Рабочая программа курса «На войне, но не в войне» (основы международного гуманитарного права) составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО).
2. Основная образовательная программа образовательного учреждения, которая составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».
Вооруженный конфликт – это всегда драма: люди изо дня в день сталкиваются со смертью, произволом, ненавистью, лишениями. Военные действия уносят человеческие жизни и делают калеками миллионы людей, пополняют списки пропавших без вести, оставляют страшные разрушения. Часто они не щадят и тех, кто непосредственно в них не участвует. Тысячи людей лишаются крова, тепла, воды, электричества. Клочья черных облаков от гари пожарищ, стены домов, испещренные осколками, остовы сгоревших машин, горестные лица отчаявшихся получить весточку от близких, постоянный страх от ощущения, что, может быть, ты являешься живой мишенью, – все это нерадостные картины жизни гражданского населения в условиях военных действий.
Можно ли уменьшить бедствия, причиняемые войной? Во все времена предпринимались попытки предотвратить бесцельные смерти, остановить варварство, облегчить страдания людей. Благодаря этим неослабевающим проявлениям человеколюбия сформировался кодекс общих нравственных правил ведения войны, обусловленных требованиями гуманности. В наше время регулирование поведения участников вооруженного конфликта осуществляется с помощью норм международного гуманитарного права. Это значит, что даже у войны есть свои пределы и она должна вестись по правилам.
|
Программа «На войне, но не в войне» направлена на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Цель курса: создать условия для формирования правовой компетентности обучающихся в рамках международного гуманитарного права.
Основные задачи:
1) формировать представление о месте и роли международного гуманитарного права в системе права;
2) познакомить учащихся с основными источниками и понятиями международного гуманитарного права;
3) научить отличать символы международного гуманитарного права от других знаков и эмблем;
4) развивать умения выявлять и анализировать связанную с проблематикой МГП информацию и находить пути решения проблем;
5) содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству;
6) развивать учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), из них 16 часов отведено на аудиторные занятия, на которых обучающиеся знакомятся с основными принципами, терминами и понятиями МГП, решают ситуационные задачи, выполняют задания в группах. В рамках отведенных часов на внеаудиторные занятия (18 часов) обучающиеся занимаются исследовательской и проектной деятельностью, участвуют в обсуждении просмотренных фильмов на военную тематику.
|
Планируемые результаты изучения курса «На войне, но не в войне»
Первый уровень планируемых результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни).
Приобретение школьниками знаний:
основополагающих принципов и положений международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов;
краткого содержания четырех Женевских конвенций и двух Дополнительных протоколов;
основных понятий, терминов и символов международного гуманитарного права;
права вооруженных конфликтов немеждународного характера
методов ведения войны, ограниченных международным гуманитарным правом;
правовой ответственности за нарушение международного гуманитарного права.
Второй уровень планируемых результатов (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом).
Формирование понимания значимости норм МГП через сопереживание жертвам вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера.
Третий уровень планируемых результатов (получение школьниками опыта самостоятельного социального действия.)
Школьники приобретут опыт:
исследовательской и проектной деятельности;
опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;
организации совместной деятельности с другими обучающимися городов России (через электронную почту) и работы в команде;
в постановке спектакля, связанного с проблематикой МГП.
|
Проведение спектакля планируется в школе и в других образовательных учреждениях города.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «На войне, но не в войне».
Личностные УУД:
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические действия;
осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией;
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);
следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствия.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1. История международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. Рождение Международного комитета Красного Креста. Его основатель – Анри Дюнан. Женевская конвенция 1869 года – начало МГП. Последствия Второй мировой войны. Сущность МГП. Основные положения четырех Женевских конвенций (об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны) и двух Дополнительных протоколов к ним, касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и вооруженных конфликтов немеждународного характера. Российская Федерация – участница Женевских конвенций. Методы и приемы: лекция-презентация учителя, мотивационная беседа, проблемные вопросы, составление таблицы, обработка статистических данных, метод «накопитель идей». 2. Основные понятия и символы международного гуманитарного права. О с н о в н ы е п о н я т и я: международное гуманитарное право; Международный комитет Красного Креста; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженный конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, жертвы войны. О с н о в н ы е с и м в о л ы: объекты, представляющие культурную ценность, а также персонал по защите культурных ценностей; военные и гражданские медицинские службы, их персонал и оборудование, МККК, национальные общества Красного Креста; гражданская оборона, объекты и персонал гражданской обороны; установка и сооружения, содержащие опасные силы. Методы и приемы: исследовательская лаборатория «архив», ситуационные задачи, мотивационная беседа, проблемные вопросы к иллюстрациям, документам. 3. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Обзор норм МГП, обеспечивающих покровительство беззащитных во время международных конфликтов. Работа с термином «беззащитные». Методы и приемы: решениепроблемных ситуаций, работа с юридическими источниками. 4. Ограничение методов и средств ведения войны. Защита гражданского населения и гражданских объектов. Ограничение применения некоторых видов оружия (противопехотные мины, пули со смещенным центром тяжести, пластиковые мины, яды, бактериологическое и токсинное оружие и др.). Ограничение использования определенных методов ведения военных действий (вероломство, военные хитрости и др.). Международное гуманитарное право и права человека как две самостоятельные отрасли права. Лица, не принимающие непосредственного участия в военных действиях. Объекты, которые не служат непосредственно военным целям. Работа с понятием «комбатант». Методы и приемы: ситуационные задания, комментирование фрагментов видеофильмов, задания на систематизацию и анализ материалов (работа с фотодокументами, плакатами, афоризмами). 5. Защита детей как части гражданского населения. Общая защита детей как части гражданского населения. Особая защита детей как наиболее уязвимой категории гражданского населения. Методы и приемы: комментарии к фрагменту видеофильма «Судьба человека», ситуационные задания, работа с афоризмами. 6. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера. Два режима предоставления защиты: международный вооруженный конфликт и немеждународный вооруженный конфликт. Статья 3 «Мини- конвенция». Методы и приемы: комментирование фрагментов видеофильмов, ситуационные задачи, задания, нацеленные на создание и анализ ситуаций. 7. Соблюдение международного гуманитарного права. Вопросы контроля и пресечения нарушений. Личная уголовная ответственность за преступления, которые называются военными. Международные трибуналы: Нюрнбергский, Гаагский. Уголовный кодекс Российской Федерации: статья 356. Методы и приемы: работа с текстами, групповая работа, работа с историческими документами, задания на знание и воспроизведение содержания основных источников. Итоговые занятия: Брейн-ринг «Как? Зачем? Почему?»(с использованием программы Power Point). Постановка мини-спектакля «Это страшное слово "война"». | Беседа, практикум, организационно-деятельностные игры, деловые игры. | Участвовать в диалоге, составлять памятки, работа в парах, Работа в группах |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Характеристика видов деятельности | Количество часов | |||
Всего часов | По плану | По факту | ||||
История и сущность международного гуманитарного права. | Осознавать роль международного гуманитарного права. Владеть содержанием четырех Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. Анализировать основные источники МГП. Создавать устные монологические и диалогические высказывания на нравственно-этические темы | |||||
Источники международного гуманитарного права | ||||||
Основные понятия международного гуманитарного права | Владеть основными понятиями МГП. Знать символы МГП. Опознавать символы МГП. Анализировать тексты из художественных и публицистических произведений с точки зрения МГП. Представлять основные положения МГП изобразительно-наглядными средствами. Анализировать ситуации, связанные с проблематикой МГП. Иллюстрировать принципы, нормы и термины МГП | |||||
Основные символы международного гуманитарного права | ||||||
Основные положения международного гуманитарного права | ||||||
Принципы и нормы международного гуманитарного права | ||||||
Анализ текста с точки зрения международного гуманитарного права | ||||||
Анализ текста с точки зрения международного гуманитарного права | Владеть основными понятиями МГП. Анализировать основные источники МГП. Применять знания по МГП в практике. Анализировать ситуации, связанные с проблематикой МГП. Оценивать действия героев с позиции МГП. Сравнивать, классифицировать, сопоставлять лица, которые имеют право на защиту согласно нормам МГП и которые не подлежат этой защите | |||||
Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение | ||||||
Анализ ситуаций, связанных с проблематикой международного гуманитарного права | ||||||
Анализ ситуаций, связанных с проблематикой международного гуманитарного права | ||||||
Классификация лиц, которые имеют право на защиту согласно нормам МГП и лиц, которые не подлежат этой защите | ||||||
Ограничение методов и ведения войны. | Владеть основными понятиями МГП. Анализировать ситуации, связанные с проблематикой МГП. Оценивать действия героев с позиции МГП. Сравнивать, классифицировать, сопоставлять лица и объекты, которые имеют право на защиту согласно нормам МГП и которые не подлежат этой защите | |||||
Ограничение средств ведения войны. | ||||||
Защита гражданского населения | ||||||
Защита гражданских объектов | ||||||
Анализ чрезвычайных ситуаций | ||||||
Защита детей как части гражданского населения | Владеть основными понятиями МГП. Выявлять в художественном, художественно-историческом или публицистическом тексте факты, фрагменты и идеи, которые можно проанализировать, исходя из основополагающих принципов и норм МГП. Приводить правовые комментарии, опираясь на положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. Анализировать фотодокументы, исходя из основополагающих принципов и норм МГП. Оценивать действия героев с позиции МГП. Анализировать ситуации, связанные с проблематикой МГП. Сравнивать, классифицировать, сопоставлять лица, которые имеют право на защиту согласно нормам МГП и которые не подлежат этой защите | |||||
Защита детей как части гражданского населения | ||||||
Женевская конвенция | ||||||
Дополнительные протоколы к Женевской конвенции | ||||||
Анализ фотодокументов, исходя из основополагающих принципов и норм международного гуманитарного права | ||||||
Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера | Владеть основными понятиями МГП. Анализировать видеосюжеты, исходя из основополагающих принципов и норм МГП. Анализировать ситуации, связанные с проблематикой МГП. Иллюстрировать принципы, нормы и термины МГП | |||||
Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера | ||||||
Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера | ||||||
Анализ ситуаций, исходя из основополагающих принципов и норм МГП | ||||||
Анализ видеосюжетов, исходя основополагающих принципов и норм МГП | ||||||
Соблюдение международного гуманитарного права. | Владеть основными понятиями МГП. Анализировать нормативные документы. Анализировать ситуации, связанные с проблематикой МГП. Классифицировать газетные публикации по признаку отношения к МГП. Извлекать нужную информацию из газетного текста. Комментировать газетный материал, опираясь на нормы международного гуманитарного права | |||||
Соблюдение международного гуманитарного права. | ||||||
Вопросы контроля и пресечения нарушений | ||||||
Вопросы контроля и пресечения нарушений | ||||||
Анализ газет, исходя из норм международного гуманитарного права | ||||||
Брейн-ринг «Как? Зачем? Почему?» | ||||||
Мини-спектакль «Это страшное слово "война"». | ||||||
Итого | ||||||