Важнейшие моральные и этические учения 31 глава




Субъектное единство целей и средств состоит в следующем. Расхождение между ними не должно быть таким сильным, что носителями целей выступают одни индивиды, а носителями средств — другие. Только тогда, когда одни и те же индивиды, выступая в роли средств, являются одновременно и целями, можно говорить о том, что соотношение цели и средств отвечает моральным критериям. Об этом — вторая формулировка категорического императива Канта, отождествляющая человечность с таким отношением к себе и другим, когда никто не низводится до уровня средства, а выступает одновременно в качестве цели. Такого единства целей и средств не может быть в ситуации насилия, ибо насилие по определению есть нечто прямо противоположное.

Таким образом, насилие не может получить нравственной санкции. Оно не может быть выводом силлогизма, общей посылкой которого является утверждение о самоценности человеческой личности. Речь не идет об одноразовом и окончательном устранении насилия — насилие имеет прочные, быть может, невытравимо глубокие корни в историческом и психологическом опыте человеческой жизни. Речь идет о качественной смене вектора сознательных нравственных усилий человека — и индивидуальных, и, в особенности, коллективных, социально-организованных. Выражаясь еще конкретней, отказ в этическом освящении насилия даже тогда, когда речь идет о юридически легитимном насилии государства, означает, что тем самым открывается новая эпоха, когда общественная справедливость сопрягается исключительно с ненасильственными методами решения человеческих конфликтов, в том числе с ненасильственной политикой, или, говоря по-другому, когда сами конфликты не доводятся до крайних пределов морального противостояния.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем своеобразие постановки вопроса о насилии в этике? Идет ли в ней речь о том, чтобы насилие считать благом или о том, чтобы насилие, само по себе являющееся злом, использовать во благо?

2. Чем насилие отличается от других форм отношений господства и подчинения между людьми?

3. Какое место в этической аргументации насилия занимает разделение людей на добрых и злых?

4. Почему принцип равного воздаяния, предполагающий насильственные действия, можно интерпретировать как форму справедливости?

5. В чем особенности государственного насилия?

6. Является ли по отношению к агрессивной несправедливости покорность единственной альтернативой насилию?

7. Можно ли этически аргументировать насилие с помощью формулы «цель оправдывает средства»?

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. М, 1996. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1992. С. 154-207, 228-237, 264-285.


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

(страницы указаны по печатному изданию)

Августин А. (354-430), философ, богослов, один из отцов церкви 192, 357

Apиcmunn Киренский (435-355 до н.э.), древнегреческий философ, основатель школы киренаиков, провозгласил идеал гедонизма 316—317

Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий философ, основатель и систематизатор этики 5, 9, 10, 12, 13, 35, 116, 159, 229—230, 235, 268-269,

281, 284-290, 296, 297, 322, 348, 381, 400, 454

Бекарриа Ч. (1737-1794), итальянский правовед и философ 435, 440

Белинский В.Г. (1811-1848), русский литературный критик, публицист 316 Бентам Дж. (1748-1832), английский моральный философ, правовед, основатель утилитаризма 156, 169, 327

Бердяев Н.А. (1874—1948), русский философ и публицист 248, 364, 383

Будда 24, 43, 54-64, 223, 244

Вебер М. (1864-1920), немецкий социолог, экономист 183, 329, 335

Вивеканда Свами (1863-1902), индийский философ и религиозный мыслитель 59

Ганди М.К. (1869—1948), идеолог ненасилия, духовный лидер индийского движения за независимость 33, 449, 455

Гегель Г.В.Ф. (1770—1831), немецкий философ 10, 166, 251, 267, 357

Гегесий Александрийский (320-280 до н.э.), древнегреческий философ-киренаик 316

Геккель Э. (1834-1919), немецкий естествоиспытатель, последователь Дарвина 201

Гельвеиий К.А. (1715-1771), французский философ-сенсуалист, деятель Просвещения 400

Гераклит (544-483 до н.э.), древнегреческий философ 9, 237

Герцен А.И. (1812-1870), русский философ, писатель-публицист 257

Гесиод (VI в. до н.э.), древнегреческий эпический поэт 124, 182

Гоббс Т. (1809-1865), английский философ 22, 27, 37, 210, 357, 400, 403, 448, 454

