по русскому языку
11 КЛАСС
1. Телевизионный фильм, снятый в 2000 году, носит название «Имперiя подъ ударомъ». Употребление в слове «имперiя» буква «i» является:
1) ошибочным;
2) заимствованием из латиницы;
3) дореформенным написанием.
2. Прочитайте эпиграмму А.С.Пушкина на поэта Глинку.
Наш друг Фита, Кутейкин в эполетах,
Бормочет нам растянутый псалом:
Поэт Фита, не становись Фертом!
Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах!
Как звали поэта, которому посвящена пушкинская эпиграмма?
1) Лев;
2) Александр;
3) Федор;
4) Михаил.
3. Согласно М.В. Ломоносову, театральные сочинения, в которых требуется «обыкновенное человеческое слово», стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегии следует писать именно этим «штилем»
1) высоким;
2) средним;
3) низким.
4. Укажите слово, которое отличается от остальных способом образования,
1) шум;
2) гам;
3) свист;
4) топот.
5. Укажите слово, которое отличается от других суффиксом,
1) ложечка;
2) горочка;
3) шапочка;
4) тапочки.
6. Укажите, в каких примерах употреблены омонимы, а не многозначные слова,
1) партийный блок – подъём с помощью блока;
2) открыть кран – подъёмный кран;
3) крылатый гриф – гриф карандаша;
4) тёплый воздух – тёплые отношения.
7. Какие буквы необходимо вставить в следующих предложениях:
Н.. дремать, н.. спать Алеша уже не мог: короткое забытье подкрепило его силы, а встречный всадник совсем разогнал сон. Но н.. прикасаться к ружью Алеша уже не мог, это было равносильно тому, чтобы н.. дышать (частицы даны в соответствующей фразам последовательности)?
1) ни, не, ни, не;
2) ни, ни, не, не;
3) не, ни, не, ни;
4) не, не, ни, ни.
8. Идиомы – это
1) устойчивые сочетания слов различного типа;
2) устойчивые объединения, значение которых неразложимо на значения составляющих их компонентов;
3) устойчивые изречения, появившиеся в языке из определённого источника.
9. Отметьте правильную характеристику ряду представленных предложений (характеристики даны в порядке следования предложений) Только бы мне добежать до воронки! И тут словно плетью хлестнули по земле. Обстрел.
1) двусоставное, неполное двусоставное, назывное;
2) безличное, определенно-личное, назывное;
3) безличное, неопределенно-личное, назывное;
4) определенно-личное, неопределенно-личное, назывное.
10. Чем отличаются данные сложноподчиненные предложения: Друзья поссорились, что и стало причиной их плохого настроения. Я знал, что предложить однокласснику в качестве подарка.
1) типом придаточного;
2) средством связи частей;
3) и тем, и другим.
11. Определите тип придаточного, связанного с главным союзным словом И царствовал, и никнул Он, как лилия в родимый омут, И глубина, где стебли тонут, Торжествовала свой закон (О. Мандельштам.)
1) обстоятельственное сравнения;
2) обстоятельственное места;
3) определительное;
4) изъяснительное (дополнительное).
12. Какой недочёт, обусловленный влиянием разговорной речи, наблюдаем в следующем предложении из сочинения школьника В царской России занимались лучшие умы изучением космоса?
1) употребление разговорной лексики;
2) нарушение норм согласования;
3) нарушение порядка слов.
13. Отметьте случаи неправильной постановки ударения
1) догов`ор;
2) кат`алог;
3) вероисповед`ание;
4) апостр`оф;
5) зак`упорить.
14. Отметьте слово женского рода
1) колье;
2) Миссисипи;
3) Торнадо;
4) сараюшка.
15. Отметьте случаи неверного толкования лексического значения
1) дендрарий – специальное помещение для разведения и демонстрации насекомых;
2) депортировать – вносить деньги в кредитное учреждение;
3) ксерокс – один из видов электрофотографии;
4) филантроп – человек, занимающийся благотворительностью;
5) дискредитация – подрыв доверия.
16. Укажите словосочетания, в которых нарушены языковые нормы,
1) оплатить за проезд;
2) познакомился с Игорем Гореликом;
3) неизвестное факсимиле;
4) больной мозоль.
17. Отметьте предложения с нарушением языковых норм и/или речевыми ошибками:
1) В неподвижном воздухе сгущался запах трав и цветов.
2) Его близкий друг знал всю его подноготную жизнь.
3) Из остальных проектов, также прошедших в финал конкурса на лучшую концепцию реконструкции музея, следует отметить проект российского архитектора.
4) Читая эту повесть, у нас не раз возникало чувство сострадания к героям.
18. В селе Дмитриевка Новоузенского района Саратовской области говорят так:
мы́ла была́, ста́ли вари́ть мы́лу са́ми, у мине́ палатно́ така́я была́, памище́ния така́я бальша́я, вот те́ста вот така́я, ставили ки́слуйу те́сту.
Какое явление диалекта демонстрирует этот текст?
1) своеобразие сочетания глаголов с существительными;
2) своеобразие распределения существительных по родам;
3) своеобразие падежных значений.
19. Отметьте, какому термину в современном русском языке соответствуют слова из «Толкового словаря живого великорусского словаря В.И. Даля однословы, тождесловы, одноречья, сословы
1) синонимы;
2) антонимы;
3) паронимы.
20. Прочтите стихотворение А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке…», а также примечания к этому тексту. Составьте историко-культурную справку к этому стихотворению, учитывая экстралингвистическую информацию, содержащуюся в комментариях к тексту стихотворения и известную вам из других источников. Найдите в тексте лексику, содержащую в себе национально-культурную информацию. Выявите функционально-текстовую лексическую группу, способствующую формированию образного представления счастья в стихотворении А.Блока.
Свой ответ оформите в виде связного текста.
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все – равно.
Вон счастие мое – на тройке
В сребристый дым унесено…
Летит на тройке, потонуло
В снегу времен, в дали веков…
И только душу захлестнуло
Сребристой мглой из-под подков…
В глухую темень искры мечет,
От искр всю ночь. Всю ночь светло…
Бубенчик под дугой лепечет
О том, что счастие прошло…
И только сбруя золотая
Всю ночь видна… Всю ночь слышна…
А ты, душа… душа глухая…
Пьяным пьяна… пьяным пьяна…
(26 октября 1908 г.)