ХОД СОБРАНИЯ.
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада встрече с вами. Каждый из вас хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Замечательно, когда дети здоровы, но это бывает не всегда.
Основная ответственность взрослых по отношению к детям – это обеспечение безопасной среды, в которой дети могут жить и развиваться без угрозы для их жизни и здоровья. Поэтому мы всегда должны быть во всеоружии, чтобы суметь предотвратить те угрозы, которые могут негативно отразиться на здоровье и жизни детей.
Проблема безопасности детей сегодня является одной из самых серьёзных и актуальных, т.к. опасность подстерегает наших детей везде: на дороге, во дворе, в подъезде дома, да и в любом месте, где может находиться ребёнок.
Но сегодня мы остановимся на теме безопасности в Интернете и постараемся проанализировать все "плюсы" и "минусы" увлечения компьютером и гаджетами, ответить на вопросы: "Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете? Нужно ли ограничивать общение детей в сети? Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношения к общению в Интернете?"
Уже более 10 лет ученые-медики говорят о проблеме бесконтрольного пользования детьми непроверенных сайтов. Думаю, что ни один родитель не останется равнодушным к проблемам собственного ребенка. Ведь с каждым годом родители сталкиваются с еще более опасными проблемами, которые возникают от бесконтрольного нахождения детей в сети Интернет.
Тема нашего собрания «Безопасность подростка в сети Интернет».
Компьютер и подросток.
Новые технологии стремительно ворвались в нашу жизнь. Сегодня не возможно представить дом без компьютера, планшета или мобильного телефона. Не удивительно, что дети буквально с пеленок умеют ими пользоваться, и зачастую дадут фору взрослому по способности быстро разобраться с современным приспособлением.Но у детей, в отличие от взрослых чаще возникает зависимость от гаджетов. Дети очень быстро привыкают к компьютерам или планшетам и оторвать их бывает крайне сложно.Компьютеры становятся необходимой принадлежностью, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером».
Да, с одной стороны это очень упрощает жизнь детей. Интернет – это огромный источник информации. Один клик мышкой и мы может найти ответы на наши вопросы, выполнить домашнее задание, пока не видят взрослые, поиграть, послушать музыку, поставить лайки, пообщаться.
С введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию и правильно применять ее в жизни. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым помощником для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости.
Сейчас я хочу, чтобы вы взяли листочки бумаги и написали в две колонки все плюсы и минусы Интернета, как уже делали ваши дети. (В каждом ряду, проанализировав ответы своего ряда, один из родителей зачитывает их.)
Давайте сделаем вывод: Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг, предоставляет возможность общения с близкими, живущими далеко от нас. Но, в то же время, он таит в себе много опасностей.
Интернет-общение в жизни ребенка - это хорошо или плохо?
Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс и это не случайно. Обратимся к статистике:
- около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых.
- 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно.
- 38% детей, просматривают страницы о насилии.
- 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым.
- 25% пятилетних детей активно используют Интернет.
-14,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.
Только вдумайтесь в эти статистические данные! И это число постоянно растет. А ведь не исключено, что и Ваш ребенок может оказаться в Интернет-зависимости, которая на сегодняшний день приравнивается к болезни, наравне с алкогольной и наркотической зависимостью.
Можно ли заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус? Конечно, можно. Это наблюдение врачей-психологов, это статистика. Общение по Интернету не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. В Сети человек чувствует себя спокойнее, здесь он не задумывается о том, с кем он общается, ведет себя раскованно, может откровенно побеседовать о наболевшем.
Справедливо замечено, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.
В Интернете также есть игры, приложения, которые получили широкоераспространение. Компьютерные игры, даже совсем безобидные, затягивают детей! Дети, прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, чтобы пройти новый уровень, особенно с друзьями онлайн, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Такие игры привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, знакомых и незнакомых. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, поглощает все время и все мысли человека.
Наибольший урон наносит увеличение времени, проведенного в он-лайн, которое оттесняет реальную жизнь на второй план.
Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков. С каждым годом игромания у детей становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти - шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Это дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями. Именно они чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с детьми злые шутки. Они видят, как, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться, войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. В итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такие же ситуации в реальном мире, что влечет за собойпоследствия, связанные с летальным исходом.
