ТЕМА 2. ФРУКТЫ, САД
НАБЛЮДАЕМ. РАССКАЗЫВАЕМ
1. «ОПИСЫВАЕМ» фрукты по плану.
● Яблоко, слива, груша, лимон | ●●Апельсин, банан, ананас | ●●● Виноград, киви, грейпфрут. |
ПЛАН: 1. Что это? Живое существо или нет? 2, 3, 4, 5, 6, 7. Внешний вид: цвет, форма, размер, какой на вкус, как пахнет, какой на ощупь. 9. Составные части: у фрукта — кожура, мякоть, семена, сердцевина, косточка. 11. Где растет? (На севере, на юге, в нашей местности; на дереве, на кусте.) 13. Назначение, применение, польза. 37. Уход за овощами. 17. Сравниваем фрукты: а) чем: отличаются; б) чем похожи: ● яблоко и слива●● яблоко и мандарин ●●● яблоко и груша |
СЛОВАРЬ (дети должны знать и понимать значения слов):
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
● Яблоко, груша, слива, вишня, апельсин, банан, лимон; лист, ветка, косточка; сок, варенье; фрукт, сад, урожай. ●● Мандарин, абрикос, ананас, виноград, персик, черешня; изюм; листва, кожура, мякоть, плод; садовник; кисель; витамины; вредители. ●●● Грейпфрут, киви, гранат, хурма; курага, сухофрукты; изюм, желе, джем, пастила; соковыжималка, соковарка; хранилище; сорт; саженец | ● Зреть,расти, цвести, пахнуть, мыть, варить, гнить, сушить, угощать, срывать. ●● Ухаживать, зацветать, наливаться, краснеть, опадать, хранить, сохнуть, выжимать, тереть, выращивать. ●●● Плодоносить, перерабатывать, заготавливать, румяниться | ● Большой, сладкий, круглый, овальный, твердый, вкусный,ароматный, сочный, спелый. ●●Продолговатый, ранний, сахарный, зрелый, гнилой, нежный, ароматный. ●●● Червивый, наливной, румяный, желто-красный, кисло-сладкий, душистый, южный, целый, полезный. Наречия: высоко, далеко, вверху, дорого |
КТО/ЧТО? ЧТОДЕЛАЕТ?КАКОЙ?»
|
Составляем таблицу о фруктах со словами игры «ОПИСЫВАЕМ».
Что? | Что делает? (ют) | Какое? (какая? какой? какие?) |
Яблоко и т.д. | Зреет, растет, наливается, висит, краснеет, пахнет, падает, хранится, хрустит, румянится | Крупное, мелкое, кисло-сладкое, спелое, хрустящее, ароматное, наливное, зрелое, румяное |
ИГРАЕМ
1. «ПО АДРЕСУ НАЙДИ». Ориентировка в окружающем пространстве (в комнате). Взрослый спрашивает или дает команду. Ребенок показывает и называет.
●1. Что находится над твоей головой? 2. Что находится под твоими ногами? | ●●1. Стань лицом к окну — что находится перед тобой? 2. Стань справа от шкафа, назови, что находится справа от тебя. | ●●●1. Стань спиной к стене, назови, что находится позади тебя. |
2. «ПАЛЬЧИКИ ШАГАЮТ НА ПРОГУЛКУ». Ко всем заданиям — усложнение: «Пошагали-погуляли, встретились, поздоровались, спрятались».
● 1. На обеих руках большие пальчики - на прогулку. 2. На обеих руках указательные пальчики - на прогулку. | ●● 1. На правой руке большой пальчик — на прогулку. 2. На левой руке мизинчик - на прогулку. | ●●● 1. На левой руке безымянный пальчик — на прогулку. 2. На правой такой же пальчик — на прогулку. |
3. «СКАЖИ НАОБОРОТ». Играем со всеми подчеркнутыми словами СЛОВАРЯ.
4. «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ». Играем со всеми выделенными словами СЛОВАРЯ.
ПРОДОЛЖИ РЯД иОДНИМ СЛОВО НАЗОВИ».
● 1. Слива, груша, лимон... это... (фрукты). 2. Осень, зима, весна... это... (времена года). | ●●1. Косточка, мякоть, кожура... — это... (части фруктов). 2. Сажать, зреть...— это... (слова-действия). | ●●● 1. Овощевод, садовод... - это... (название профессии). 2. Ветер, дождь...— это (явления природы). |
6. «ЛИШНИЙ, ПОТОМУЧТО…»
|
●1. Яблоко, помидор (1), груша. 2. Дождь(1), апельсин, слива. | ●● 1. Груша (2), сок (1), лимон, мандарин. 2. Садовод (1), сад, огород, грейпфрут (2). | ●●●1. Осень (2), яблоко, апельсин(4), лук(3), груша, зреет (1). 2. Ветер (1), черешня, вишня, сад(2), слива (4), саженец (3). |
7. «У МЕНЯ — У НАС — НЕТ». Играем со словами-предметами СЛОВАРЯ:
яблоко — яблоки — яблок
●груша, слива и др. ●●ананас, персик ●●●хурма, грейпфрут
8. «ПОТОМУЧТО…»
● 1. Незрелые фрукты есть нельзя, потому что... (они вредные и невкусные; ими можно отравиться и т. п.). 2. Перед едой надо обязательно мыть фрукты, потому что... | ●● 1. Фрукты срывают с дерева аккуратно, потому что... (они дольше хранятся, так дереву не причиняется вред и т. п.). 2. Незрелые фрукты нельзя срывать с дерева, потому что... | ●●● 1. Нужно чаще пить фруктовый сок, потому что... (он вкусный, полезный; в нем много витаминов и т. п.). 2. Нужно белить стволы фруктовых деревьев весной и осенью,потому что... |
9. «СОСЧИТАЙ – КА». Играем со словами СЛОВАРЯ.
● Числительные1, 2, 3, 4, 5 | ●● Числительные1, 3, 5 | ●●● Числительные1, 3, 5 |
Груша, яблоко, апельсин | Мандарин, ананас, черешня | |Гранат, соковыжималка, грейпфрут |
СОСЕДИ».
● 2(1 и З), 3 (2 и 4).
●● Осени (лето и зима); четверга (среда и пятница).
●●● Утра (ночь и день): указательного пальчика (большой и средний пальчики).
|
11. «У НАС - У ГНОМА-У ВЕЛИКАНА». Играем со словами-предметами СЛОВАРЯ:
лимон — лимончик — лимонище и т.д.
ПУТАНИЦА».
● 1. Слива, яблоко, груша -- вкусные овощи. 2. Яблоко ест червяка. | ●● 1. Вчера мы с мамой выкопали все фрукты в саду. 2. Крупное яблоко упала на дерево | ●●●1. Мы купили пять красивые румяные яблок. 2. Мне покупать папа спелый желтый бананы. |
13. «ЧТО? - ИЗЧЕГО? — КАКОЙ?».
● | ●● | ●●● | |
Сок Варенье Пастила | Из яблок –яблочный Из груш - грушевое Из слив -сливовая | Из яблок, апельсинов, слив Из вишни, слив, абрикосов Из ананасов, персиков, черешни | Со словами СЛОВАРЯ |
РАСКРАШИВАЕМ КАРАНДАШАМИ ( только фрукты)