Сколько мне лет? какая разница?




с точки зрения профессиональной самореализации

 

В психологии существует несколько возрастных периодизаций разных авторов, однако, они объединяются общими закономерностями.

Для каждого возраста существует своя ведущая деятельность и свои ценности. Более того, на каждом возрастном отрезке происходят переоценки ценностей. И в каждом возрастном периоде существуют свои кризисы, приводящие, в итоге, к переходу на новый уровень развития.

Обратимся к науке, акмеологии и поговорим о "взрослости".

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme - вершина, др.-греч. λόγος, logos - учение) - раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Период "взрослости" наиболее продолжительный период в развитии человека, обычно составляет три четверти человеческой жизни, и разделяется на раннюю взрослость (молодость, 17-25 лет, среднюю взрослость, 25-50 лет, и позднюю взрослость (старение, старость, 50-75 лет).


Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость - это самый социально-активный и продуктив­ный период жизнедеятельности; это период взрослости, ког­да может осуществиться тенденция к достижению наивысше­го уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что оз­начает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

Феномен «акме» используется в трех значениях:

· «Акме» - это вся ступень взрослости человека, для ко­торой характерны его физическая, личностная и субъ­ектная зрелость;

· «Акме» - это достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, и когда дея­тельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающим материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества;

· «Акме» - это пики или оптимумы, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или опти­мумы в развитии называют малыми «акме» или «микро- акме».

 

Профессиональное "акме"

«Акме» в профессиональном развитии (профессиональное «акме») - это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном разви­тии, который приходится на данный отрезок времени. Профессиональное «акме» — это психическое состояние, также означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возмож­ностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).

Профессиональные «акме» как формы достижения чело­веком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина и др.

Профессиональное «акме» - это кульминация, пик, опти­мум в профессиональном развитиичеловека на данном от­резке жизненного пути. «Акме» в профессиональном разви тии может не совпадать по времени с «акме», достигаемыми человеком как индивидом, как личностью (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев).

Каждый человек в течение жизни может достигать профес­сиональных «акме» разной степени общественной и личнос­тной значимости.

 

 

Общественно и объективно значимые профессиональные «акме» - это высокий уровень профессиональных достиже­ний конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально приемлемый результат, заметно превышающий нормативный уровень.

Такого рода резуль­таты труда означают обычно уровень профессионального мастерства и переход от него к уровню профессионального творчества, когда человек выходит за пределы профессио­нального опыта, включая в профессиональную деятельность новые задачи, новые приемы и технологии, достигает прин­ципиально новых профессиональных результатов, вносит свой индивидуальный творческий вклад в опыт профессии.

Общественно значимые профессиональные «акме» могут представлять собой выдающиеся достижения (теоретические концепции и открытия) или включать отдельные творческие находки, передовой опыт новатора.

У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.

Личностные, субъективно значимые профессиональные «ак­ме» - это достаточно высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, заметно превышающий ранее достигаемые им результаты. Эти достижения порой незаметны для профессионального сообщества и не призна­ны им, но осознаются и оцениваются самим человеком как максимально возможный для него в данный отрезок времени уровень профессионализма.

Индивидуальные субъективно значимые профессиональные «акме» означают мобилизацию усилий человека, победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профес­сиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма, способность человека придать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивный характер.

Профессиональные «акме» могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов. Выделяют:

Одновершинные «акме» - это главное достижение всей жизни человека, пик профессиональных результатов, уро­вень, превышающий все ранее достигнутые конкретным че­ловеком показатели успеха в профессии.

Многовершинные «акме» - это неоднократные профессио­нальные достижения конкретного человека - предшествующие большому «акме», следующие за ним или заменяющие его.

Профессиональные «акме» могут отличаться друг от друга:

· по разной временной длительности и временным гра­ницам, охватывая дни, недели, месяцы, годы;

· по масштабности, «калибру» (А.А. Бодалев), включая одну или несколько видов профессиональной и соци­альной деятельности человека;

· по своему месту в общем ходе профессионального раз­вития:

· профессиональные «акме» могут следовать за перио­дом спада, застоя (что может означать период скры­того развития) или за периодом стабилизации, плато в развитии;

· профессиональные «акме» могут сами приводить к спаду, опустошенности, истощенности, кризису в развития;

· профессиональные «акме» могут стать основой новых «акме», подъемов, инноваций.

Сравнение «акме» у разных людей показывает, что его проявление может быть локальным, в пределах одной области деятельности, одной области знаний, а может быть широким, охватывающим большой спектр (яркий пример «акме» - у Ле­онардо да Винчи, М.В. Ломоносова, которые состоялись как ученые-энциклопедисты и одновременно как деятели искус­ства).

Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих достижению «акме» человеком:

· социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-исто­рическое время его жизни, социальная принадлеж­ность, конкретная социальная ситуация, возраст чело­века, его пол);

· социальные микрофакторы (семья, школа, другие учеб­ные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, крут общения);

· фактор саморазвития — собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира.

 

Интересно, что пик достижений у разных людей может приходится на разный возраст. Приведем статистические данные, столь любимые в некоторых кругах:

Таблица 1

 

Каждый из предшествующих шести столбцов пред­ставляет собой пятнадцать лет в жизни девяностолетне­го человека.

Где находитесь на этой диаграмме вы? Где-то посре­дине третьей колонки? В конце второй? Или в начале четвертой? Обведите свой возраст кружком и посмотри­те, где ваше место на данной диаграмме. Прочувствуйте всю свою жизнь в целом. Не вводите себя в заблуждение мыслями о том, будто ваша жизнь закончена, в то время как она, вероятно, только начинается или же, быть мо­жет, вы пребываете где-нибудь на полпути. Очень хорошо время от времени взглянуть на нашу жизнь в перспективе и не позволять себе затеряться в мелочах повседневности.

Давайте разместим на этой диаграмме некоторых из числа тех, кто сколотил себе крупные состояния на рынке. Стив Джобс, соучредитель компьютерной фирмы “Apple Computer”, сделал свой первый миллион, находясь во второй колонке.

То же са­мое удалось Биллу Гейтсу из фирмы “Microsoft”. Факти­чески, он сделал свой первый миллиард, пребывая во второй колонке. Однако большинство тех людей, кто нажил большие состояния, достигают успеха в третьем ли­бо четвертом столбце или даже позже.

Принадлежавший Юджину Макдермотту маленький магазин электроники, который в конечном счете стал ог­ромной электронной фирмой “Texas Instruments”, позво­лил ему заработать свой первый миллион, когда он на­ходился в третьей колонке. Эдвин Лэнд потратил многие годы, усердно стараясь изобрести самополяризующуюся фотопленку и вызывая при этом насмешки и недоверие у многих людей, которые твердо знали, что сделать та­кое невозможно. Но ему это удалось, и корпорация “Polaroid”, которую основал Лэнд, принесла ему огром­ное состояние. Для него указанное событие случилось, когда он находился в четвертой колонке жизни.

Не паникуйте и не думайте, будто жизнь про­ходит мимо. Расслабьтесь и придерживайтесь выбран­ной вами жизненной стратегии. Остается еще масса вре­мени, чтобы сколотить себе солидное состояние (Джон Кехо, "Деньги, успех и вы").

Выше мы говорили о зрелости и взрослости. В данном периоде жизни человек неизбежно задается вопросом о своем предназначении и призвании. Как же найти свое призвание? существует ли оно вообще?Сам факт нашего существования подводит нас к тому, что призвание или предназначение существует.

Вот, что пишет о предназначении Уэйн дайэр, в книге "Энергия Намерения":

"В ответ на вопрос: "Что мне делать со своей жизнью?", скажу, что, поскольку вы пришли в эту жизнь ни с чем и уйдете из нее ни с чем, вы можете сделать с ней только одну вещь: отдать ее. Посвящая свою жизнь служению другим людям, вы почувствуете смысл жизни. Когда вы отдаете себя людям, планете, вы живете согласно призванию. Чем бы вы не занимались и какое бы богатство ваша деятельность не приносила вам, если вами движет желание служить другим, искренне отрешившись от конечного результата, вы обязательно почувствуете, что это ваше призвание.

Как это примерно происходит?

Когда вы находитесь в творческом процессе, делая что-то из ничего - что бы вы не отдавали или не создавали, вы находитесь в гармонии с собой и живете согласно предназначению. В некотором смысле, ваши мысли о предназначении являются попытками вашего предназначения связаться с вами. Вы просто должны отдавать себя, творчески и с любовью проявляя навыки и интересы, свойственные вам. Однако, любое дело может делаться либо в угоду своему эго, либо ради служения другим людям. Если вы удовлетворяете свое эго, то останетесь неудовлетворенным, поскольку, так и не исполните своего предназначения".

Предназначение не нужно искать. Оно само найдет вас, если вы будете готовы..

Внимание, здесь тонкая граница: не нужно путать отдавание себя и служение людям со "спасательством" и установкой на "Помощь людям", речь идет о другом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: