6.
Диктант понятий
1. Бытие – это материя….
2. Материя – это …
3. Форма движения материи - …
Устные ответы на вопросы
1. Как соотносятся между собой понятие бытие, природа, мир, картина мира, вселенная?
2. Можно ли отождествлять категории бытия и материи, бытия и мышления? Какие философские позиции в итоге могут получиться?
3. Что является противоположностью категории бытия в философии? Приведите примеры из истории философии.
4. Как повлияли открытия в науке ХХ века на развитие материалистических идей?
5. Какая связь существует между материей, отражением, сознанием и информацией?
6. Категория бытия, ее философский смысл и специфика
7.Возникновение и развитие философской проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
8. Проблема субстанции. Монизм и дуализм. Развитие представлений о субстанции и его связь с развитием уровня естествознания.
9. Современные трактовки бытия.
10. Развитие учения о материи в истории философии. Материя как субстрат.
11. Понятие материи как субстанции. Ее основные характеристики.
12. Основные свойства и атрибуты материи как субстанции.
13. Мировоззренческая и научная картины мира, их различие и взаимосвязь. Современная наука об основных уровнях организации неживой и живой природы. Особенности социально-организованной материи.
14. Понятие движения, его характеристики. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь.
15. Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени в истории философии и науке. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе, в социальных процессах.
Выполнение тестовых заданий
Философское учение о бытии
Тестовый контроль
Длительность выполнения задания30 минут.
Выбрать правильный вариант.
1. Расположите формы движения материи в порядке их усложнения:
а) химическая;
б) биологическая;
в) механическая;
г) физическая;
д) социальная.
2. Что, согласно Платону, является основой бытия:
а) огонь;
б) числа;
в) атомы;
г) идеи.
3. Кем из мыслителей была впервые предложена научная
классификация форм движения материи?
а) Ф. Бэконом;
б) Р. Декартом;
в) Г. Лейбницем;
г) Ф. Энгельсом.
4. Какая из концепций пространства и времени соответствует
современной научной картине мира?
а) субстанциональная;
б) реляционная;
в) трансцендентальная;
г) космофизическая.
5. Время в философском смысле– это…
а) срок, подходящий для совершения каких-либо дел;
б) часть месяца, дня, года;
в) длительность существования объектов, последовательность смены их
состояний.
6. Основной смысл антропного космологического принципа
заключается в идее:
а) беспредельности и вечности Вселенной в пространстве и времени;
б) закономерности возникновения человека в ходе развития Вселенной;
в) понимания человека как продукта творчества духовных сил Вселенной;
г) развития Вселенной по законам естественной самоорганизации.
7. Существование человека по принципу Бытия(Э. Фромм) означает:
а) стремление к богатству, к максимальному увеличению своей
собственности;
б) стремление к раскрытию своих творческих потенций, сопереживанию и
помощи другим людям;
в) ориентацию на повседневность, быт, будни.
8. Выделите современное определение философского понятия материи:
а) это любое вещество вообще;
б) это разумное начало, лежащее в основе всех вещей;
в) это атом, т.е. мельчайшие, неделимые частицы, из которых состоят все
предметы;
г) это объективная реальность, данная нам в ощущениях.
9. Пространство в философском смысле– это…
а) протяженность, структурность, объемы и взаимораспоряжение объектов;
б) промежуток между двумя объектами, ограниченный видимыми
пределами;
в) промежуток между двумя объектами, не ограниченный видимыми
пределами.
10. Какой из мыслителей обосновал современное философское
понимание материи, ставшее общепризнанным?
а) Г. Гегель;
б) К. Маркс;
в) А. Эйнштейн;
г) В.И. Ленин.
11. Согласно диалектическому материализму основным атрибутом
материи является:
а) гравитация;
б) энергия;
в) масса;
г) движение.
12. Под активностью материи в диалектико-материалистической
философии понимается:
а) ее способность к любым изменениям;
б) способность изменяться под влиянием внешних факторов;
в) способность к самодвижению и самоорганизации;
г) способность к сохранению своих свойств.
13. Философское понимание субстанции означает:
а) совокупность свойств предмета, выражающих его специфику;
б) совокупность всех вещей и свойств мира;
в) универсальную первооснову бытия, порождающую все сущее в мире;
г) Бога как творца всего сущего.
14. Философское понятие«вторая природа» означает:
а) живую природу в противовес мертвой, неорганической;
б) природную среду, подвергшуюся экологическому разрушению;
в) искусственный мир, созданный человеком;
г) душевный мир человека.
15. Субстанциональное понимание пространства и времени означает:
а) признание пространства и времени атрибутами материи, зависящими от
нее и взаимосвязанными друг с другом;
б) независимость пространства и времени от материи и друг от друга;
в) измеримость пространственных и временных характеристик.
16. В каком из определений дана верна характеристика философского
понятия«бытие»?
а) бытие– это весь материальный мир;
б) бытие– это все формы духовной деятельности;
в) бытие– это образ жизни, быт человека;
г) бытие– это категория, характеризующая совокупную реальность
(материальное и идеальное).
17. Что понимается в современной науке под синергетикой?
а) учение, опровергающее теорию диалектики;
б) учение о возникновении биосферы Земли;
в) учение об эволюции биологических видов;
г) учение о самоорганизации материи.