Гомер (VII в. до н.э.), древнегреческий эпический поэт 111, l82, 187

Декарт Р. (1596-1650), французский философ 216

Демокрит (460-371 до н.э.), древнегреческий философ, основатель атомизма 124, 261

Дидро Д. (1713-1784), французский философ и писатель, один из основателей «Энциклопедии» 166

Диоген Лаэртский (II в. до н.э.), греческий писатель, автор сочинения по истории философии 123, 129, 173

Достоевский Ф.М. (1821-1881), русский писатель, мыслитель 39, 166, 300, 355-356, 364-365, 372, 389, 404, 421, 423

Дюркгейм Э. (1858-1917), французский философ, социолог 234, 238

Иисус Христос 25, 33, 43, 77-95, 104, 109, 162,192, 199, 200, 202, 203, 204, 223, 237, 244, 260, 263, 300-301, 349, 356-357, 362-366, 371, 376, 448

Ильин И.А. (1882-1954), русский философ и публицист 203, 443, 457

Кальвин Ж. (1509-1564), деятель и идеолог Реформации 329

Кант И. 18, 19, 20,23, 43, 138-156, 167, 175, 188, 209, 220, 221, 263,

282, 285, 316-317, 354-356, 365, 379, 381, 393, 445

Кинг М.А. (1929-1968), идеолог ненасилия; инициатор и организатор борьбы афро-американцев за гражданское равноправие в США 33, 456

Кистяковский Б.А. (1868-1920), русский правовед и социолог 438

Конт О. (1798-1857), философ-позитивист, автор слова и термина «альтруизм» 397

Конфуций 24, 43, 44-53, 223

Ксенофонт (ок. 450-354 до н.э.), афинский полководец и политический деятель, автор ряда исторических и философских сочинений 110, 298

Лао-цзы (604 до н.э. —?), китайский философ, создатель даосизма 370

Лафарг П. (1842-1911), французский марксист 413

Лютер М (1483-1546), деятель и идеолог Реформации (религиозного движения, направленного против всевластия Папы и католического духовенства), основатель немецкого протестантизма 329

Макиавелли Н. (1469-1527), итальянский политический мыслитель, историк, политический деятель 250

Мандевиль Б. (1670- 1733), английский моралист, врач 163, 250, 252, 257, 400, 413

Маркс К. (1818-1882), философ и экономист, основоположник марксизма 28,. 131, 180, 238, 251-252, 436

Милль Дж.С. (1806-1873), английский философ-утилитарист 156-171, 236, 287, 306, 346, 418

Моисей 25, 33, 43, 65—76, 78, 85, 89, 93, 94, 199, 204, 356-357, 450

Мухаммед 43, 96-109, 222, 223

Ницше Ф. 172-189, 237, 250, 257, 352-354

Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н.э. - ок. 18 н.э.), римский поэт 38, 248, 286, 288

Павел, апостол (?—66), христианский мыслитель, деятель ранней христианской Церкви, автор посланий, вошедших в Новый Завет 192, 232, 248, 288, 356, 371

Перикл (ок. 490—429), афинский государственный и военный деятель 12

Платон (427—347 до н.э.), древнегреческий философ 21, 43, 110, 114, 289-290, 302, 337, 339, 347, 372

Плутарх (ок. 45 — ок. 127), древнегреческий писатель и историк 12

Продик (V в. до н.э.), древнегреческий философ-софист, которого Сократ называл своим учителем 298

Протагор (ок. 480 - 410 до н.э.), древнегреческий философ-софист 12, 116

Прудон П. (1809-1865), философ, социолог, экономист, теоретик анархизма 36, 343

Радищев А.Н. (1749-1802), русский философ и общественный деятель 436

Ролз Дж. (р. 1917), современный американский моральный и политический философ 337, 340—342

Руссо Ж.Ж. (1712-1778), философ и писатель-моралист 142, 319

Сад Д.А.Ф. (1740-1814), французский писатель 318-319

Сартр Ж.П. (1905-1980), французский философ-экзистенциалист 277, 279

Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.), римский философ-моралист, представитель позднего стоицизма 299, 303, 370, 416

Смит А. (1723-1790), английский экономист, социальный и моральный философ 400

Сократ 43, 110-122, 174, 223, 28-290, 302, 339, 347

Соловьев B.C. (1853-1900), русский философ и публицист 5, 106, 290-293, 317, 351, 357, 381, 436, 441

Спенсер Г. (1820-1903), английский философ, представитель эволюционизма 238

Спиноза Б. (1632-1677), голландский философ 27, 267, 316

Троцкий А.А,. (1879-1940), русский марксист, революционер, советский государственный деятель 443

Толстой Л.Н. 29, 33, 43, 190-204, 209, 223, 361-362, 413, 416, 421-423, 436

Уайтхед А.Н. (1861-1937), английский философ 95

Федотов Т.П. (1886-1951), русский философ, историк, публицист 269-270

Фома Аквинский (1225-1274), средневековый католический философ 289

Франк С.Л. (1877-1950), русский философ 271

Франклин Б. (1706-1790), американский политический деятель и публицист 293294

Фрейд 3. (1856-1939), австрийский психиатр и невропатолог, создатель психоанализа 313, 314, 321, 335, 383.

Фромм Э. (1900-1980), немецко-американский философ, психоаналитик 230-231, 235-238, 266

Фурье Ш. (1772-1835), французский социальный мыслитель, утопический социалист 314-315

Цицерон М.Т. (106-43 до н.э.), римский мыслитель, оратор, политический деятель 9

Чаадаев П.Я. (1793-1856), русский философ 307

Чернышевский Н.Г. (1828-1889), русский философ, писатель-публицист, утопический социалист 159, 161, 287, 400

Швейцер А. 43, 205-222, 373, 374

Шефтсбери А.Э.К. (1671-1713), английский моральный философ 27

Шиллер Ф. (1759-1805), немецкий поэт, философ, теоретик искусства и нравственного воспитания 150

Шопенгауэр А. (1788-1860), немецкий философ 173, 174, 196, 197, 217, 290, 343, 345

Шпееман Р. (р. 1927), современный немецкий профессор философии и теологии 454

Энгельс Ф. (1820—1895), немецкий мыслитель, соратник К. Маркса 131

Эпикур 123-137, 159, 289, 317, 400

Юм Д. (1711—1776), английский философ 27, 338

Ясперс К. (1883—1969), немецкий философ 24


СОДЕРЖАНИЕ

От авторов....................................………………………………………………… 2

Введение.....................................…………………………………………………. 4

Тема 1. Предмет этики............:....................…………………………………….. 4

Что означает термин «этика»?.....................…………………………… 4

Моральное измерение личности...................…………………………… 6

Моральное измерение общества...................…………………………... 12

Тема 2. Мораль в жизни человека........................……………………………….. 20

Особенности функционирования морали............……………………….. 20

Ненасилие как категорический моральный запрет......…………………. 21

Единство морали и многообразие нравов............……………………….. 23

Парадокс моральной оценки.....................……………………………….. 25

Парадокс морального поведения..................…………………………….. 26

 

Раздел I. ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ…………. 29

Учителя человечества............................…………………………………………. 31

Тема 3. Конфуций...................................…………………………………………. 31

Жизнь......................................……………………………………………… 31

Жень: человечность............................…………………………………….. 32

Ли: ритуал..................................……………………………………………. 33

Вэнь: воспитанность............................……………………………………. 36

Цзюнь-цзы: благородный муж...................………………………………. 37

Тема 4. Будда. ...............................……………………………………………………….. 39

Жизнь.....................................……………………………………………… 39

Срединный путь...............................………………………………………. 42

Четыре благородные истины......................……………………………….. 44

Самосовершенствование через самоотрешение........……………………. 46

Тема 5. Моисей.....................................…………………………………………... 48

Жизнь и миссия Моисея.................……………………………………….. 48

Десять заповедей......................……………………………………………. 51

Особенности Декалога как нормативной программы....………………… 53

Об избранном народе и справедливости.............………………………… 54

Тема 6. Иисус Христос..............................…………………………………………58

Жизнь....................................…………………………………………………58

Благая весть………………………………………………………………… 60

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»………….. 62

«Как я возлюбил вас...»........................…………………………………… 64

«А я говорю вам...»..........................……………………………………. 67

От справедливости к милосердию................…………………………… 69

Тема 7. Мухаммед................…………………………………………………… 74

Жизнь и деятельность.......………………………………………………. 74

Истинная вера и последний суд …………………………………………. 78

Устои правоверного мусульманина …………………………………….. 80

Своеобразие этики Корана....…………………………………………….. 82

Философы-моралисты………………………………………………… 85

Тема 8. Сократ..............………………………………………………………….. 85

Жизнь и смерть Сократа ………………………………………………….. 85

Добродетель есть знание…………………………………………………... 89

Сократ беседует.......……………………………………………………….. 90

Я знаю, что ничего не знаю……………………………………………….. 93

Тема 9. Эпикур.............…………………………………………………………... 96

Жизнь..............……………………………………………………………… 96

Счастье как безмятежность……………………………………………….. 97

Свобода от страданий……………………………………………………… 99

Свобода от страхов.....…………………………………………………….101

Свобода от социума....…………………………………………………….105

Тема 10. Кант.......................…………………………………………………….. 108

Жизнь.......................……………………………………………………… 108

Об абсолютности морали и доброй воле ………………………………. 111

Категорический императив........………………………………………. 113

Долг........................……………………………………………………… 116

Постулаты практического разума……………………………………… 118

Тема 11. Милль ………………………………………………………………… 122

Жизнь ……………………………………………………………………. 122

Принцип наибольшего счастья ……………………………………….. 124

Польза и добродетель.....……………………………………………….. 127

Уровни нравственности...……………………………………………… 128

Основания выбора и оценки……………………………………………. 129

Тема 12. Ницше..................……………………………………………………. 134

Жизнь....................………………………………………………………. 134

Мораль рабов................…………………………………………………. 136

Внеморальная мораль сверхчеловека …………………………………. 141

Моралисты нашего времени ……………………………………………… 148

Тема 13. Толстой.........…………………………………………………………. 148

Жизнь.........………………………………………………………………. 148

Смысл жизни....………………………………………………………….. 153

Не противься злому. …………………………………………………….. 155

Ненасилие как закон …………………………………………………….. 156

Тема 14.Швейцер....................…………………………………………………. 160

Жизнь …………………………………………………………………….. 160

Этика — основа культуры........………………………………………… 166

Этика и мистика...............……………………………………………….. 170

Чистая совесть — изобретение дьявола ……………………………….. 171

 

Раздел II. ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ …………………………….. 176

Тема 15. Идеал ………………………………………………………………….. 176

Ценности …………………………………………………………………. 177

Иерархия ценностей …………………………………………………….. 177

Идеал ……………………………………………………………………… 181

Идеал единства …………………………………………………………... 184

Нравственный идеализм ………………………………………………… 186

Тема 16. Добро и зло...............…………………………………………………... 188

Соотнесенность с идеалом.....…………………………………………… 188

Природа и содержание добра и зла ………………………………………190

Взаимоопределенность добра и зла …………………………………….. 192

Выбор....................……………………………………………………….. 194

Конструктивна ли роль зла?....………………………………………….. 195

Тема 17. Долг и совесть.....…………………………………………………….. 198

Императивность морали ………………………………………………… 198

Долг ………………………………………………………………………. 201

Совесть …………………………………………………………………… 204

Тема 18. Свобода............………………………………………………………… 209

Свобода и необходимость ……………………………………………….. 209

Своеволие или автономия?……………………………………………… 211

Свобода выбора и ответственность …………………………………….. 217

Свобода духа..............……………………………………………………. 219

Тема 19. Добродетель и порок.................……………………………………… 222

Этика добродетелей...................………………………………………….. 222

Учение Аристотеля о добродетелях........……………………………….. 224

Внутренний конфликт..................……………………………………….. 226

«Кардинальные» и «теологические» добродетели ……………………. 228

Учение B.C. Соловьева о добродетелях.....……………………………. 230

Франклиновские добродетели............………………………………….. 232

Тема 20. Счастье..............………………………………………………………. 234

Различные мнения о счастье ……………………………………………. 234

Счастье мудреца........…………………………………………………… 239

Парадокс счастья.......…………………………………………………… 243

 

Раздел III. НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ…………………………………………. 246

Тема 21. Удовольствие..........…………………………………………………… 247

Понятие удовольствия....………………………………………………… 247

Этика удовольствия......………………………………………………….. 250

Гедоническое мироотношение ………………………………………….. 252

Возвышение наслаждения ……………………………………………….. 254

Тема 22. Польза............………………………………………………………….. 256

Понятие пользы …………………………………………………………... 256

Общий и частный интерес ………………………………………………. 259

Этика пользы........……………………………………………………….. 260

Польза и добродетель..…………………………………………………… 265

Тема 23. Справедливость.............................……………………………………. 267

Понятие справедливости......................………………………………….. 267

Справедливость распределительная и уравнивающая..……………….. 268

Справедливость как равенство..................………………………………. 269

Два принципа справедливости Дж. Ролза..........…………………………271

Справедливость во взаимоотношениях между людьми ……………….. 272

Тема 24. Милосердие....................……………………………………………… 278

Заповедь любви..................………………………………………………. 278

Нигилистическая критика заповеди любви …………………………….. 281

Милосердие и долг................…………………………………………….. 282

Милосердие и справедливость........…………………………………….. 284

Путь совершенства...:............……………………………………………. 286

Тема 25. Прагматика милосердия........…………………………………………. 290

Как полюбить ближнего своего?...………………………………………. 291

Мнимое благодеяние...........……………………………………………… 292

Трудность милосердия..........……………………………………………. 294

Этика самоотречения...........…………………………………………….. 295

В отношении кого милосердствовать?………………………………….. 286

Инициативность милосердия.....………………………………………… 297

Добро и насилие..............………………………………………………… 297

Прощение...................……………………………………………………. 300

Любовь к врагам..............………………………………………………… 301

Тема 26. Совершенствование....…………………………………………………302

Нравственное совершенство………………………………………………302

Духовность...........………………………………………………………… 305

Путь совершенствования ………………………………………………… 309

 

Раздел IV. ПРОБЛЕМЫПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ ……………………………. 312

Тема 27. Рациональность и эгоизм …………………………………………….. 316

Эгоизм............…………………………………………………………….. 316

Рациональность действий ……………………………………………….. 318

«Разумный эгоизм»...……………………………………………………. 319

Ограничение эгоизма..…………………………………………………… 324

Дилемма заключенного …………………………………………………. 325

Тема 28. Благотворительность.........................…………………………………. 329

Что такое благотворительность?.................…………………………….. 329

Критика благотворительности...................……………………………… 330

Критерий эффективности......................………………………………….. 333

Благотворительность: этика или социальная инженерия? …………….. 335

Тема29. Эвтаназия................................………………………………………… 340

Определение эвтаназии........…………………………………………….. 340

«За» и «против» эвтаназии......…………………………………………… 342

Дополнительные аргументы «против» …………………………………. 344

Тема 30. Смертная казнь...........................……………………………………… 347

Историческая социология смертной казни........………………………... 347

Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни?………349

Этические аргументы против смертной казни......……………………… 351

Тема 31. Насилие во благо?.......…………………………………………………354

Что такое насилие?.......……………………………………………………354

Добро против зла?........…………………………………………………….356

Равное возмездие.........……………………………………………………..359

Насилие и государство.....…………………………………………………361

Ненасилие..............…………………………………………………………363

Оправдывает ли цель средства?………………………………………….. 365

 

Именной указатель..............…………………………………………………….. 368

 

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (1939) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института философии РАН, заведующий кафедрой этики МГУ им. Ломоносова. Основные работы: «Социальная природа нравственности» (1974), «Введение в этику» (1985), «Краткая история этики» (в соавторстве с Г. Иррлитцем, 1987), «Золотое правило нравственности» (3-е изд., 1988), «Ненасилие: философия, этика, политика» (ред., 1993), «Великие моралисты» (1995), «Язык и совесть» (1996) и др.

Апресян Рубен Грантович (1953) — доктор философских наук, профессор, заведующий лабораторией этики Института философии РАН. Основные работы: «Этический сентиментализм» (1986), «Постижение добра» (1986), «Восхождение к морали» (на исп. яз., 1991), «Мораль и рациональность» (ред., 1995) «Идея морали и основные нормативно-этические программы» (1995), «Опыт ненасилия в XX столетии» (ред., 1996), «Гражданское участие» (ред., 1997).

_____________________________________________________________

Учебное издание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: