Женский костюм в готический период




Лекция 4. Костюм эпохи Средневековья: женский костюм

В лекции №3 мы вспомнили периодизацию Средневековья, а также особенности этого исторического периода; узнали, из чего состоял мужской костюм данного периода, а также рассмотрели общую характеристику костюма Средневековья. В рамках лекции №4 мы познакомимся с женским костюмом эпохи Средневековья.

В эпоху Средневековья, как и в рассмотренных ранее периодах (Др. Греции, Др. Египта), был свой канон красоты. Идеалом красоты считались женщины, имеющие во внешности сходства с ликом Девы Марии. Для нее характерны черты:

· удлиненное лицо;

· аккуратные пухлые губы;

· высокий лоб;

· большие глаза.

Если обратиться к искусству, можно заметить девушек с почти полностью отсутствующими округлостями. Линия груди и бедер практически не заметны в изображениях девушек Средневековья, поскольку они считались вульгарными.

В эпоху Средневековья девушки старались максимально спрятать грудь, что делало фигуру более мужественной. Для этого девушки очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.

В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.

Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, выражением чего считались зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.

Женский костюм периода раннего Средневековья

В период раннего Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт» см. лекцию 3) и верхнего («сюрко»). Сюрко - верхняя одежда свободного покроя, разнообразие достигается за счёт формы рукава, выреза горловины, ткани и отделки. Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха. У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку. Таким образом, костюм в целом имел трапецевидную форма.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах. Плащи стали подшивать мехом.

Женский костюм в романский период

Основным видом одежды также оставалась туника, но в создании одежды произошли значительные изменения. Теперь одежду начали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Блио – это шерстяное или шелковое платье глубоким вырезом, с длинными или полудлинными, объемными внизу рукавами, с широкой юбкой в складку с разрезами спереди сзади, спадавшей до пят. Ее шили из шелка или шерсти.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, теперь стали шить без рукавов. Их часто обшивали мехом. Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Женский костюм в готический период

Стоит отметить, что именно в готический период возникло понятие моды.

Рассмотрим основные особенности одежды в готический период:

· узкие обтягивающие фасоны, которые препятствовали свободному передвижению и сильно сковывали движения;

· очень длинные рукава;

· удлиненные носки туфель;

· необычные головные уборы, которые женщины носили в обязательном порядке;

· четкое разделение одежды на мужскую и женскую.

Если говорить непосредственно о женском костюме данного периода, стоит отметить, что самым трендовым считался костюм S-образной формы. Такой силуэт удавалось достичь благодаря сильно завышенной талии и низкого декольте.

Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».

Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.

Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.

Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.

Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.

Корсеты состояли из металлических конструкций и предназначались для того, чтобы придать животу женщины беременный вид. Беременность была в моде, и некоторые женщины даже подкладывали под платья подушки, имитирующие живот.

В готический период были популярны 2 вида платьев:

· Киртл – платье с лифом и длинной шнуровкой, рукава у такого одеяния пристегивались. Верхняя часть платья была узкой и напоминала жилет. Материалом служили шерсть и прочное сукно.

· Роб -платье с декольте, пышной юбкой, длинным шлейфом и поясом под грудью. Шлейф у такого платья достигал 5 метров. Некоторые представители церкви выступали против столь длинного «хвоста», поэтому на центральных площадях стражи часто караулили девушек в таких платьях, измеряли длину шлейфа и, если нужно, отрезали лишнюю ткань.

Головные уборы

Головные уборы были обязательным атрибутом женщин. Позволить себе выйти на улицу с открытыми волосами могли разве что аристократки.

Интересный факт*: В раннем Средневековье женщины должны были полностью прятать все волосы. В готический период допускалась одна прядь, которую фиксировали на лбу.

Женские головные уборы шили из разных тонких тканей. Каждый из них имел свое символическое значение. Если женщина облачалась в темную одежду длинное покрывало, которое прикрывало лицо, это означало глубокую грусть и печаль. Радость и веселье олицетворяли расписные платки и открытое лицо.

Барбетт — длинный белый платок, который плотно прилегал к лицу, груди, шее, носили в XII-XIV веках.

Из жестких тканей и прозрачного шелка изготавливали различные чепцы как причудливой формы, так и очень простые. В Германии женщины носили крузилер — чепец из полотна с большим количеством рюшей. Он плотно прилегал к затылку.

Чепец-эннин с заостренным верхом носили с платьем роб. Его изготавливали из твердой бумаги или полотна, которые покрывали шелком или другими дорогими тканями. Сверху на чепец натягивали длинное прозрачное покрывало, которое ниспадало на шлейф платья. Оно называлось кувр-шеф. Под покрывалом часто находился двурогий чепец — головной убор с двумя рожками по бокам.

Задание: Практическая работа: «Создание эскиза современного

костюма, используя мотивы костюма эпохи Средневековья»

Срок выполнения до 22.03.20

Дополнительная литература:

1. Блохина И. В. Всемирная история костюма, моды и стиля / И. В. Блохина. – Минск: Харвест, 2007. – 400 с.

2. Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Комиссаржевский. – М.: Просвещение, 2016. — 360 с.

3. Нанн Д. История костюма. 1200 – 2000 / Д. Нанн. – М.: АСТ, 2003. — 352 с.

4. Попова С. Н. История моды, костюма и стиля / С. Н. Попова. – М.: АСТ, 2009. — 272 с.

5. Чалтыкьян Д. История костюма / Д. Чалтыкьян. – М.: Астрель, 2011.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: