В простейшем случае, когда отказы независимы и происходят в
случайные моменты времени и среднее значение числа отказов одинаково
для равных по длительности периодов работы, надежность устройства
определяется экспоненциальной формулой
где
— интенсивность отказов;
е — основание натуральных логарифмов (е = 2,7182);
t —время работы, для которого определяется надежность.
Особенностью полученной информации о величине является весьма большой разброс ее значений. Однако приведенные в отечественной и зарубежной литературе данные можно использовать для ориентировочных расчетов (см. табл. 3).
Вычисленное R(t) представляет собой вероятность того, что устройство с интенсивностью отказов не откажет в течение времени t. Эта формула справедлива для всех устройств, которые прошли приработку и не испытывают пока влияния износа и старения. Период работы, для
которого справедливо выражение, называется нормальной эксплуатацией устройства.
Длительность этого периода для различных устройств различна, однако время в формуле никогда не может быть больше периода нормальной эксплуатации устройства. В период нормальной эксплуатации надежность устройства примерно одинакова для равных по длительности периодов работы, но с увеличением общего времени работы надежность снижается.
Например, R(t) для элемента с = 0,0001 l/ч для отрезка времени 10 ч, выбранного в любом месте периода нормальной эксплуатации устройства, составит
Вероятность же того, что устройство не откажет за период работы, равный 1000 ч
Параметр в этом случае полностью определяет надежность устройства.
При предварительной оценке надежности устройства удобно пользоваться обратной величиной, называемой средней наработкой на отказ m, которая равна
|
На рис. 3, а приведен график R(t). Отметим, что абсцисса t не измеряет общего времени работы устройства. Она отражает только часы
произвольно выбранного периода работы, начало которого в частном
случае может совпадать и с началом работы устройства в эксплуатации.
При определении надежности устройства обычно требуется найти
вероятность безотказной работы в течение интересующего отрезка времени, длительность которого всегда много меньше средней наработки на отказ. Следовательно, расчет надежности производится для промежутков времени, которые соответствуют крайней левой части кривой надежности (см. рис. 3, а). На кривой, представленной на рис. 3, б, имеется ряд точек, которые легко запомнить и с помощью которых можно производить первое грубое предсказание надежности устройства. Так, вероятность безотказной работы устройства в течение интервала времени t—m равна 0,368 ( 0,37).
Для
ДЛЯ
Рис. 12
Эти точки на кривой надежности применимы к любым элементам и системам при учете только внезапных отказов с частотой . Следовательно, зависимость R(t), в которой m используется как единица времени, является универсальной кривой надежности.
Система, состоящая из п одинаковых элементов, у каждого из которых средняя наработка на отказ mi, будет иметь среднюю наработку на отказ если отказ любого из этих элементов вызывает отказ системы (последовательное соединение). Это замечание также относится и к неоднотипным элементам, если под mi понимать среднее значение наработок на отказ неоднотипных элементов.
|
Для оценки надежности сложной системы (локомотив или его узлы) в первую очередь необходимо установить, каким образом отдельные узлы влияют на безотказность системы в целом. Обычно считают, что система отказывает при отказе хотя бы одного входящего в нее элемента и отказы отдельных элементов независимы. В этом случае R (t) нерезервированной системы с учетом только внезапных отказов при условии, что все элементы работают одновременно, может быть определено по выражению
где
п — число элементов, составляющих систему;
Ri (t) — надежность i-го элемента.
Таким образом, надежность любой системы определяется произведением R (t) входящих в нее элементов.
Для оценки надежности системы в целом без разбивки ее на звенья или смысловые блоки можно использовать величину суммарной интенсивности отказов системы ^, равную сумме интенсивностей отказов элементов, входящих в эту систему:
Обычно локомотивная система объединяет несколько групп аналогичных элементов. Для любых элементов интенсивность отказов, а следовательно, и надежность зависит от режимов работы и времени.
На первом этапе расчета, при определении надежности только с учетом внезапных отказов, когда еще не известны режимы работы, можно предположить, что все элементы системы работают в номинальном режиме, т. е. интенсивность отказов у них постоянна и равна табличным значениям. В табл. 3 приведены значения о и для наиболее часто встречающихся элементов.
|
Примечание. 1. При умножении данных гр. 2 на 10 -6 — размерность 1/ч, при умножении данных гр. 3 на 106, если нет наименования, размерность в часах. 2. Данные таблицы могут быть использованы только для учебных либо сравнительных расчетов надежности. Более полные таблицы см. [2, 4, 5].