Самостоятельная работа студентов по курсу «Психология детей с задержкой психического развития»




Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самостоятельной работы Методическое обеспечение Формы отчетности
Предмет, цели, задачи и структура курса «Психология детей с задержкой психического развития». 1.Современное состояние психологии детей с ЗПР. 2. Современные исследования ЗПР.   Обзор журналов по теме (конспекты статей). Анализ состояния изучения детей с ЗПР в литературе (аналитическая справка).   Журналы: «Дефектология», «Специальная психология», «Клиническая и специальная психология», «Психология», «Вопросы психологии», «Психологические исследования», «Психологическая наука и образование», «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Психотерапия», «Мир психологии», «Практическая психология и логопедия», «Психологическая диагностика», «Журнал практического психолога» и др. См. список литературы Аналитическая справка Конспекты
Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза. Ответьте на следующие вопросы: 1.Каковы направления исследований (изучение особенностей развития; комплексная диагностика; обучение и воспитание разных возрастных категорий - содержание, методики, технологии; специальная психологическая помощь; проблемы семьи и т.д.)? 2.Каков характер исследований(теоретические или экспериментальные)? 3.Какие вопросы по преимуществу рассматриваются? 4.Кто является авторами исследований (имена и ведущие организации)? 5.Сделайте выводы.     1.Обзор научных публикаций журнала «Дефектология» за период 2009 – 2012 г.г. 2.Составить электронную библиотеку современной литературы по ЗПР 3.Аналитическая справка о направлениях теоретических и экспериментальных исследований ЗПР. 4.Составить ответы на вопросы в письменной форме. 5.Сделать таблицу сравнительной характеристики различных вариантов психического инфантилизма: гармонического (простого), дисгармонического, органического, психогенного (опираясь на результаты исследований Мамайчук И.И.). Журнал «Дефектология» См. список литературы Конспекты Аналитическая справка Электронная библиотека Письменные ответы на вопросы Таблица  
Систематика ЗПР Сравнительная характеристика классификаций ЗПР. Наследие Л.С. Выготского   1. Сделать таблицу сравнительной характеристики классификаций ЗПР по М.С. Певзнер и К.С. Лебединской. 2. Изучить работы Л.С. Выготского, составив тезисный конспект ответов на вопросы семинара См. список литературы Таблица Конспект
Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. 1.Характеристика детей с ЗПР конституционального генеза. 2.Характеристика детей с ЗПР церебрально-органического генеза 3.Характеристика детей с ЗПР соматогенного генеза 4.Характеристика детей с ЗПР психогенного генеза   1.Составить сравнительную таблицу по психическому и социальному развитию детей с ЗПР различного генеза. 2. Сделать мультимедийные презентации по каждому вопросу См. список литературы Таблица Четыре мультимедийные презентации
Минимальная мозговая дисфункция 1.Особенности психических функций у детей с ММД 2.Методики диагностики 3.Методики коррекции   1.Конспект-характеристика психических функций детей с ММД. 2.Описание методик диагностики. 3.Описание методик коррекции. См. список литературы Конспект Папка с методиками диагностики Папка с методиками коррекции
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). 1.Характеристика психических функций у детей с СДВГ 2.Методики диагностики 3.Методики коррекции   1.Характеристика психических функций детей с СДВГ(презентация). 2.Описание методик диагностики. 3.Описание методик коррекции См. список литературы Конспект-презентация Папка с методиками диагностики Папка с методиками коррекции
Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний. 1.Дифференциальные диагностические характеристики ЗПР, нарушения интеллекта, пед. запущенности, нормы развития. 2.Принципы дифференциальной диагностики. 3.Методы диф. Диагностики.   1.Составить сравнительную таблицу дифференциальной диагностической характеристики ЗПР, нарушения интеллекта, пед. запущенности, нормы развития. 2.Перечислить принципы дифференциальной диагностики. 3.Назвать методы дифференциальной диагностики См. список литературы Таблица Перечень принципов Список методов дифференциальной диагностики
Методики диагностики детей с ЗПР. 1. Методики диагностика памяти детей с ЗПР. 2. Методики диагностика внимания детей с ЗПР. 3. Методики диагностика мышления детей с ЗПР. 4. Методики диагностика речевого развития детей с ЗПР. 5. Методики диагностика эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. 6. Методики диагностика личностного развития детей с ЗПР. 7.Методики диагностика коммуникативных способностей детей с ЗПР.     1. Составить папку с методиками диагностики памяти, внимания, мышления, речевого развития, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, коммуникативных способностей детей с ЗПР. См. список литературы Папка с методиками диагностики по каждому психическому процессу
Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР. 1.Понятие «сопровождения». 2.Концепции сопровождения. 3.Способы и принципы сопровождения   1.Раскрыть определение «Сопровождение». 2.Описать имеющиеся концепции сопровождения детей с ЗПР. 3.Составить список способов и принципов сопровождения См. список литературы Определение понятия Описание концепций сопровождения Список способов и принципов сопровождения
Психологическая готовность к школьному обучению детей с ЗПР. 1.Понятие готовности к школе. 2.Критерии готовности. 3. Методики диагностики готовности к школе. 4.Методики подготовки детей к школе   1.Дать определение понятию «школьная готовность». 2.Описать критерии готовности. 3.Созать папку с методиками диагностики. 4. Сделать папку с психологическими методиками подготовки детей к школе. См. список литературы Определение понятия Список критериев школьной готовности Папка с методиками диагностики готовности к школе Папка с методиками подготовки к школе
Особенности психического и социального развития детей с ЗПР школьного возраста. 1.Психическое развитие детей с ЗПР школьного возраста. 2.Социальное развитие детей с ЗПР школьного возраста   1.Составить характеристику (в виде презентации) развития психических процессов детей с ЗПР школьного возраста. 2.Описать особенности социального развития детей школьного возраста с ЗПР(в виде презентации). См. список литературы Презентации: 1.Характеристика развития психических процессов детей с ЗПР. 2.Особенности социального развития детей школьного возраста с ЗПР
Психологическое сопровождение семьи ребенка с ЗПР 1.Понятие «Сопровождение семьи». 2.Методы работы с родителями. 3. Методы работы с детьми. 4.Методы работы с семьей.   1.Раскрыть понятие «Сопровождение семьи». 2.Составить папку методов диагностики и психологической работы с родителями. 3. Составить папку методов диагностики и психологической работы с детьми. 4. Составить папку методов диагностики и психологической работы с семьей. См. список литературы Определение понятия Папка «методы работы с родителями» Папка «методы работы с детьми» Папка «методы работы с семьей»

 

Вопросы к экзамену по курсу

«Психология детей с задержкой психического развития»

1. Определение, особенности ЗПР.

2. Структура дефекта при ЗПР.

3. Систематика ЗПР по Певзнер М.С.

4. Классификация ЗПР по Лебединской К.С.

5. Причины и механизмы задержки психического развития.

6. Функциональная норма и ее значение для работы психолога.

7. Общие закономерности аномального развития.

8. Факторы и виды дизонтогенеза.

9. Задержка психического развития, как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия.

10. Характеристика модели организации диагностической работы с детьми с ЗПР У.В. Ульенковой – О.В. Лебедевой

11. Модель нейропсихологической диагностики ЗПР по Мамайчук И.И.

12. Педагогическая запущенность. Отграничение от ЗПР.

13. Характеристика познавательной активности при ЗПР.

14. Особенности формирования готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

15. Концепции психологического сопровождения детей с задержкой психического развития.

16. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста.

17. Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов.

18. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с задержкой психического развития.

19. Кодификация ЗПР в международной классификации болезней 9 и 10 пересмотров.

20. Дефект и компенсация при ЗПР. Условия превращения «минус – дефекта в плюс компенсацию».

21. Понятия «первичного», «вторичного» дефектов развития при ЗПР.

22. Социально-психологическая адаптация детей с ЗПР.

23. Особенности психических процессов при ЗПР психогенного происхождения.

24. Особенности детей с ЗПР соматогенного генеза.

25. Особенности детей с ЗПР конституционального происхождения.

26. Особенности детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

27. Клинико-психологическая характеристика ЗПР.

28. Охарактеризовать личностную сферу детей с ЗПР.

29. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

30. Особенности деятельности детей с ЗПР. Способность к волевой регуляции детей с ЗПР.

31. Описать особенности памяти дошкольников с ЗПР.

32. Наиболее типичные нарушения внимания при ЗПР. Подходы к коррекции.

33. Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с ЗПР.

34. Описать особенности мышления дошкольников с ЗПР.

35. Описать особенности восприятия дошкольников с ЗПР.

36. Охарактеризовать особенности поведения и межличностных отношений дошкольников с ЗПР.

37. Охарактеризовать особенности моторики дошкольников с ЗПР.

38. Типичные нарушения в двигательной сфере при ЗПР церебрально – органического генеза.

39. Характеристика речевого развития детей с ЗПР.

40. Сравнение психического развития детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью.

41. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза. История развития. Статистика. Терминология.

42. Ранняя диагностика и коррекция нарушений у детей с ЗПР.

43. Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний.

44. Психологическая характеристика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

45. Характеристика типовой программы развития и коррекционного обучения дошкольников с ЗПР.

46. Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР.

47. Особенности психологической коррекции в работе с детьми с ЗПР.

48. Роль психолого – медико – педагогического консилиума в коррекционно - реабилитационной работе с детьми с ЗПР

49. Возможности компьютерных технологий в специальном образовании детей с ЗПР.

50. Программа психолого – педагогического изучения детей с ЗПР (Забрамная С.Д.).

 

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ:

Аномалия

Астения

Асинхрония развития

Анамнез

Абберация

Ассимилирование

Гетерохронность

Депривация

Дефект

Девиантное поведение

Делинквентное поведение

Дезадаптация

Дефект

Деятельность

Дизонтогенез

Задержка психического развития

Инфантилизм

Интеграция

Конституциональный генез

Компенсация

Коррекция

Лабильность

Минимальная мозговая дисфункция

Обучаемость

Психогенный генез

Психоорганический синдром

Полиморфный

Психодиагностика

Психологическая коррекция

Психологическая консультация

Психологическая реабилитация

Психический инфантилизм

Пикторгамма

Развитие

Реабилитация

Резидуальность

Системогенез

Соматогенный

Социальная адаптация

Социальная реабилитация

Социализация

Соматогенный генез

Специальная психология

СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Церебрально-органический генез

Церебростенический синдром

Школьная адаптация

Школьная дезадаптация

Этиология

Этиопатогенетическая классификация



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: