Штаб 1-й Воздушной армии.




ДИВИЗИЯ ПРОРЫВА

Решающий день. 8 апреля 1945 года.

Войска 3-го Белорусского фронта продолжали успешный штурм укреплений города Кенигсберга. Одновременно частью сил вели напряжённые наступательные бои по уничтожению противника в юго-западной части Земландского полуострова.

Противник ополчившись, ожесточённо сражался за каждый дом и квартал в городе. Неоднократно переходил в контратаки, сопровождая их сильным огнём из всех видов оружия.

Штабом фронта для 1-й Воздушной армии была поставлена задача: наносить бомбардировочные удары по скоплению вражеских войск и его аэродромам. Содействовать войскам 11-й гв. армии в форсировании реки Преголь, блокировать аэродромы противника и уничтожать его авиацию в воздухе.

Штаб 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии.

8-го апреля 1945 года, в 5 часов 24 минуты в дивизию поступило очередное распоряжение штаба 1-ой Воздушной армии. Командующий приказал с 9.00 составом 12-ю экипажей Ил-2 нанести удар по аэродрому Нойтиф, с задачей уничтожения боевых самолётов противника. Повторный удар спланировать в период с 13.40 до 13.45. Остальным составом дивизии с 7.30 содействовать войскам 11-й гв. армии в форсировании реки Преголь.

Погода в течение дня в районе боевых действий складывалась следующим образом: облачность 4-8 баллов, высота нижней кромки 300-1200 метров. В утренние и вечерние часы местами туман, видимость от 1,5 до 5 километров. Весь Кенигсберг покрыт дымом от пожаров и пылью от бомбёжки.

* * *

Боевые действия в этот день протекали по заранее составленному графику. На сопровождение войск 11-й гв. армии вылетало 48 групп по 4-6 Ил-2 последовательно с интервалом 5-10 минут. Штурмовики непрерывно «висели» над полем боя, уничтожая огневые средства, боевую технику и живую силу противника в районе Кальтхоф, аэропорт Дивау, ипподром Кенигсберг, Борколхоф, Марауненкоф, Каммерау, Харлоттенвизе, Квендау, Ротенштайн. Далее, кварталы прилегающие к району прудов: Ласс-тайх, Обер-тайх, зоопарку, Амалиенау, Лавскен, Йудиттен.

При этом первые группы подавления артиллерии и огневых средств противника содействовали войскам 11-й гв. армии переправляться через реку Преголь и закрепляться на её северном берегу.

Затем основные действия дивизии были направлены на обеспечение правого фланга наступающих войск, а когда армейский авангард соединился в районе Амалиенау с группировкой, идущей с севера, дивизия действовала уже по восточной части Кенигсберга.

Далее боевые действия носили самый разнообразный характер. Так в районе железнодорожной станции Медгетен в период с 15.30 до 15.48 три группы 136-го гв. ШАП в составе 16-ти самолётов нанесли сосредоточенный удар по скоплению войск и артиллерии противника.

В свою очередь по аэродрому Нойтиф группами в составе 12-ти самолётов было осуществлено два удара 75 и 74-м полками в период с 9.09 до 9.15 и с 13.45 до 13.58. Штурмовики теперь действовали в общем левом кругу, с высоты 300-50 метров, и произвели 3-4 захода на цель. Их атакам подверглись свыше 30-ти самолётов противника, склад боеприпасов и 2 батареи малой зенитной артиллерии.

Всего за день было произведено - 288 самолётовылетов, из них на сопровождение войск 11-й гв. армии – 248 (в том числе 9 неуспешных из-за плохих метеоусловий), по аэродрому - 24, по скоплению войск и артиллерии – 16. Общий налёт составил – 311 часов 45 минут. Все полки провели по 4 вылета на исправный самолёт. Потерь нет.

В результате боевых действий дивизии: сожжено и разбито 2 самоходные пушки, 67 автомобилей, 7 реактивных установок, 6 батарей полевой артиллерии, 2 миномётные батареи, 6 батарей ЗА и МЗА. Подавлен огонь 21-й батареи полевой артиллерии, 2-х миномётных батарей, 5-ти реактивных установок и 21-й батареи ЗА и МЗА. Разрушено 60 домов в Кенигсберге. Взорвано 8 складов с боеприпасами и 2 склада с горючим. Истреблено до 1300 солдат и офицеров противника.

В результате двух налётов на аэродром Нойтиф сожжено и разбито до 14-ти самолётов и до 10-ти повреждено. Взорвано 2 склада с боеприпасами, истреблено до 50-ти человек лётно-технического состава.

Боевой состав дивизии на конец дня: исправных - 96 Ил-2, боеспособных экипажей - 105.

 

Штаб 1-й Воздушной армии.

В течение всего дня основные усилия 1-й ВА были сосредоточены на поддержке наступающей пехоты, а также уничтожению аэродромов противника, живой силы и боевой техники непосредственно в пределах города и на его окраинах. Количество боевых вылетов по сравнению с предыдущим днём увеличилось, с другой стороныактивность немецкой авиации упала. Что касается наземных войск противника, то они тоже начали выдыхаться и при первой возможности стали сдаваться в плен.

Практически по всем аэродромам противника, как в ближней, так и в дальней зоне были нанесены сокрушительные бомбово-штурмовые удары. В результате чего разрушены взлётные полосы и инфраструктура аэродромов: Гросс Диршкайм, Гросс Хубникен, Нойтиф, Девау, Нойкруг, Линденау, Меденау. Кроме этого советские истребители уничтожали немецкую авиацию в воздухе и блокировали аэродромы, препятствуя их восстановлению.

Визуальная и фоторазведка в этот день велась в усиленном режиме сразу тремя разведывательными авиационными полками и в большей части истребительной авиацией. Район охвата тоже был значительным: весь Земландский полуостров,коса Фриш Нерунг, Гданьская бухта и часть Балтийского моря на глубину до 50 километров.

Основная её задача: представить командованию оперативные материалы с целью отсечь пути отхода немецких войск и возможность их усиления. В полосе активных действий особое внимание было уделено «ипподрому», расположенному в городской черте. Именно там «скрытно» готовилась площадка для посадки военно-транспортного самолёта Ю-52 с целью вывоза из зоны боевых действий немецких генералов и их штабов.

Так же были возобновлены и усилены удары по городскому «аэропорту Девау», находящемуся в 12 километрах от центра Кенигсберга. Он тоже готовился к использованию для этих же целей. Более того, через него шло воздушное снабжение окружённой группировки основными видами довольствия, вывоз ценного имущества и эвакуация раненых.

Здесь необходимо отметить, что до определённого времени снабжение войск осуществлялось морским путём через порт Пиллау и далее по Кенигсбергскому каналу до самого города. Сейчас же этот маршрут жёстко контролировался советской авиацией, так что удачных ходок становилось всё меньше и меньше.

Агитационная работа с немецкими войсками велась практически непрерывно, призывая их сдаться на милость победителю. С этой целью специальная агитационная эскадрилья, разбрасывая листовки, произвела - 11 самолётовылетов, находясь над позициями противника почти 17 часов. Активизировала свои действия и 213-я ночная бомбардировочная авиадивизия, совершив в ночь на 8 апреля 802 самолётовылета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: