Конспект индивидуальной консультации с родителями по вопросам полоролевой социализации ребенка.
Цель: формировать мужественность, женственность и первые семейные отношения, а также доброжелательное взаимодействие с представителями другого пола.
Задачи:
- воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему полу;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями по гендерному воспитанию:
- сюжетно ролевая игра «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»;
- беседы с использованием иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- проблемные ситуации с этическим содержанием;
Ход консультации
Воспитатель:
- Здравствуйте, Мария Михайловна. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о полоролевой социализации ребенка, то есть комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) ли женщину (девочку).
- Как вы еще понимаете понятие полоролевое воспитание?
Родитель:
- Это гендерное воспитание, другими словами модель социального взаимодействия, ориентированная на эталоны мужского и женского поведения и отражающая систему представлений ребёнка о своём половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками (мальчиками и девочками) в различных реальных и игровых ситуациях.
|
Воспитатель:
- Да, вы точно подметили что именно полоролевое воспитание это эталоны мужского и женского поведения.
Полоролевое воспитание - это составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Формирование полоролевого поведения дошкольников определяется во многом педагогическими условиями и методикой использования сюжетно-ролевых игр.
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, то есть вас, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника педагоги нашего детского сада считают вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т.к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого мы-педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
|
Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок – взрослый, в котором каждый оказывает влияние на поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Признаки полоролевого поведения мы наблюдаем, когда дети выбирают игры и игрушки, демонстрируют стиль поведения, выбирают партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом и со взрослыми. Мальчикам и девочкам нужно помочь в том, чтобы они поняли свое различное биологическое предназначение. Родители не должны требовать от мальчиков и девочек одинакового поведения. Оно должно соответствовать полу ребенка.
Воспитатель:
- У вас растет прекрасная девочка. Поэтому сегодня мы разберем женский пол.
Начнем с организации игровой деятельности девочек.
В дошкольный период игровая деятельность является ведущей и основной. Именно в игровой деятельности у мальчиков и девочек формируются, тренируются жизненные стили и поведение, подобающие половым различиям. В совместных играх мальчиков и девочек, в которых происходит активное взаимодействие, формируются гендерные стили взаимоотношений между детьми и дети учатся принимать, понимать различие поведенческого статуса, а также быть успешными в коллективных и межличностных взаимодействиях. В таких играх мальчики и девочки тренингуют своё полоролевое поведение по отношению друг к другу.
Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, невысоким уровнем корпоративности. Лидерство девочки завоевывают переговорами, а не силой. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.