Когда грешник не может быть спасен?




Нужно повторить, что проповедью Евангелия Бог предлагает благодатное помилование всем людям и обещает дать жизнь вечную, всякому кающемуся грешнику, вне какой бы то ни было зависимости от "предопределения" В этом заключается назначение проповеди Евангелия, посланного к "злым и добрым", к "неблагодарным и злым"...

Но есть случаи, когда грешник не может быть спасен. Когда же это?

Во-первых, - когда грешник добровольно и сознательно отвергает помилование Божие и отказывается от него.

Лучшей, в данном случае, иллюстрацией может служить нам следующий исторический случай: В 1829 году, некто Джордж Вилсон был присужден к смертной казни чрез повешение. Президент Америки, Андрю Джаксон, амнистировал преступника, но тот, к изумлению всего мира, решительно отказался от помилования. В судопроизводстве страны никогда раньше не было подобного случая и тюремное начальство оказалось в затруднении, не зная как поступить со смертником.

Но неясность создавшегося положения вскоре рассеялась. Генеральный судья, Джон Маршал обнародовал такое решение: "Амнистия президента - документ, ценность которого зависит от принятия ее заинтересованным лицом. Обычно предполагается, что смертник не откажется от помилования, но если он действительно отказывается, то приговор суда остается в силе. В данном случае, Джорж Вилсон должен быть повешен". И помилованный смертник был повешен, но повешен уже не по решению суда, а по собственному своему выбору, не потому что он не мог остаться в живых, а потому что он сам лично не захотел, предпочел свою волю, воле президента.

Множество грешников, в духовном отношении, подражают Вилсону. Вот в чем главная причина незначительных результатов всемирной проповеди Евангелия. Ап. Павел восторгается неутомимостью апостолов, которую они проявили, провозглашая Божий манифест помилования, говоря: "по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их"... Все слышали благовествование, но тут же с грустью добавляет: "Но не все послушались благовествования"... (Римл. 10 гл.). Апостолы "получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы"... (Римл. 1.5). Но не все "покорились"...

Евангелие - документ, ценность которого зависит от принятия его заинтересованным лицом! Если Божье помилование вас не интересует, "гнев Божий пребывает на вас", и приговор Верховного Суда будет приведен в исполнение.

Христос сказал: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу"... (Лук. 4 гл.). Но людей нищих, пленных, слепых и измученных, людей с сокрушенным сердцем, - не оказалось. "Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному"... (Рил. 10 гл.). Но руки простертые, готовые заключить грешника в объятия, повисли в воздухе.

В чем же должна выразиться наша покорность Евангелию?

Она должна выразиться в безусловном и чистосердечном принятии Божьего помилования, о котором Евангелие возвещает. Она должна выразиться в нашей личной глубокой вере и в полном подчинении собственной воли, воле Божией. Подчинение или покорность ноли, и вера - неразрывны. Покорность - плод веры. Там, где нет веры, не будет и покорности, и наоборот: там, где вера, там будет и покорность.

Бог дал человеку полное право: верить или не верить и Он не лишает человека этого священного права. Смертник имеет право отклонить помилование; больной гангреной - не согласиться на операцию; отравленный ядом - отказаться и не принять противоядия; погибший грешник - пренебречь Христовым спасением. Грешник может жить и может лишить себя жизни; может покаяться и наследовать Царство Божие, и может ожесточиться и навеки погибнуть, - быть брошенным в "озеро огненное". И все это - по своей собственной вине и по своему личному выбору.

Итак, грешник не может быть помилован, если он сознательно отказывается от помилования, - это во-первых.

Во-вторых, - грешник не может быть помилован, когда он продолжает, сознательно грешить "грехом к смерти".

Слово Божие учит нас, что нет такого жуткого грешника, которому Бог отказал бы в прощении, и нет такого греха, которого Бог не простил бы, за исключением одного: - греха непростительного, греха против Духа Святого. Вот что сказал об этом грехе Сам Христос: "Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления какими бы не хулили, но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению" (Мк. 3:28-29).

Что такое хула на Духа Святого и в чем она заключается? Слово "хулить", в обыденном его употреблении, означает: ругать, произносить оскорбительные слова, поносить, бранить, порочить... "Богохульствовать" же, значит: - произносить хулу на Бога. В данном же случае говорится о хуле на Духа Святого, как о грехе, который выражается не только в скверных словах и фразах, произнесенных по адресу Духа Святого, но что хула гнездится в характере самого хулителя и во всех его отношениях к Духу Святому. Остановимся здесь на двух случаях, когда ("хула на Духа") может обнаружить себя.

В первом случае, "грех к смерти" может выразиться в отрицательном отношении грешника к обличениям и привлечениям Духа Святого. Служение Духа Святого направлено к тому, чтобы обличить грешника в его крайней греховности, указать на страшную его ответственность пред Богом, открыть нужду в Спасителе, предупредить его о неизбежности Суда и вечного наказания и расположить его сердце к покаянию и возрожденной жизни. Если грешник сознательно противится этим действиям Святого Духа и стремится к тому, чтобы изгнать из души своей всякую мысль о духовных вещах, заглушить голос просыпающейся совести всякого рода развлечениями и удовольствиями, - он становится на скользкий путь пренебрежения и неразумия, ведущих в погибель. "Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?" - спрашивает такого человека Слово Божие.

Следует добавить, что этим именно пренебрежением, гордостью и непримиримостью, "грех к смерти" начинается. Это, можно сказать, - первая ступень к окаменелости и бесчувственности сердца, к ожесточению и к открытой вражде с Богом.

И чем все это заканчивается?

- Слово Божие отвечает: "Человек, который будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится и не будет ему исцеления"... (Пр. С. 29:1).

Примером такого ожесточения и упорства является ФАРАОН.

Господь решил избавить народ Израильский от рабства, вывести его из Египта. Бог послал Моисея и Аарона к фараону, и те передали ему волю и повеление Божие: "отпустить народ". На это фараон ответил: "Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу!" (Исх. 5:2).

Встретив такое упрямство и непреклонность воли фараона, Бог должен был бы тут же, во мгновенье ока, уничтожить фараона; но Бог проявляет к нему Свое долготерпение. Десятью казнями Бог желает смирить гордое сердце фараона, но фараон отказывается от всякого вразумления и упрямо идет навстречу гневу Божию.

Все окружение фараона видело, что они имеют дело не с Моисеем и Аароном, но с Богом. При одной из казней, волхвы фараона сказали ему: "Это перст Божий" (Исх. 8:19). Министры фараона советовали ему: "отпусти народ"... (Исх. 10:7). Сам фараон имел проблески Божьего света, когда "призвав Моисея и Аарона сказал им: на этот раз я согрешил: Господь праведен, а я и народ виновны" (Исх. 9:27). Но, увидев, что казнь прекратилась, "продолжал грешить и отягчать (ожесточать) сердце свое" (Исх. 9:34).

"И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараона, не хочет отпустить народ"... (Исх. 5:2). В результате фараон был наказан. В своем упорстве, фараон добивался торжества своей воли, но Бог не мог отменить Своего решения и, подчинившись воле фараона, оставить потомков Авраама в рабстве и угнетении египтян, дольше положенного Им срока. Бог сказал Аврааму: "Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом... В четвертом роде возвратятся они сюда (в землю обетованную)" (Быт. 15:13-16). Это обетование Божие должно было исполниться и оно исполнилось. Ибо так говорит Господь: "Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно (во время) скоро (без промедления) исполнилось" (Иер. 1:12).

Во втором случае, "грех к смерти" может выразиться в приписывании действий Духа Святого сатане. Так, например, делали книжники, объясняя людям: какою силою Христос творит чудеса и изгоняет бесов. Они говорили, что "Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя".... Христос творил чудеса силою Духа Святого и сопричисление Его чудес к делам сатаны, Христос назвал "хулой на Духа Святого". "Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух"... (Мк. 3:22-30).

Слово Божие запрещает приписывать сатане какое бы то ни было "добро", как если бы оно исходило от сатаны. Ап. Иаков говорит: "Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные: всякое даяние доброе и всякий дар совершенный исходит свыше, от Отца светов, у которого нет изменения и тени перемены"... (1гл. 16-17).

Слово Божие также запрещает приписывать Богу все, что не соответствует Его Божественной сущности и атрибутам. Этот же апостол пишет: "В искушении никто не говори "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (1гл. 13).

Мы должны раз и навсегда признать, помнить и не забывать, что Бог по своей абсолютно совершенной природе не способен совершить нечто такое, что могло бы лечь пятном на Его характер; или допустить какое-либо действие, которое можно было бы поставить Ему в вину. Бог не виновен в существовании зла на земле, как не виновен Он и в смерти того или иного грешника. Мировое зло - явление только временное: "Близок всему конец" (1 Петр. 4:7), а о грешниках Бог тоже позаботился: "Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь"... (Пс. 24).

С печалью надо отметить, что грех "приписывания Богу" ответственности за поступки и характер грешника, приведшие его к собственной своей гибели, явно фигурирует в убеждениях "предопределенцев".

Они кощунственна утверждают, что Иуда хотя и находился среди апостолов, но фактически был предопределен предать Христа. Фараон был специально создан Богом, чтобы Бог имел случай погубить фараона и тем показать Свое могущество и славу.

Читая объяснения этих случаев кощунниками, можно и в самом деле подумать, что справедливость измеряется силой и что "прав тот, кто сильнее"...

Конечно, суверенитет Бога безграничен и это дает Ему абсолютное право делать все, что Он желает и поступать так, как Он находит нужным, но Бог так поступает, что после всех Его деяний можно сказать: "все хорошо делает" (Мк. 7:37). "Все, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавлять"... (Екк. 3:14). "Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих"... (Пс. 144:17).

Но можно ли сказать это о Боге, если Он, согласно учению о "предопределении", нарочно "ожесточал сердце фараона", подстрекая и подталкивая фараона ко греху, чтобы иметь потом право покарать его за содеянный грех?

Какая нелепость! Можно ли измыслить еще более низкий мотив поступка и приписать этот мотив действиям Божиим? Какое кощунство!

Греческое слово "склеруно" (ожесточать) имеет общий корень со словом "склерозис", которым часто пользуются в медицине: "склероз сердца", "склероз артерий, вен, мозга" и т. п. Слово "склероз" означает отвердение того или иного органа тела. Отсюда, духовно "ожесточиться", значит стать духовно окостенелым, упругим, утратившим гибкость, - быть неумолимым, непреклонным. Это то состояние сердца, о котором "так говорит Дух Святой: ныне, когда услышите глас Его не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".. (Евр. З:7-11).

В рассматриваемом нами случае с фараоном, мы встречаем пять случаев, где сказано: "И ожесточился фараон" и пять раз, где говорится: "Бог ожесточил фараона". Надо ли на этом основании создавать догмат о "предопределении" и учить, что Сам Бог содействовал падению фараона, потому что он был уже заранее обречен на гибель?

Нисколько!

Ученые богословы говорят, что в древне-еврейском языке существует три разных слова для глагола "ожесточать", но нам нет надобности вдаваться даже в такие тонкости. Нам известны случаи, когда одно наше появление, способно вызывать или чувство восторга или чувство зависти, ненависти, злобы и т. п. Когда Христос появился в Капернаумской синагоге и учил, "все дивились учению Его"... Он не пришел туда кого-то ожесточать, но, как ни странно, в синагоге оказался человек, который вскричал: "Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Мк. 1:21-24). Не так ли и с фараоновским ожесточением? Одно появление Божьих вестников, Моисея и Аарона, уже могло ожесточать фараона прежде, чем они передали ему волю Божию. "Вот Он снова посылает их, мог сказать или только подумать фараон. Поначалу, фараон, как видно, думал что Моисей всему этому зачинщик, ссылающийся на своего Бога, но позже он ожесточался уже против Бога, или был ожесточаем Богом.

Возьмем еще один пример. Случай, который произошел во время моего духовного служения в Риме. Посещая русских в одном из госпиталей Рима, я встретился с одним русским генералом. Первая наша беседа носила характер знакомства: распросы, переживания, воспоминания, надежды и пр. Вторая беседа более серьезного, духовного направления прошла тоже не плохо. Но, прощаясь, генерал очень благодарил меня, что я не забываю его и закончил приблизительно такими словами: "Вы замечательный собеседник и с вами приятно поговорить... Приходите как можно чаще, но при одном условии: не приносите с собою Библии и дайте слово, что мы в нашей беседе не будем ни одним словом касаться религиозных вопросов. Ведь есть такая масса других более занимательных, полезных прекрасных тем...". Я не дал генералу такого слова, но пообещал бывать у него. Случай представился и я вновь появился на пороге палаты. Генерал первый увидел меня и прежде чем я приблизился к его кровати, он отвернулся к стенке и не глядя мне в глаза решительно отказался от дальнейших бесед на религиозные темы. Генерал ожесточился. Всякий раз, когда я приходил к другим в его палате, генерал демонстративно поворачивался к стенке. Но можно ли взвалить вину на меня и сказать: я задался целью ожесточать генерала? Апостол Павел своей проповедью ожесточил "неверовавших иудеев", (Д. Ап. 19:9), но разве в этом была его цель или задача? Божьи требования, посланные чрез Моисея, ожесточали фараона. Но разве Божьи требования фараону были предъявлены Богом, как провокация или подстрекательство? По учению "предопределенцев" в этом явном подстрекательстве не может быть сомнения, хотя все это, добавляют они - "окутано тайной Божией".

Бог был милостив к фараону так же, как Бог вообще милостив ко всем людям, но когда фараон отверг волю Божию и пошел против Бога, Бог прекратил действие Своей милости к нему и предоставил его собственному произволу. В случае с фараоном, Бог поступил так же, как Он поступил с язычниками, о которых мы читаем в первой главе послания к Римлянам: "Но как они осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, то и предал их Бог... нечистоте их... И как они не заботились иметь Бога в разуме, то и предал их Бог превратному уму"...

Слово "предал" - означает, в данном случае, допустил, дал волю, не препятствовал уже идти им по влечению своей злой воли, ведущей к гневу Божию, суду и наказанию.

Господь произвел суд Свой над фараоном? И мы должны сказать: - "Ей Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои!" (Ап. 16:7; 19:2). Господь показал силу и славу Свою при Чермном море, "показав пример будущим нечестивцам"?.. (2 Петр. 2:6). И мы должны воскликнуть: - "Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной (Пс. 32:8).

Среди целого ряда превратных толкований, приписывающих Богу то, что не соответствует Его Божественным атрибутам, приведем здесь еще одно толкование "предопределенцев" - ОБ ИСАВЕ И ИАКОВЕ.

Слово Божие говорит: "Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей (матери): "Больший будет в порабощении у меньшего", как и написано: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел..." (Римл 9:11-13).

По убеждениям "предопределенцев". Бог создал человека и волен делать с ним что хочет. Бог, подобно восточному деспоту, одного ожесточает, другого милует, одного обрекает на вечную гибель, а другого на вечное блаженство, одного любит без причины, другого без причины ненавидит.

Но если бы Бог и, в действительности, был способен на что-либо подобное, то что мы, люди, должны были бы думать о таком "боге"? Кто, из всех мыслящих существ, способен был бы полагаться на такого "бога" и доверять свою судьбу такому тираническому, неуравновешенному и безответственному существу?

Сперджен пишет: "Думаете ли вы, что Бог создал человека для того только, чтобы без всякой причины, суда и следствия навеки погубить его в геенне? Если вы так верите, тогда мне жалко вас, потому что вы такого низкого мнения о Боге, Которого Писание называет: "Отцом милосердия и Богом всякого утешения". (2 Кор. 1:3-5).

Уже одно то, что Бог, как написано: "с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, (язычников), дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, (т. е.) над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников" (Римл. 9:22-30), уже это одно раз и навсегда исключает мысль о том, что Бог способен "предопределять" и подготовлять людей к погибели. Бог может способствовать только спасению погибающего, но, ни в коем случае, не отталкивать тонущего от берега", - пишет Сперджен.

Воистину, Бог, открывший Себя Существом святым и праведным, не может быть ответствен за человеческий грех, нечистоту и беззаконие. Бог находит наслаждение в делании только справедливых и святых вещей. Как написано: "Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы" (1 Иоанн. 1-5). Приписывать Богу какую-то тьму, значит - грешить "грехом к смерти"...

В словах Писания: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел", "предолределенцы" усматривают явное подтверждение того, что Бог одних людей возлюбил и избрал к спасению "прежде создания мира", а других возненавидел и обрек на вечное осуждение.

Но, вникая глубже в этот стих Писания, мы видим, что здесь, вообще, ничего не сказано о каком-то предопределении к спасению и гибели. Больше того, здесь не сказано даже о каком-то личном избрании Иакова и отвержении Исава. Речь идет об исторической роли двух братьев, как родоначальников народа Израильского и народа Идумейского, породившего арабские племена, ставшие язычниками.

Дальше, слова: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел", относятся не к их спасению или гибели, а и их земным преимуществам и привилегиям. Бог дает одному больше, чем другому; но, как благословения великие, так и благословения малые, исходят от Него. Не подлежит сомнению, что у Исаака больше земных благ и земных прав, чем у Измаила, а у Иакова больше, чем у Исава. Апостол ставит вопрос: "Итак, какое преимущество быть Иудеем?" и тут же отвечает на него: "Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им (потомкам Авраама, Исаака, Иакова) вверено Слово Божие"... (Римл. 3:1-2). Это им, Израильтянам "принадлежат усыновление и слава и заветы и законоположение, и богослуженние и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, Сущий над всеми Бог"... (Римл. 9:4-5). Вот в чем заключалась разница их национального избрания. Что же касается их личного спасения, то как Исав, так и Иаков имели равное право принять спасение или отвергнуть.

В заключение, скажем, что слова Божии: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел", сказаны здесь, как сравнение, связанное со многими привилегиями Иакова и ограниченными правами Исава. Хотя, Исав мало чем отличался, в материальном отношении, от Исава. Оба брата были крупными собственниками: "Ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их". Поэтому, "Исав пошел в другую землю"... (Быт. 36 глава).

Заблуждение "предопределенцев" в данном случае выражается в том что они принимают слова "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" не, как сравнение, а как самодовлеющую, безотносительную, ни чем не обусловленную истину. Богу не знаком такой упрощенный, земной подход к таким глубоким и сложным проблемам, чувствам и отношениям.

Второе, что они упускают из виду это то, что в восточном языке и литературе, включая Новый и Ветхий заветы, встречается иногда гиперболизм, - сравнения, выходящие из пределов вероятного и возможного. Так, например, говоря о трудностях, с которыми приходится встречаться богачу на пути в Царство Божие, Господь сравнивает богача с верблюдом и отверстием игольного уха. Или, говоря о том, что Он должен занимать в сердце верующего человека первое место, Христос сказал: "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лук. 14 гл.) Если принять это сравнение не как гиперболу, допущенную в данном случае для большей силы впечатления, а как самодовлеющую истину, тогда надо сказать, что Христос проповедует ненависть в самой предельной ее форме. Но придти к такому заключению может только тот, кто потерял способность здраво мыслить. Все вышесказанное нужно отнести и к словам: "возлюбил" и "возненавидел". Ибо, в действительности все сводится к тому, что Бог благословил несравненно больше Израильтян, чем Идумеян, избрав Иакова быть отцом двенадцати колен Израиля, предком Христа по плоти.

Но, факт остается фактом, признаем ли мы его или отрицаем: Исав потерял свое первородство не потому, что Бог предопределил его к этому, а по собственному своему выбору. Не Бог, а сам Исав лишил себя этого права.

Но скажут некоторые: "Да, Исав согрешил, променяв первородство на чечевичную похлебку, но ведь он же и раскаялся, почему же Бог не простил и не восстановил Исава в своих правах?".

На этот вопрос лучше всего отвечает ап. Павел, говоря: "Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами..." (Евр. 12:16-17). Вы говорите: "Исав раскаялся"?

Обратите внимание на главную особенность этого покаяния. Исав каялся и даже "со слезами", но, к сожалению, каялся пред отцом, а не пред Богом. Покаяние Исава пред отцом можно сравнить с покаянием Иуды пред первосвященниками: "Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную..." (Мф. 27: 3-4).

Исав, плакавший пред отцом, не плакал пред Богом. Вполне возможно, что Исав не прочь был бы возвратить Иакову не один, а два горшка чечевичной похлебки, но в очах отца первородство не измерялось количеством чечевицы или другой "снеди".

Об искренности покаяния Исава легко судить по его отношению к брату: после пролитых слез покаяния, отверженный отцом Исав, ушел от постели умиравшего отца с таким же состоянием сердца, с каким пришел: "И сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем; и я убью Иакова брата моего" (Быт. 27 глава).

"Покаяние только тогда действительно, когда кающийся воздерживается от того, в чем каялся" - сказал Л. Н. Толстой.

Ревнители "теории предопределения", отрицающие свободную волю и приписывающие Богу разные невероятные вещи, ссылаются на ИУДУ ИСКАРИОТА, как на неоспоримое доказательство того, что Бог избирает людей: одного для почетного употребления, а другого - для низкого. Они учат, что Бог "предопределил Иуду для роли предателя" и этот несчастный не мог избежать своей жуткой участи. "Разве Христос не знал с кем Он имеет дело и кого Он избирает апостолом? Разве сам предатель не чувствовал, что ему не место, среди двенадцати и что он не подходит для апостольского служения?" - спрашивают "предопределенцы".

Здесь, как и в других аналогичных случаях, отрицатели свободной воли смешивают одно понятие с другим: предведение Божие - со своим предрешенчеством. Христос, будучи Богом, конечно знал Иуду, знал все, что произойдет от начала и до конца, но разве знание фактов уничтожает факты? Мы уже говорили о том, что для Бога пребывающего вне времени, все является фактом уже совершившимся и что Его знание не меняет этих фактов. Я могу знать все о давнопрошедшем, но разве мое знание влияет на ход истории?

Мы понимаем, что Иуда стал предателем, но было бы ошибочно утверждать, что Иуда был таким от рождения. Напротив, в день избрания Иуды апостолом, он мало чем отличался от одиннадцати других избранников.

Возможно, что при избрании его склонность к сребролюбию была ему знакома, но оно не превратилось в порок и не захватило его окончательно. Тайный грех не сразу ведь делается явным, а долго и тщательно скрывается. Бацилла греха, как бацилла тифозная или оспенная имеет свой "инкубационный период". Поначалу признаки болезни отсутствуют, но приходит день и сыпняк обнаруживается или гнойные струпья омерзительной оспы заклеивают лицо несчастной жертвы.

Мысль о том, что в деле избрания Иуды на такое высокое служение произошло какое-то недомыслие или ошибка, не имеет никакого основания в Слове Божием. Избирая Иуду апостолом, Христос знал его прошлое, настоящее и будущее. В этом не может быть и тени сомнения.

Но при всем том, Христос не только избрал Иуду, но наравне с другими апостолами "дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую немощь в людях..." (Мф. 10 глава).

Почему Христос так поступил?

Едва ли можно сомневаться в том, что Христос избрал "двенадцать" вовсе не потому, что все они достигли вершин христианского характера и обладали всеми высокими добродетелями, но потому что каждый из апостолов мог, при желании и при содействии Духа Святого, достигать этих вершин.

Иуда располагал теми же возможностями, способностями и свободой принадлежать всецело Богу и самоотверженно служить Ему, какими обладали и остальные одиннадцать апостолов.

Этот факт лишний раз подтверждает ту очевидную истину, что воля каждого человека, даже при таком очевидном "Божьем избрании", остается свободной и независимой.

Ко всему этому нужно добавить еще и то, что чрезвычайная испорченность и крайняя порочность человеческой натуры была присуща не одному только Иуде, но и всем апостолам, без исключения. На этом основании мы вправе утверждать, что Иуда стал предателем не потому что его плотская природа была несравненно греховнее природы всех других Божьих избранников. Совершенно нелепа и та мысль, будто бы один только Иуда был способен на такое мерзкое преступление и совершил его только потому, что он был "предопределен" Богом к этой гнусной роли.

Пусть не согласятся с нами "предопределенцы", но мы должны сказать следующее: в роли Иуды, как это ни странно, мог свободно оказаться любой из апостолов, любой из смертных, любой из нас. В вопросе нашей порочности, Слово Божие не делает исключения: - "Все согрешили... все лишены славы Божией... все до одного негодны..." (Римл. 3гл.). Как трудно понять и согласиться с этой простой истиной "современным, фарисеям", которые продолжают по-прежнему молиться: "Благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешник, как прочие люди"...

Но совершенно иначе подошли к этому скорбному вопросу апостолы. Узнав о том, что один из них предаст Учителя, "они весьма опечалились и начали говорить Иисусу: не я ли Господи?" (Мф. 26 гл.).

Три года Христос проявлял к Иуде такую же чистосердечную любовь, какую Он проявлял ко всем апостолам, ко всем людям; три года Христос ожидал от Иуды покаяния и отдачи Ему всего своего сердца и три года, день за днем, Иуда шел своим путем, добиваясь не Божьих, а своих земных целей. За несколько дней до предательства, когда Мария, "взявши фунт нардового чистого драгоценного миро, помазала ноги Иисуса", Иуда сказал с возмущением: "Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил что туда опускали", - поясняет Писание (Иоанн. 12 гл.).

Грех сребролюбия, жадность к наживе, подобно болезни, прогрессировали в сердце Иуды. Враги Христа, первосвященники и старейшины, искавшие "погубить Его", не надеялись и даже не пытались найти предателя в тесной среде апостолов. Но, к их изумлению, Иуда сам лично явился к ним и предложил свои услуги. "Они обрадовались и согласились дать ему денег... тридцать сребреников... и он обещал..." Мф. 26 гл.).

Вопрос предательства был в принципе решен. Но для предательского поцелуя и получения денег Иуда не был еще готов. Так долго работавший в сердце Иуды, сатана, не овладел еще полностью его сердцем...

Только на Тайной вечери, "когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан". Христос омыл ноги Иуды. Иуда принимал участие в Вечери... И только под конец Вечери, когда Иуда принял кусок из рук Христа, мы читаем: "после сего куска вошел в него сатана... он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.." (Иоанн. 13 гл.).

На протяжении всей истории Христианства, люди мира сего пытались выставить Иуду то "мучеником", то "жертвой недоразумения". Некоторые из них приписывали предателю Иуде "благородные мотивы", "политические соображения", "любовную интригу", разочарование, месть и т. п.

Среди множества книг, посвященных предательству есть и такие, которые ставят Иуду гениальнее Христа. Они говорят, что своим предательством Иуда способствовал "обоготворению" Христа и торжеству Христианства. Но из всех известных и неизвестных нам наветов сатаны, самым безбожным является обвинение Бога в "гибели ни в чем не повинного человека", исходящее от приверженцев "предопределения". Они говорят: "Бог предопределил Иуду к выполнению роли предателя, а после наказал его за это. Он погиб потому что был "прежде создания мира" предопределен к погибели". Воистину, в подобной мысли есть нечто дьявольское!

Слово Божие учит, что своим предательством и гибелью Иуда обязан только самому себе. Вместо того, чтобы стать "по благодати" "чадом Божиим", он стал "сыном погибели". Иуда погиб не потому, что Христос отказался от Иуды, а потому, что Иуда отказался от Христа. Сатана "вложил в сердце Иуды" предательство не насильно, а по их взаимному, добровольному соглашению.

Не то же ли самое случилось с АНАНИЕЙ и САПФИРОЙ? (Д. Ап. 5).

Эти, муж и жена, продали свое имение с тем, чтобы по примеру других членов церкви принести цену проданного к ногам апостолов, на дело Божие; но позже раздумали и решили утаить некоторую сумму денег и выдать оставшуюся часть за полную стоимость проданного имения.

"Но Петр сказал: Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? ты солгал не человекам, а Богу".

Обратите внимание на то, что ап. Петр не только вскрывает ложь Анании и его соглашение с сатаной, но спрашивает Ананию: "для чего?" - "для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?"

"Для чего ты допустил сатане?" Не в твоей ли воле и власти было не делать этого, не допустить?

Ап. Петр не спрашивает сатану: почему ты, сатана, вложил в сердце Анании твою мысль "солгать"? Петр заранее знает, что сатана вправе ему ответить: "я вложил мысль в сердце Анании, потому что он позволил мне, "допустил" меня.

Кстати сказать: вопреки учению "предопределенцев", отрицающих свободную волю в человеке, сатана признает за человеком право свободного выбора и не врывается в душу без его ведома и соглашения.

Диавол назван в Писании "искусителем", а не "победителем", "обольстителем", a не "рабовладельцем". Он "ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить", но этот лев "на короткой цепи" и не может достичь нас если мы сами к нему не приблизимся и не окажемся в сфере его достижения. Слово Божие повелевает нам: "противостойте ему твердою верою.... противостаньте диаволу, и убежит от вас!" (1 Петр. 5:8; Иак. 4:7).

Мы рассмотрели несколько видов и случаев "греха к смерти", греха, называемого в Писании: "хула на Духа Святого". Приведенными случаями мы не исчерпали всех видов этого греха, но взяли только то, что относится к разбираемому нами предмету: - "Когда грешник не может быть спасен?"

Слово Божие рассматривает вышеупомянутые случаи греха против Духа Святого, как весьма скромное исключение из общего правила, которое выражено следующими словами: "Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: "всякий, верующий не постыдится" Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне спасется!" (Римл. 10:9-13).

Разобрав все вопросы, изложенные в 9 - 11 главах послания к Римлянам, апостол Павел суммирует свои рассуждения таким восклицанием: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был возвратить? Ибо вое из Него и к Нему. Ему слава во веки! Аминь". (Римл. 11:32-36).

Апостол восторгается характером и действиями Бога. И, при всем своем знании, и полученных особых откровениях свыше, при всем его духовном проникновении в тайны Божии и многолетнем христианском опыте и служении, апостол Павел преклоняется пред Божьим ведением и предведением, пред неисследимостью и непостижимостью предначертаний Божиих, пред Его абсолютно святой, справедливый и любвеобильной Сущностью; преклоняется, а не мудрствует сверх написанного.

Этому уроку, этой истине, знанию и мудрости Павел научился не "у ног Гамалиила", а у подножия Голгофского Креста.

"Сие кратко написал я вам, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите... Бог же всякой благодати, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает вас НЕПОКОЛЕБИМЫМИ!" (1 Петр. 5:12 и 10 ст.)

Издано автором в Сан-Франциско, 1972 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: