На обратном пути я оставлял еще брошюры на почтовых станциях для вручения их проезжающим на ярмарку купцам татарам; также в г. Камышлове, на вокзалах Грязновском, Богданович и на Екатеринбургском. На последнем вокзале я видел, как жизнерадостно настроенный мусульманин из г. Троицка, прочитав брошюру «Уйнашлык», сильно пал духом и притих, как будто облитый холодною водою.
На обратном пути от г. Екатеринбурга до Маука, я имел серьезную беседу с фабрикантом химических продуктов из г. С.-Петербурга, Эдмондом Филипповым Волянским, хотя можно было подозревать в нем и обыкновенного вояжера. Узнавши, что я противомусульманский миссионер, он начал разговор о значении религии вообще и каждой в частности. «Видите ли батюшка, не напрасный ли ваш труд в этом отвлеченном деле: ведь каждая религия спасительна, потому что всякая из них ведет к Богу, если исповедники ея соблюдают повеления своей веры... Да и каждая религия непременно имеет в себе высоконравственныя пункты учения. Вы напрасно даете преимущества только своему православию и тем унижаете верования других. При том же правду и истину одной, какой либо религии определить нельзя. Вот возьмите хотя бы буддизм, который древнее христианства, да и учение его нисколько не ниже христианского учения».
Ваши слова, отвечал я, доказывают только ваше малое знакомство с христианством, да и неправильное понимание вами буддизма. В мире нет никакой религии древнее христианства, а равно выше и нравственно чище его нет, ибо православное христианство есть божественное вероучение. Вы сравниваете с ним, даже отдаете преимущество буддизму, выставляя его древнейшим в мире. Но христианство несравненно ни с какою верою, а особенно с буддизмом, ибо христианство есть жизнь, а буддизм есть смерть, ибо он проповедует самоуничижение. Христианство не только современно первому человеку, но даже от вечности оно существует.
|
«Это как так? Давно ли оно стало вечным? Ведь и сам Христос не вечен»!
- Вечность Христа и христианства есть истина простая и для каждого понятная. Христос есть Слово, Сын Вечного Бога, Который есть любовь-жизнь, явленная миру Иисусом Христом. Стало быть, христианство, как Божественная любовь, вечна. Да и в человечестве оно есть наидревнейшая религия, как единство жизни человека с Богом, образовавшееся в момент вдохновения в человека Самим Богом души его.
«Что вы! До Христа не было христианства, оно явилось только со Христом».
- А ветхозаветное человечество разве не веровало во Христа Грядущаго Мессию?
«Да много ли тогда было ожидавших-то Мессию? Его ожидали только некоторые из праотцев, да в последствии евреи, которых также было очень мало».
- Неправда, Мессию ожидало все человечество, и это ожидание Мессии выражалось во всемирном жертвоприношении, существующем даже до сего дня.
«Это все пустяки»…
- Какие же тут «пустяки», когда жертвы имеют важное религиозное значение у всех народов мира.
«Жертвоприношение было и есть только «обряд», обряды же все давно следовало - бы уничтожить: Они только затемняют смысл веры…
- Неправда: «обряд» неизбежен, ибо жизнь наша и все движения сердца и духа обряжаются во внешние образы и тем образуют видимую жизнь, образ жизни человечества. Чтобы вы поделали и как стали бы жить, если бы никто не выражал, видимо своих душевных стремлений? Вот мы с вами и в вагоне не поехали бы, если бы человеческий ум не обрядил пара разными приспособлениями из железа. Вот точно так же и в религиозной жизни необходимы «обряды» верований и движений сердца.
|
«Нет, обряды, или внешняя сторона веры необходимы только для темного народа, а просвещенный человек может жить и веровать только душею и мыслию».
- Хорошо же, вот поживите со мною в вагоне мыслию и сердцем, без разговора, без движений, что из этого выйдет? Тогда ни вы меня не познаете, ни я вас; а вот теперь вы и, обрядив свои мысли и чувства в слова, много поняли друг друга и узнали даже невидимую жизнь- я вашу, а вы мою… Вот что значит «обряд». В жизни и для жизни обрядность необходима, без нея все будет невидимо и пусто, как равно и религиозная жизнь требует обрядности для внешних выражений и проявлений небесных идей.
«Так вот наш темный народ и живет только обрядами, не понимая смысла «веры»…
- И, все же он живет «верою, а вы, умники, не знаете, и знать не хотите ни обрядов, ни веры; у вас в душах пуста. «Темный» народ имеет правильное мировоззрение, а «интеллигенция» только все отвергает и душевно пустует…
«Была бы любовь и правда в жизни,- все будет хорошо и без «обрядов».
- А много ли вы видите любви правды в «просвещенном» обществе? Там только самолюбие и языческая чувственность, от которой жизнь развращена, и только внешность культурная. Но преданной любви и истинной честности вы там найдете мало, ибо там развито самолюбие и гордость, от которых добра не бывает, а зло всех видов там господствует, почему его в интеллигентном мире больше, чем добра. Только зло там «культивировано» и подтасовано под добро. А потому только святое учение Иисуса Христа и может исправить жизнь всего мира и самой «интеллигенции».
|
«Да, да, Иисус был великий человек, он может повлиять и на народную жизнь во всей ее массе».
- Иисус не только «Великий Человек», но даже Богочеловек, как вам давно должно быть известно…
«Да, можно сказать, что Богочеловек»…
- Не «можно сказать», но и действительно Богочеловек, ибо в Нем Сам Бог явился миру во плоти.
«Да, да; как вот и Будда, пророки Моисей, Мухаммед и все преобразователи народной жизни»…
- Да много ли ваши Будда, Мухаммед, Брама и даже Моисей преобразовали жизнь народов? Народы и до сего времени остаются во тьме самоугождения и забвения Истиннаго Бога. Только христианство дает новую закваску и обновление жизни народов, даже и самолюбивой вашей «интеллигенции». Язычество же остается вашими Буддами и Муххамедами не только не тронутым, но даже еще более извращенным и развращенным.
Вскоре после этого мы расстались с Волянским.
Инородческий Миссионер, протоиерей Александр Миропольский[1].
[1] Миропольский Александр, прот. Миссионерская поездка в г. Ирбит / прот. Александр Миропольский // ЕЕВ. – 1914. – № 14 – С.266-267.