Одна из новейших Интернет-угроз – это так называемый «киберсуицид» или согласованные самоубийства. По Интернету подростки и молодые люди договариваются о совместном самоубийстве. Подростки, которых интересует подобный опыт, говорят о том, что вместе уйти из жизни проще, чем поодиночке. Именнов сети они находят поддержку своим суицидальным наклонностям, вступая в контакт с единомышленниками, которые, как и они сами, думают о самоубийстве.
Практика показывает, что родителям нужно объяснять, как уберечь ребенка от фактического информационного рабства, и даже как не убить своего ребенка неосторожным словом в случае с суицидальным поведением. Ведь, действительно часто пусковым механизмом, толкающим тинэйджера на непоправимое действие, становятся действия родителей.
Психологи советуют как узнать об интернет-зависимости своего ребенка. Как выявить? Очень просто, есть несколько характерных признаков которые будут однозначно свидетельствовать о зависимости:
Ø ситуации, в которых родители просят отвлечься от пребывания в интернете или игры, подросток эмоционально, ярко выражает протест;
Ø при вынужденном отвлечении от компьютера он начинает раздражаться;
Ø подросток не может спланировать время, когда он закончит пребывание в социальной сети или игру;
Ø высоко значимыми становятся лайки, репосты, рейтинг в играх, количество подписчиков или «друзей», снижение этого количества вызывает бурные эмоции, негодование, раздражение;
Ø прием пищи происходит без отрыва от использования гаджета или компьютера;
Ø резко ограничивается или исчезает живое общение, коммуникация происходит через сеть;
Ø предвкушение и продумывание возвращения к гаджету или компьютеру.
В социальных сетях через программы мгновенного обмена сообщений ребенок может стать жертвой педофилов. Преступники представляются сверстниками и выманивают у детей адрес или маршрут следования из школы.
Пострадать ребенок может и от поведения других детей. В России набирает обороты киберхулиганство: подростки снимают на видео сцены унижения или избиения сверстника и выкладывают этот ролик в Интернет. Так об этом факте узнают десятки, а то и сотни ровесников жертвы, и начинается его настоящая травля.
Ни для кого не секрет, что широкие возможности Интернета уже давно и активно используют экстремистские и террористические организации по всему миру.Наша обязанность - защитить их от негативного контента.
Как защитить ребенка отинтернет – зависимости:
1. Как можно больше общаться с ребенком. Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
2. Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
3. Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок.
4. Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
5. Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
6. Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
7. Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.
8. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
9. Научите детей доверять интуиции.
10. Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
11. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
12. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
13. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
14. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
15. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда.
16. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
17. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
Подведение итогов.
Итак, уважаемые родители, давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Главное помнить: Ваша задача распознать интернет-зависимость ребенка на ранней стадии и установить пределы на пользование Интернетом. А также определиться с интересами ребенка, найти общие дела, которые отвлекут вашего сына или дочь от виртуального общения, дав понять, что маме и папе не безразлично, чем интересуется их ребенок, чему отдает предпочтения.
Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от Вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно.
Способы защиты детей от вредной информации в Интернете:
1. Использование лицензионного программного обеспечения (оперативная система, антивирусная программа)
2. Использование специальных интернет-фильтров (интернет – цензор -
https://icensor.ru/soft/ - бесплатная программа). В основе программы лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов.
3.Использование детских интернет-браузеров (например, детский интернет браузер Google).
4. Использование детских поисковиков.
5. Входите в Интернет совместно с детьми. По возможности находите
совместные дела, интересуйтесь предпочтениями вашего ребенка.
Предлагаю Вам тест «Существует ли реальная опасность для ребенка стать интернет-зависимым или он просто активный пользователь» (Приложение 1), который поможет Вам разобраться именно в Вашей ситуации. Пройдите его дома, когда у вас будет время все обдумать и в спокойной обстановке сделать вывод и принять решение. (тест предлагается на листах-распечатках)
Кроме этого Вы всегда сможете получить вспомогательную информацию, используя следующие сайты:
а) Центр безапасного интернета в России - https://www.saferunet.ru/
б) Ребенок в сети. Ребенок играет? - https://www.detionline.ru/
в) Дети России Онлайн - https://detionline.com/
Наша встреча подходит к концу. Надеюсь, Вы получили для себя ту порцию информации, которая поможет Вам и вашим детям не стать интернет-зависимыми.
Закончить родительское собрание я хочу стихотворением Эдуарда Успенского:
Не ходите ночью, дети, в Интернет.
Ничего хорошего в Интернете нет.
Там увидеть можно тетю голышом.
Что потом твориться будет с малышом?!
Там повсюду бегают монстры с автоматом
И со страшной силой стреляют по ребятам.
Страшные чудовища обитают там,
И за малолетками мчатся по пятам.
Там на днях открылась черная дыра,
И четыре школьника сгинули вчера.
Не ходите, дети, ночью в Интернет:
Вдруг на вас с экрана выскочит скелет!
Он ужасный, он не струсит,
Он вам что-нибудь откусит!
И, копаясь в челюстях,
На своих пойдет костях.
Там увидеть можно злого паука-
Он тогда ребенка съест наверняка.
Он огромными когтями
Вас запутает сетями!
Будут косточки хрустеть,
Но придется потерпеть.
И повиснут в паутинке
Лишь трусишки и ботинки.
И имейте в виду, проказники,
Есть опасный сайт - «Одноклассники» -
Все, кто туда попадают,
На несколько лет пропадают.
Пусть мои нотации вам надоедают –
Но дети в Интернете часто пропадают.
…Многие дети пропали в Интернете.
Желаю вам и вашим детям физического и душевного здоровья, спокойствия и взаимопонимания.До свидания.
Использованные ресурсы:
1. Центр безопасного интернета в России - https://www.saferunet.ru/
2. Ребенок в сети. Ребенок играет? - https://www.detionline.ru/
3. Дети в сети Интернет - https://schule11.forum2x2.ru/t4-topic
4. Памятка «Как защититься от интернет-угроз».
5. Э. Успенский «Не ходите ночью, дети, в Интернет»
Приложение №1
Тест
«Существует ли реальная опасность для ребенка стать интернет-зависимым или он просто активный пользователь».
Ответьте на вопросы и суммируйте все баллы. Поставьте за ответ
«никогда» - 1 балл
«редко» - 2 балла
«иногда» - 3 балла
«часто» - 4 балла
«всегда» - 5 баллов
· Подросток проводит за компьютером более четырех часовв сутки?
· Не начал ли он пренебрегать учебой и прежними увлечениямипосле покупки компьютера?
· Крик и агрессивная реакция обычны для подростка, когда выпытаетесь отвлечь его от Интернета?
· Как часто подросток жертвует сном ради ночных подключений к Интернету?
· Как часто вам кажется, что ваш ребенок говорит и думает обИнтернете даже тогда, когда он отключен от него?
· Уходит ли подросток от ответа на вопрос, что его так привлекает во Всемирной паутине?
· Отказывается ли ваш ребенок от встреч с друзьями или отсвидания с любимым человеком ради подключения к Сети?
· Подросток, приходя домой, первым делом проверяет электронную почту?
· Вы уплачиваете довольно значительные суммы по телефоннымсчетам из-за подключений вашего ребенка к Интернету?
Результаты
10-20 баллов. Пока все очень неплохо и для волнений нет оснований: ваш ребенок обычный средний пользователь: Интернета. Если он подолгу находится во Всемирной паутине, то это вызвано в основном учебной деятельностью. Постарайтесь не очень давить
на подростка и не настаивайте на сокращении времени, которое он проводит в Интернете.
21-35 баллов. Следует подумать о том, как уберечь вашего ребенка от проблем, связанных с Интернетом. Попробуйте убедить подростка, что нездоровый интерес к Интернету искусственно подогревается теми, кто на этом зарабатывает, а ему необходимо готовиться к будущей профессиональной деятельности.
36-50 баллов. Следует бить во все колокола и использовать радикальные меры. У подростка уже сформировалась зависимость. Если он не осознает этого, не давайте ему денег на оплату подключений или совсем избавьтесь от компьютера. Попробуйте увлечь его чем-то другим. Если не получается, нужно обратиться к психотерапевту.
Если вы обнаружили зависимость вашего ребенка, не ждите чуда, начинайте действовать сегодня!
Рекомендации родителям и детям: Чтобы не стать компьютерным рабом, соблюдайте три простых правила:
· Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.
· Играйте по принципу: «Поиграл и хватит» - не больше одного часа в день (разделив это время на четыре порции, чтобы не навредить здоровью). Без тормозов даже на машине далеко не уедешь.
· Всегда помните мудрость: «Всё мне позволено, но не всё полезно». Конфету из мусорного ведра тоже можно достать, но станете ли вы её есть?
Выводы: Компьютер,как и все, что нас окружает, может быть и полезным, и вредным. Главный принцип при общении с Сетью Интернет: не навреди себе самому.
Анкета «Безопасность и Интернет»
1. Есть ли у тебя компьютер?
а) да б) нет
2. Как часто ты занимаешься за компьютером?
а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напиши свой ответ) __________________________________________________________________
3. Если занимаешься, то сколько времени ты проводишь за компьютером в день?
а) один час б) два часа в) другое (напиши свой ответ) ________________
4. Подключен твой компьютер к Интернету?
а) да б) нет
5. Ты выходишь в Интернет
а) самостоятельно б) самостоятельно, но под контролем родителей в) вместе с родителями
6. Стоит ли на твоем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
а) да б) нет
7. Виды деятельности, преобладающие в твоем общении с компьютером(распредели по местам):
а) общение в Сети
б) компьютерные игры (напиши,как часто) _________________________________
в) играю в сетевые онлайн игры(напиши,как часто) __________________________
г) общение в соцсетях
д) прослушивание музыки
е) рисование
ж) печать документов
з) другое (напиши) _____________________________
8. Есть ли у тебя мобильный телефон?
а) да б) нет
9. Подключен ли твой мобильный телефон к Интернету?
а) да б) нет
10. Как часто выходишь в Интернет с мобильного телефона?
а) каждый день 1-2 часа б) весь день в) другое (напишите свой ответ) ____________________________________
11. В каких целях ты используешь Интернет?
а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напиши свой ответ)___________________________________________________________
12. Как ты используешь свое свободное время? (распредели по местам)
а) компьютер
б) занятия спортом
в) прогулки на воздухе
г) общение с семьёй
13. Есть ли у тебя страницы в социальных сетях? Если да, какой из социальных сетей ты уделяешь больше внимания?
а) ВКонтакте;
б) Instagram;
в) Facebook;
г) Одноклассники;
д) Свой вариант ответа__________________________________________
14. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
а) посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия;
б) пойти на встречу одному;
в) пригласить с собой друга.
15. Что в Интернете запрещено законом?
а) размещать информацию о себе;
б) размещать информацию других без их согласия;
в) копировать файлы для личного использования.
Анкета для родителей
Безопасность и Интернет
1. Есть ли у вас компьютер?
а) да б) нет
2. Умеете ли вы пользоваться компьютером?
а) да б) нет
3. Как часто ваш ребенок сидит за компьютером?
а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напишите свой ответ) _________
4. Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?
а) один час б) два часа в) другое (напишите свой ответ) ______________
5. Подключен ли ваш компьютер к Интернету?
а) да б) нет
6. Контролируете ли вы выход вашего ребенка в Интернет?
а) нет б) да в) выходите вместе с ребенком
7. Стоит ли на вашем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
а) да б) нет
8. Есть ли у вашего ребенка мобильный телефон?
а) да б) нет
9. Подключен мобильный телефон вашего ребенка к Интернету?
а) да б) нет в) не знаю
10. Подключен ли мобильный телефон вашего ребенка к безопасному (детскому) Интернету?
а) да б) нет в) не знаю
11. Как часто ваш ребенок выходит в Интернет с мобильного телефона?
а) каждый день 1-2 часа б) весь день в) не знаю г) другое (напишите свой ответ) ________________________________
12. В каких целях ваш ребенок использует Интернет?
а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напишите свой ответ) ___________________________________
13. Какие сайты ваш ребенок посещает чаще всего?
а) не знаю б) если знаете, то напишите какие
___________________________________________________________________________
14. Знаете ли вы какая опасность может подстерегать вашего ребенка в Интернете?
а) да б) нет
15. Объясняете ли вы своему ребенку, как безопасно пользоваться Интернетом?
а) да б) нет
16. Сколько лет вашему ребенку?
а) до 10 лет б) 10-12 лет в) 13-14 лет г) старше 14 лет