При рассмотрении законов распределения отказов было выяснено, что интенсивности отказов элементов могут быть либо постоянными, либо меняться в зависимости от времени эксплуатации. Для систем длительного использования, к которым относятся все транспортные системы, предусматривается профилактическое обслуживание, что практически исключает влияние износовых отказов, поэтому возникают только внезапные отказы.
Это в значительной мере упрощает расчет надежности. Однако сложные системы состоят из множества элементов, соединенных различным способом. Когда система находится эксплуатации, некоторые ее элементы работают непрерывно, другие — только в определенные промежутки времени, третьи — выполняют лишь короткие операции включения или подключения. Следовательно, в течение заданного промежутка времени лишь у части элементов время работы совпадает со временем работы системы, другие же работают более короткое время.
В этом случае для расчета наработки заданной системы рассматривается только время, в течение которого элемент включен; такой подход возможен, если допустить, что в течение периодов, когда элементы не включены в работу системы, их интенсивность отказов равна нулю.
С точки зрения надежности наиболее распространена схема последовательного соединения элементов. В этом случае при расчете используется правило произведения надежностей:
где R (t i) — надежность i-го элемента, который включается на t i часов из общего времени работы системы t ч.
Для расчетов может быть использован так называемый
коэффициент занятости, равный
т. е. отношению времени работы элемента ко времени работы системы. Практический смысл этого коэффициента состоит в том, что для элемента с известной интенсивностью отказов интенсивность отказов в системе с учетом времени работы будет равна
|
Такой же подход может быть использован по отношению к отдельным узлам системы.
Другим фактором, который следует учитывать при анализе надежности системы, является уровень рабочей нагрузки, с которой элементы работают в системе, так как он в значительной мере определяет величину ожидаемой интенсивности отказов.
Интенсивность отказов элементов существенно меняется даже при небольших изменениях рабочей нагрузки, воздействующей на них.
В данном случае основное затруднение при расчете вызывается многообразием факторов, определяющий как понятие прочности элемента, так и понятие нагрузки.
Прочность элемента объединяет его сопротивление механическим нагрузкам, вибрациям, давлению, ускорению и т. д. К категории прочности относятся также сопротивления тепловым нагрузкам, электрическая прочность, влагостойкость, стойкость против коррозии и ряд других свойств. Поэтому прочность не может быть выражена некоторой числовой величиной и нет единиц измерения прочности, учитывающих все эти факторы. Также многообразны проявления нагрузки. Поэтому для оценки прочности и нагрузки используются статистические методы, с помощью которых определяется наблюдаемый эффект отказа элемента во времени под действием ряда нагрузок или под действием преимущественной нагрузки.
Элементы проектируются так, чтобы они могли выдержать номинальные нагрузки. При эксплуатации элементов в условиях номинальных нагрузок наблюдается определенная закономерность интенсивности их внезапных отказов. Эта интенсивность называется номинальной интенсивностью внезапных отказов элементов, и она является исходной величиной для определения действительной интенсивности внезапных отказов реального элемента (с учетом времени работы и рабочей нагрузки).
|
Для реального элемента или системы в настоящее время учитываются три основных воздействия окружающей среды: механические, тепловые и рабочие нагрузки.
Влияние механических воздействий учитывается коэффициентом , величина которого определяется местом установки аппаратуры, и может быть принята равной:
для лабораторий и благоустроенных помещений — 1
,, стационарных наземных установок — 10
,, железнодорожного подвижного состава — 30.
Номинальная интенсивность внезапных отказов, выбранная по
табл. 3, должна быть увеличена в раз в зависимости от места установки аппарата в эксплуатации.
Кривые рис. 7 иллюстрируют общий характер изменения интенсивности внезапных отказов электрических и электронных элементов в зависимости от температуры нагрева и величины рабочей нагрузки.
Интенсивность внезапных отказов с увеличением рабочей нагрузки,как видно из приведенных кривых, возрастает по логарифмическому закону. Из этих кривых также видно, каким образом можно уменьшить интенсивность внезапных отказов элементов даже до величины, меньшей номинального значения. Существенное сокращение интенсивности внезапных отказов достигается в том случае, если элементы работают при нагрузках ниже номинальных значений.
|
Рис. 16
Рис. 7 может быть использован при проведении ориентировочных (учебных) расчетов надежности любых электрических и электронных элементов. Номинальному режиму в этом случае соответствует температура 80°С и 100% рабочей нагрузки.
Если расчетные параметры элемента отличаются от номинальных значений, то по кривым рис. 7 может быть определено увеличение для выбранных параметров и получено отношение на которое и умножается величина интенсивности отказов рассматриваемого элемента.
Высокая надежность может быть заложена при проектировании элементов и систем. Для этого необходимо стремиться к уменьшению температуры элементов при работе и применять элементы с повышенными номинальными параметрами, что равносильно снижению рабочих нагрузок.
Увеличение стоимости изготовления изделия в любом случае окупается за счет сокращения эксплуатационных расходов.
Интенсивность отказов для элементов электрических це-
пей в зависимости от нагрузки может быть определена так
же по эмпирическим формулам. В частности, в зависимости
от рабочего напряжения и температуры
где
— табличное значение при номинальном напряжении и температуре t i.
— интенсивность отказов при рабочем напряжении U2 и температуре t2.
Предполагается, что механические воздействия остаются на прежнем уровне. В зависимости от вида и типа элементов значение п, меняется от 4 до 10, а значение К в пределах 1,02 1,15.
При определении реальной интенсивности отказов элементов необходимо хорошо представлять величину ожидаемых уровней нагрузок, при которых элементы будут работать, рассчитать величины электрических и тепловых параметров с учетом переходных режимов. Правильное выявление нагрузок, воздействующих на отдельные элементы, приводит к значительному повышению точности расчета надежности.
При расчете надежности с учетом износовых отказов необходимо также учитывать условие эксплуатации. Значения долговечности М, приведенные в табл. 3, так же как и относятся к номинальному режиму нагрузки и лабораторным условиям. Все элементы, работающие в других условиях, имеют долговечность, отличающуюся от ной на величину К Величина К может быть принята равной:
для лаборатории — 1,0
,, наземных установок — 0,3
,, железнодорожного подвижного состава — 0,17
Небольшие колебания коэффициента К возможны для аппаратуры различного назначения.
Для определения ожидаемой долговечности М необходимо среднюю (номинальную) долговечность, определенную по таблице, умножить на коэффициент К .
При отсутствии материалов, необходимых для определения интенсивности отказов в зависимости от уровней нагрузки, может быть использован коэффициентный метод расчета интенсивности отказов.
Сущность коэффициентного метода расчета сводится к тому, что при расчете критериев надежности аппаратуры используются коэффициенты, связывающие интенсивность отказов элементов различных типов с интенсивностью отказов элемента, характеристики надежности которого достоверно известны.
Предполагается, что справедлив экспоненциальный закон надежности, а интенсивности отказов элементов всех типов изменяются в зависимости от условий эксплуатации в одинаковой степени. Последнее допущение означает, что при различных условиях эксплуатации справедливо соотношение
где
— интенсивность отказов элемента, количественные характеристики которого известны;
— коэффициент надежности i-го элемента. Элемент с интенсивностью отказов ^0 называется основным элементом расчета системы. При вычислении коэффициентов K i за основной элемент расчета системы принимается проволочное_нерегулируемое сопротивление. В данном случае для расчета надежности системы не требуется знать интенсивность отказа элементов всех типов. Достаточно знать лишь коэффициенты надежности K i, число элементов в схеме и интенсивность отказов основного элемента расчета Так как K i имеет разброс значений, то надежность проверяется как для К min, так и для К мах. Значения K i, определенные на основании анализа данных по интенсивностям отказов, для аппаратуры различного назначения приведены в табл. 5.
Таблица 5
Интенсивность отказов основного элемента расчета (в данном случае сопротивления) следует определять как средневзвешенное значение интенсивностей отказов сопротивлений, применяемых в проектируемой системе, т. е.
где
и N R — интенсивность отказов и количество сопротивлений i-го типа и номинала;
т — число типов и номиналов сопротивлений.
Построение результирующей зависимости надежности системы от времени эксплуатации желательно производить как для значений К min, так и для К мах
Располагая сведениями о надежности отдельных элементов, входящих в систему, можно дать общую оценку надежности системы и определить блоки и узлы, требующие дальнейшей доработки. Для этого исследуемая система разбивается на узлы по конструктивному либо смысловому признаку (составляется структурная схема). Для каждого выбранного узла определяется надежность (узлы, имеющие меньшую надежность требуют доработки и усовершенствования в первую очередь).
При сравнении надежности узлов, а тем более различных вариантов систем, следует помнить, что абсолютная величина надежности не отражает поведения системы в эксплуатации и ее эффективности. Одна и та же величина надежности системы может быть достигнута в одном случае за счет основных элементов, ремонт и смена которых требует значительного времени и больших материальных затрат (для электровоза—отстранение от поездной работы), в другом случае это мелкие элементы, смена которых производится обслуживающим персоналом без отстранения машины от работы. Поэтому для сравнительного анализа проектируемых систем рекомендуется сравнивать надежности элементов, аналогичных по своему значению и последствиям, возникающим в результате их отказов.
При ориентировочных расчетах надежности можно пользоваться данными опыта эксплуатации аналогичных систем. что в какой-то мере учитывает условия эксплуатации. Расчет в этом случае может осуществляться двумя путями: по среднему уровню надежности однотипной аппаратуры или покоэффициенту пересчета к реальным условиям эксплуатации.
В основе расчета по среднему уровню надежности лежит предположение, что проектируемой аппаратуры и эксплуатируемого образца равны. Это можно допустить при одинаковых элементах, аналогичных системах и одинаковом соотношении элементов в системе.
Сущность метода состоит в том, что
Здесь
и — число элементов и наработка на отказ аппаратуры — образца;
и — то же проектируемой аппаратуры. Из данного соотноше-ния легко определить наработку на отказ для проектируемой ап-паратуры:
Достоинство метода — простота. Недостатки — отсутствие, как правило, образца эксплуатируемой аппаратуры, пригодного для сравнения с проектируемым устройством.
В основе расчета по второму способу лежит определение коэффициента пересчета, учитывающего условия эксплуатации аналогичной аппаратуры. Для его определения выбирается аналогичная система, эксплуатируемая в заданных условиях. Остальные требования могут не соблюдаться. Для выбранной эксплуатируемой системы определяются показатели надежности с использованием данных табл. 3, отдельно определяются те же показатели по эксплуатационным данным.
Коэффициент пересчета определяется как отношение
— наработка на отказ по данным эксплуатации;
Тоз — наработка на отказ по расчету.
Для проектируемой аппаратуры расчет показателей надежности производится с использованием тех же табличных данных, что идля эксплуатируемой системы. После чего полученные результаты умножаются на К э.
Коэффициент Кэ учитывает реальные условия эксплуатации,— профилактические ремонты и их качество, замены деталей между ремонтами, квалификацию обслуживающего персонала, состояние оборудования депо и т. д., чего нельзя предусмотреть при других способах расчета. Значения К э могут быть и больше единицы.
Любой из рассмотренных методов расчета может быть произведен на заданную надежность, т. е. методом от противного — от надежности системы и наработки на отказ к выбору показателей составляющих элементов.