Путь от Онежской губы к Соловецким островам.




Оба пути описанные выше заканчивались у Онежской губы. Паломники могли попасть на Соловецкие острова разными путями, но можно выделить три основные точки их отправки на Соловки: Онега, Архангельск, Кемь (рис.10).

Рисунок 10. Очередь на пароход на Соловецкие острова (Онежская губа).

Примечательно, что архангельские жители активно строили суда, специально для перевозки богомольцев в Соловецкий монастырь. Так в начале XIX в. архангельским купцом Афанасием Ивановичем Амосовым было построено два пакетбота. В 1849 г. между Архангельском и Соловецким монастырем начал ходить пассажирский пароход «Повиг» (рис.11)..

Рисунок 11. Женщина прядет пряжу на пароходе «Повиг»

идущем на Соловецкие острова

 

 

С середины XIX в. перевозкой богомольцев стал заниматься в основном Соловецкий монастырь, но в более ранние времена это было не так. В XVI-XVIII вв. их (наряду и с монастырскими парусными судами) перевозили архангелогородские мещане, купцы и крестьяне окрестных деревень. На борт пассажиров брали ладьи, гукоры и карбасы. Так в конце XVIII в. на Соловки ходили 13 судов с названием «Св. Николай», «Св. Дмитрий», «Св. Андрей», «Св. Апостол Иаков», «Св. Иоанн», «Св. Феодор», «Зосима и Савватий», «Святой Василий», «Св. Иоанн». В центре таких судов обычно был грузовой трюм, на носу — камбуз-поварня и каюта для матросов, на корме - хозяйская каюта. Чаще всего такие суда имели две мачты. Поморские суда были заполнены до отказа, так как кормщики получали деньги за каждого перевезенного богомольца.

Уже в 60-ее гг. XIX в. основную массу богомольцев перевозили монастырские пароходы «Вера» и «Надежда» по стандартному маршруту Архангельск-Соловецкий монастырь, длиной 400 верст. Пароходы совершали рейсы в период с мая по сентябрь. Малоимущие богомольцы перевозились без всякой платы, остальные пассажиры по фиксированному тарифу. Судно «Вера» было куплено в 1861 г. за 13 тыс. рублей у архангельского купца Бранта (ранее называлось «Волга»), дополнительно на его обслуживание в 1861-1863 гг. было затрачено еще 11.479 рублей. 60-сильный пароход «Надежда» был построен в монастырском доке в 1862 г., монастырю он обошелся в 65337 рублей (рис.12).

Важной вехой в истории морского сообщения Соловков с Архангельском стал 1861 г.: было основано Соловецкое пароходство. Вскоре Соловецкий монастырь стал главным перевозчиком, этим путем стала пользоваться основная часть богомольцев. По словам соловецкого архимандрита Иоанникия «пароход «Вера» отнял дело почти у всех судов парусных». За первое десятилетие соловецкие пароходы совершили около двухсот рейсов, перевезя на Соловки более 50000 пассажиров. Ежегодная выручка от продажи билетов составляла до 15 тысяч рублей.

Рисунок 12. Пристань Соловецкого монастыря. Отход парохода «Вера»

 

Вывод.

Водные пути имели большое экономическое значение не только для севера Российской империи, но и для всей страны. Обычно, водные пути рассматриваются, как пути перемещения крупных грузов (в 19 веке соли, рыбы, пшеницы, муки, леса). Но, кроме этого, по этим путям совершали паломничество в северную жемчужину – Соловецкий монастырь, каждый год тысячи людей. Именно водные «дороги» прокладывали путь к духовности, к осмыслению жизни. Ну и конечно же водные пути, волоки – служили сезонным заработком для сотен крестьян, в том числе и Кирилловского уезда.

 

 

Список литературы

- И.А. Смирнов. Из истории Чаронды. В кн.: Кириллов. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 1998.

- И.А.Макаров «Колонизация северных окраин древней Руси в xi-xiii в.в».

По материалам археологических памятников на волоках Белозерья и Поонежья

Институт археологии РАН и Кирилло-Белозерский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Москва. 1997г.

- Г. П. Сергиевский. Лаче-Кубенский водный путь. (Исторический очерк)

- Н. П. Ерлыков и инж. А. В. Мансуров. Материалы по исследованию Лаче-Кубенского водного сообщения.

- В. С- Советов. К вопросу об изысканиях Лаче-Кубенского водного пути.

- Лихачев Д.С. Раздумья о России.

- Никитина С.Е. Соловецкий монастырь и народная вера

- Гейман В.Г. ПРОЕКТ ВОЛГО-БЕЛОМОРСКОГО КАНАЛА В ХVII в.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: