрали пчелиных маток, заключили их в тростниковую палочку и отправились из Египта в православную Русь. Свв. Угодникам сопутешествовал архангел Гавриил, который поднял в земле Египетской всю пчелиную силу и повелел ей лететь за угодниками Божиими в русскую землю.

Измаильтяне же, когда увидели, что пчелы оставляют их горы и целым облаком вьются над головой удаляющихся чужестранцев, пустились в погоню и скоро настигли св. Зосиму и Савватия.

Однако, архангел Гавриил не попустил, чтобы Божьи угодники потерпели от руки нечестивых и, когда стала приближаться погоня, велел подальше бросить тростниковую палочку. Таким образом, при обыске окаянные измаильтяне ничего не нашли, и святые угодники невредимыми пришли в русскую землю и принесли свою тростниковую палочку с пчелиными матками».

Это предание было хорошо известно всем верующим пчеловодам, которые не только имели на пчельниках икону свв. Зосимы и Савватия (отчего и ульи, к которым прикреплена икона, назывались «носимою»), но придумали даже особую молитву, с которой обращались к своим покровителям.

Кроме того Соловецкий монастырь рассматривали, как место получения образования. На Соловках было три училища: кроме училища для трудников, послушникам преподавались предметы по программе духовного училища, а для подготовки грамотных священнослужителей – диаконов и священников – приглашали на зиму из Петербургской духовной академии двух преподавателей. В монастыре действовала живописная школа и школа по изучению древнерусского знаменного пения. В образцовом порядке содержалась библиотека, наиболее ценные грамоты и актовые книги были собраны в ризнице.

Известно, что к 1921 году в Соловецком монастыре служило 17 выходцев с Кирилловской земли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: