Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. Храм расположен в южной части Красной площади в г.Москве, близ Спасских ворот Кремля, над самым спуском к Москве-реке.
На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь. На этом месте был вырыт оборонительный ров поэтому ее часто называли «церковь на рву» и тянулся он вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.
Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это было время образования Русского централизованного государства, когда происходило присоединения новых территорий. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву из Казанского похода, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.
Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник.
|
На одном основании расположились 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем. Центральные выходы основных, окружающих ее храмов, обращены к 4 сторонам света. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию. Если посмотреть сверху на весь ансамбль можно ясно разглядеть два квадрата, повернутых друг к другу под углом и составляющие правильную восьмиконечную звезду, символизирующую воскрешение Иисуса Христа. Сами стороны квадрата образуют животворящий крест, символизирующего твердость веры. А объединение церквей вокруг Столпового (центрального) храма – единство веры и божьей защиты.
Венчают весь ансамбль 11 куполов: девять из них расположены над церквями (по числу престолов), ещё два купола находятся над приделом Василия Блаженного и над колокольней Каждый купол с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет. Строительство храма велось только в теплое время года. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня. Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.
Каждая церковь собора получила свое посвящение. Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Четыре боковых - освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября – в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь Казани), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).
|
Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, ВарлаамуХутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани.
Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.
Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец, юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды, проповедовал милосердие и помощь ближним, собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Согласно Соловецкому летописцу, 2 августа 1588 (7096) года от мощей святого совершилось несколько исцелений В1588 г., после его канонизации, по распоряжению сына Ивана Грозного Федора Иоанновича над могилой чудотворца была устроена серебряная рака, украшенная камнями и жемчугом, а над его гробницей с северо-восточной стороны к собору была пристроена десятая церковь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время - поляки украли украшения с раки святого Василия, а в нижних церквях собора ставили лошадей.
|
Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года, когда в соборе создали музей, его сотрудники, понимая ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства, сумели его сохранить.
Церковь стала частью Покровского собора. Она была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане и начали собор называть собором Василия Блаженного.
Во времена Смуты в 1670г. неподалеку от этого ансамбля была выстроена колокольня (звонница), которую перестроили в 1680г. На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона. Основание колокольни представляет собой массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой, огороженной восемью столбами, соединёнными арочными пролётами. Площадка увенчана высоким восьмигранным шатром, рёбра которого украшены разноцветными изразцами с белой, жёлтой, синей и коричневой поливой. Грани шатра покрыты фигурной зелёной черепицей, а завершает его небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки — так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов. Внутри открытой площадки и в арочных проёмах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII—XIX веков. После советского времени ими снова стали пользоваться в 1990 году. При этом деревянные балки для развески колоколов сохранились с дореволюционных времён.
Еще одной особенностью уникального шестидесятиметрового ансамбля является отсутствие глубокого фундамента, подвальных помещений. Он воздвигнут на подклете – комплексе помещений, высота стен которого превышает шесть метров, а толщина достигает более трех метров. Конструкция северного подклета уникальна для XVI века. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов, стены прорезаны узкими отверстиями — продухами, служившими для создания в помещениях постоянного микроклимата, не зависящего от времени года. В древние времена подклет использовался как потайное хранилище для церковных ценностей и царской казны. Существует предание о том, что зажиточные горожане также приносили сюда на хранение своё имущество. В тайник можно было попасть только со второго этажа центрального собора по внутристенной белокаменной лестнице, о которой знали только посвящённые. Позднее этот узкий ход был заложен, однако в процессе реставрации 1930-х годов потайную лестницу обнаружили].
Сейчас здесь оборудовано хранилище икон, которые принадлежат храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Старейшим из них является образ Василия Блаженного, датируемый концом XVI столетия
Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию.
Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.
При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Существует несколько версий строительства собора. По одной из них, возникшей в 1950-е годы, архитектором храма был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. Однако эта информация в нескольких источниках ставится под сомнение.
Согласно второй, широко известной, версии, Барма и Постник — два разных архитектора, участвовавших в строительстве. Их имена стали известны только в 1895 году, когда в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что «Бог даровал» Ивану Грозному «двух мастеров русских по реклу (то есть попрозвищу) Постник и Барма». В другом сборнике кратко сообщается, что «мастер (собора) был Бармасо товарищи». Летописец поясняет, что мастера эти «бышапремудрии и удобны таковому чюдному делу». Этой версии придерживается заведующая филиалом Исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева, однако ряд историков считает, что эта версия устарела.
По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения.
Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии — неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Впервые легенду об ослеплении архитектора приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий), он же называет собор «иерусалимским». Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля. По другой легенде, архитектор видел, как во время взятия Казани разрушили известную восьмиглавую мечеть Кул-Шариф. Вернувшись в Москву, он воссоздал её образ в Покровском соборе, что также говорит о том, что архитектор не был ослеплён. Постник как бы дал понять татарам, что отныне они, крестившись, найдут что-то родное и в православии. Эта версия возникла в начале XX века у западных искусствоведов, считающих, что на Постника повлияла восточная архитектура.
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых культурных объектов, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. Тогда же в верхних церквах были прекращены службы. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем музея стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стёкла, зимой внутри церквей лежал снег. В 1920-е годы в соборе провели ремонтно-реставрационные работы, которыми руководили архитекторы Николай Курдюков и Александр Александрович Желябужский.
В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Государственного исторического музея Е. И. Силин. Музей открыли для посетителей 21 мая 1923 года, параллельно велось комплектование фондов.
В 1923—1949 годах в музее проводились масштабные исследования. Легенды приписывали храму сеть подземных ходов. В 1924 году реставратор и архитектор Дмитрий Сухов и спелеолог-историк Игнатий Стеллецкий под приделом Иоанна Милостивого обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма. Окна-бойницы комнаты были заложены кирпичом. «В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон — амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей», — писал Игнатий Стеллецкий. Это открытие навело его на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного предназначалась для ведения боя. Теория о ходах, ведущих от храма на территорию Кремля, подтвердилась в настоящее время, когда в случайно обнаруженный провал у фундамента пробрался барсук, предположительно из Тайницкого сада. Кроме того, проведённые работы позволили восстановить первоначальный вид галереи.
В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. В 1929 году в соборе окончательно запретили богослужения, сняли и переплавили колокола. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой Отечественной войны. После Великой Отечественной войны собор начали восстанавливать, 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся.
В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.
В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы, практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).
В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.
1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения.
Музей вновь начал собирать колокола, имеющаяся коллекция — одна из наиболее богатых действующих собраний в России. В звоне собора имеются колокола весом от 8 кг до 2,6 т. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547—1996 годах, отлитых в России и за рубежом.
С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой седмицы (Пасхи) священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.
В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.
В 2008 году собор вошёл в семёрку «чудес света» России. Как писал Д.С.Лихачев: «Храм Василия Блаженного — сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст.» (Д. С. Лихачёв «Культура русского народа X-XVII веков»).
Зодчие
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар я жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом...
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту...
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» - молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!»-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
(Д. Кедрин)
Алтарь - восточная главная часть храма, в которой находится место богослужения.
Амбразура – это 1. открытое отверстие в оборонительном сооружении и бронебашне для ведения огня из орудий, миномётов ипулемётов 2. щелевидный оконный проём в стене с расширением внутрь здания
Аналóй — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными (разножки). Аналой стоит посреди каждого православного храма перед иконостасом.
Бойница — отверстие для ружейной стрельбы, проделываемое в каменной или деревянной стене.
Восьмерик - восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.
Галере́я — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. В галерее обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада.
Полива - русское название состава для покрытия керамических изделий, образующего при обжиге стеклообразныйсплав; то же, что глазурь.
Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.
Четверик – в русской и украинской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью (восьмерик на четверике”).
Шатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрамизавершали храмы, колокольни, башни и крыльца.
Методические рекомендации по работе с макетом:
1.Знакомство с архитектурным объектом необходимо начинать с рассказа об истории создания храма, легенд, которыми окутана его история.
2. Изучение конструкции церкви начинается со знакомства с основными архитектурными деталями (восьмерик, четверик, купол, шатер, придел ит.д.).
3. Затем следует этап создания целостного образа архитектурного объекта. Его нужно начинать с основания храма, двигаясь постепенно к главному куполу. При этом необходимо комментировать восходящее движение рук, конкретизируя детали (форму «бочковидных» куполов, ярусность, красочность оформления ит.д.).
4. Для проверки сформированности образа архитектурного объекта можно попросить обучающихся составить рассказ о данном сооружении, познакомить с архитектурным памятником одноклассников и других участников мероприятия. Целесообразным будет изготовление элементов сооружения из пластилина и рельефное рисование изучаемого объекта.