Практическое занятие
Обзор литературы 1920-х годов
Краткая характеристика литературы 1920-х годов
Октябрьский переворот призвал литературу на службу революции. На этот призыв откликнулись немногие. Большинство литераторов выступило с разоблачением большевистского заговора, направленного против русского народа. В своих произведениях они ставили и решали вопросы, которые сохранили свою актуальность на протяжении всей истории развития русской литературы ХХ века.
Это взаимоотношения революции и человечности, политики и нравственности, проблема кризиса традиционного гуманизма и рождение «нового человека», проблема технической цивилизации и будущего, судьба культуры в эпоху революционной ломки, проблема народного характера, проблема ограничения и подавления личности в новых условиях.
Важнейшие литературные объединения
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) считала себя ведущей силой в литературе. Критические статьи в рапповском журнале «На посту» в среде писателей окрестили «напостовской дубинкой».
В группу «Перевал» объединились «попутчики». Отправной точкой художественного творчества они считали не революционную идеологию, а «непосредственные впечатления», «интуицию» писателя.
«Серапионовы братья» не поддержали агитационности и плакатности, присущих литературе тех лет. Они искали новую художественную форму и пытались выйти на познание общечеловеческих нравственных ценностей.
Участники группы «ЛЕФ» горячо поддержали идеи революции. Вследствие этого они недооценивали классическое наследие, считали писателя лишь исполнителем «социального заказа» властей.
|
Размежевание писателей по политическим признакам
Исход большой части русских писателей за рубеж также способствовал размежеванию в писательской среде и возникновению различного рода объединений, тем более, что по этому параметру в 20-е годы между двумя ветвями литературы шло своего рода соревнование.
В Париже в 1920 году выходил журнал «Грядущая Россия» (1920), связанный с именами М. Алданова, А. Толстого. Мережковский и Гиппиус в Париже создали литературно-философское общество «Зеленая лампа» (1926).
В Берлине М. Горький издавал журнал «Беседа» (1923–1925), где печатались А. Белый, В. Ходасевич.
В Праге издавались журналы «Воля России» (1922–1932), «Своими путями» (1924–1926).
Революция породила политическое размежевание в писательской среде. Писателей начинают оценивать не по их значимости и не по художественной ценности их произведений, а по политическим убеждениям.
Те, кто поддержал идеи Октября, стали именоваться советскими писателями. Ведущими мастерами в этом ряду проявили себя А.М. Горький и В.В. Маяковский. Другие литераторы отказались от создания од большевизму (Ф. Сологуб, Е. Замятин, А. Ахматова, И. Бунин, И. Шмелев).
Тенденции развития литературы 1920-х годов
Использование форм деловой речи.
В. Маяковский «Приказ по армии искусства». Д. Бедный «Манифест барона фон Врангеля».
Газетные и фольклорные жанры в литературе.
Фельетон, репортаж, интервью выступают в художественной литературе как равноправные литературно-художественные формы. Н. Асеев «Литературный фельетон». В. Луговской «Реклама зубного порошка» и т.д.
|
Для агитационных целей часто использовались жанры фольклора: дума, песня, сказание, частушка.
Эксперименты в сфере художественной речи.
В литературе рассматриваемого периода встречался так называемый «орнаментальный стиль». Слово «орнамент» в буквальном переводе на русский означает «украшение».
Многие писатели послереволюционных лет, пытаясь представить жизнь эпически возвышенно, прибегали к сказовому, узорчатому, праздничному языку. Вот как, к примеру, начинается повесть Б. Лавренева «Сорок первый» (1924): «Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось на мгновение на севере, подрезанное горячими струйками пулемета, и в щель прорвался лихорадочным последним упором малиновый комиссар Евсюков».
Воспроизведение исторических событий.
Кто-то славил революционную действительность, кто-то проклинал ее, но интерес именно к исторической современности оказался единым.
С восторгом повествовали о Великом Октябре и деяниях Красной Армии в годы гражданской войны Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев.
С противоположных позиций выступали И. Бунин, А. Аверченко, А. Ахматова, И. Шмелев.
Поэтизация «железного потока» революции и гражданской войны.
Ведущей в произведениях такого рода становилась нравственная проблема взаимоотношения «героя» и «массы». Героем выступал большевик-ленинец, который ценой неимоверного личного напряжения превращал отсталую народную массу в сознательный коллектив борцов за идеи коммунизма.
Революционное насилие и принципы гуманизма.
|
В произведениях, прославляющих классовую борьбу, доказывалась человечность такого насилия, поскольку целью его является счастье человечества. Характерна сцена из романа А. Фадеева «Разгром» (1927), в которой командир партизанского отряда Левинсон приказывает отобрать у встреченной партизанами семьи корейца свинью, обрекая тем самым несчастных мирных жителей на голодную смерть.
Левинсону необходимо «сохранить отряд как боевую единицу». Отряд продолжит борьбу с врагами революции, то есть будет утверждать всемирную справедливость.
Сложная картина общественной жизни времен Гражданской войны.
Героическое и трагическое переплетается в судьбе многих из изображенных в книге И. Бабеля «Конармия» (1924).
Герой вошедшей в «Конармию» новеллы «Соль» Никита Балмашев, солдат революции, убивает женщину, которая для того, чтобы попасть в красноармейский вагон, завернула в пеленку куль соли и выдала сверток за грудного ребенка. Но ранее именно Никита пустил женщину в вагон, уважая в ней мать с ребенком.
Изображение революции и Гражданской войны как общероссийского апокалипсиса.
Такой виделся октябрьский переворот писателям русского зарубежья.
Действие повести В. Набокова «Машенька» (1926) происходит в Берлине начала 20-х годов, в среде русских эмигрантов. Перед читателем проходит ряд несчастных жертв революционной бури. Их судьбы изломаны Октябрем, они не прощают большевикам своего вынужденного расставания с родиной.
Горечь по поводу революционных событий звучит в книге И. Шмелева «Солнце мертвых» (1923). В этом произведении описана голодная жизнь в Крыму начала 20-х годов. «Обновители жизни» (большевики) представлены как некие адские силы, не ощущающие своей причастности к миру живых душ. Книга «Солнце мертвых» переполнена картинами ужасной жизни при «старьевщиках».
Облик гражданской войны воплощен в романе М. Булгакова «Белая гвардия» (1924). Название этого произведения служит ключом к расшифровке его нравственного содержания.
Белая гвардия – не только принятое в истории военное понятие, но и символ порядочности, чести, совести.
Место интеллигенции в жизни общества.
В пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» (1926) героиня не просто признает большевиков, но и помогает им найти и арестовать ее мужа – Михаила Ярового. Так же поступает и Татьяна Берсенева в пьесе Б. Лавренева «Разлом» (1927). Она раскрывает белогвардейский заговор, возглавляемый ее мужем – офицером Штубе.
Наиболее популярными созданиями А. Грина этого времени являются его повести «Алые паруса» (1923), «Блистающий мир» (1923). В каждом из этих произведений представлены взаимоотношения мечты и реальности. В «Алых парусах» мечту воплощают Ассоль и ее любимый Грей, в «Блистающем мире» – человек-птица Друд и девушка Тави.
Лирико-романтическое начало в литературе рубежа 20-30-х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико-романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы доминирующее место начинают занимать эпические жанры.
Таким образом, основными чертами русской литературы 1920-х годов были:
· воздействие событий революции и гражданской войны на литературное творчество;
· борьба с классическими тенденциями;
· приход в литературу новых авторов;
· формирование эмигрантской литературы;
· тенденции к многовариантному развитию литературы в начале периода;
· нарастание негативных тенденций в конце периода.