Текст к сопровождению макета «Церковь Преображения в Кижах»




Остров Кижи находится в Карелии, на Онежском озере в 66 км от города Петрозаводска и затерян среди Кижскихшхеров – так называются живописные скопления небольших островков, где и расположен известный на весь мир ансамбль Кижского погоста. Величина самого острова невелика: от 0,5 км до 1 км в ширину и 5 км в длину.

Кижи называют не иначе как 8-ым чудом света – настолько уникальны расположенные там строения, которые гармонично вписаны в окружающий ландшафт скудного на тепло и яркие краски, но прекрасного русского Севера. Из-за своеобразия плотницкого мастерства, позволившего донести до настоящего времени особенности и умения русского деревянного зодчества, Кижи внесены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.Кижский погост включает в себя колокольни и 2 церкви, опоясанные оградой и составляющие единый ансамбль.

Слово «Кижи» на современный русский язык переводится как «игрища». Месторасположение Кижского погоста издревле притягивало к себе людей, связанных с религиозными или даже магическими практиками. Часть этнографов уверены, что до постройки в этих краях православных храмов здесь существовали древние языческие святилища. Только с 1496 года остров стал центром Спасского погоста, которому подчинялось более 130 сел. По еще одной трактовке, «кииджи» значит «водный мох». Он в большом количестве растет на болотах, расположенных в центре острова, и издревле употреблялся крестьянами для утепления своих домов.

По преданию, построилцерковь одинединственный мастер по имени Нестор, без использования гвоздей с помощью одного топора и зубила. После окончания постройки талантливый плотник с удовлетворением осмотрел свое творение и произнес: «Не было, нет и не будет такой более». Сказав это, он размахнулся и со всей силы кинул свой топор в воду в знак того, что подобной красоты никто и никогда создать больше не сможет.

На самом деле и это предание достоверно лишь наполовину. Действительно, Преображенская церковь построена без единого гвоздя! Однако же деревянные «чешуйки» на лемехах куполов крепились с использованием железных штырьков — прообразов современных гвоздей.

К тому же, разумеется, ни о каком одиноком гениальном плотнике речь на самом деле никогда не шла. В то далекое время над постройкой храмов, как правило, трудились целые артели плотников, включавших в себя до нескольких десятков человек. Вероятнее всего, Преображенскую церковь создавала та же артель, что несколькими годами ранее строила Покровскую церковь в Анхимове на берегу Онежского озера. К такому выводу исследователей подтолкнул единый стиль построек, хотя необходимо отметить — церковь в Кижах на порядок совершеннее и прекраснее Покровского храма.

Церковь Преображения Господня относится к типу многоярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» с четырьмя двухступенчатыми пристройками (прирубами), расположенными по сторонам света и поставленные друг а друга, образуя ярусы. С востока расположен алтарный восточный прируб имеющий в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (помещение, где принимали пищу) - нартекс.

Высота от основания до креста центральной главы — 37 м, размер постройки в плане — 20,6×29 м.

Сруб церкви поставлен без фундамента, только позднее под западный прируб церкви был подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.

Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы по лагам. Потолки в прирубах храмовой части из плах и тесин были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией «неба» с круглым медальоном посередине. Над «небом» устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине — на два потока (водостока), выходящих наружу. Под основными водостоками располагались дополнительные — страховочные. В верхнем восьмерике для осевого столба центральной главы врублена четырехугольная клеть из бруса. Крыши бочек и полицслеговой конструкции. Главки Преображенской церкви выполнены по кружалам и журавцам. Крыша трапезной — стропильная. Из трапезной в церковь ведут центральный и два малых боковых дверных проема (в северном и южном прирубах). В южном прирубе трапезной сохранилась входная дверь с галерей колокольни, ныне не существующей.

«Сердцем» церкви является иконостас. Иконостас (перегородка, отделяющая алтарь от остального помещения церкви) — резной, позолоченный, четырехъярусный, состоит из 102 икон. Общепринятая датировка рамы иконостаса – 2-я половина XVIII века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются последней третью XVII века. Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса относится ко 2-й половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса датируются первой четвертью XVIII века.

Храм, как и любое архитектурное сооружение прошедших эпох имеет свои легенды

Наиболее популярная легенда связана с местом возведения храма в 1714 году. По иронии судьбы в это время Петр I рубил свое знаменитое окно в Европу в непосредственной близости от Кижей. Русский флот одержал крупную победу у мыса Гангут, тем самым отодвинув линию фронта Северной войны на территорию Швеции. В честь этого события будто бы и была освящена Преображенская церковь. План ее постройки, по преданию, чертил сам Петр I.

До сражения при Гангуте Кижский погост неоднократно разорялся шведами. Особенно опустошительными стали набеги 1580-1581 годов. Более или менее жизнь там наладилась лишь в 1617 году, после заключения со Швецией Столбовского мира. Однако прохождение государственной границы вблизи от Кижей вынудило местное население создать на острове вокруг погоста не сохранившиеся до наших дней крепостные стены с мощными сторожевыми башнями.

Легенда утверждает, что место под 22-главую Преображенскую церковь определили Высшие силы. Трижды плоты с лесом для ее постройки сплавляли по воде, и трижды они приставали к одному и тому же месту. Там вскоре и заложили деревянный храм.Однако же в красивом предании истины немного. Потому что сегодня точно известно, что Преображенская церковь была построена на месте старой, сгоревшей от удара молнии в конце XVII— XVIII веке. Преображенская церковь — летняя. Зимой в ней службы не проводятся.

Необычную легенду, также связанную с годами войны, рассказал известный карельский этнограф, писатель и путешественник Алексей Попов. В 1917 году после революции Финляндия получила независимость, и находящийся неподалеку от Кижей Валаамский монастырь оказался на финской территории. Расположение монастыря фактически на границе двух государств сыграло с ним злую шутку.

Во время советско-финской" войны более 70 советских самолетов усердно бомбили укрепления финнов, находящиеся в непосредственной близости от монастыря. Тем не менее не иначе как благодаря Божественному провидению большая часть снарядов, упавших на территорию монастыря, не разорвались, и духовная обитель пострадала не сильно. Главное — уцелела уникальная библиотека, состоящая из 29 000 древних книг. На следующий день большинство насельников монастыря эвакуировались вглубь Финляндии. В монастыре осталось лишь несколько монахов: присматривать за имуществом.

В марте 1940 года был подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому территория Карелии отходила к нашей стране. Монахам дали всего два дня, чтобы вывезти имущество монастыря, который должен был стать школой боцманов ВМФ СССР. В итоге монахи в полном составе переехали в Финляндию в бывшую усадьбу Папинниеми. На ее территории был основан монастырь — Новый Валаам. Официально считается, что уникальная монастырская библиотека была вывезена на территорию Финляндии в Новый Валаам, однако следы ее потеряны.

При этом ряд исследователей считают, что библиотека была вывезена в Кижи и спрятана в некой пещере неподалеку от Преображенской церкви. Алексей Попов неоднократно в 80-е годы прошлого века общался с жителями местных сел. Те люди, которые помнили военные годы, подтвердили ему, что примерно в то время, как монахи Валаамского монастыря вывозили свое имущество в Финляндию, к острову причалило несколько кораблей.

Вокруг них было выставлено серьезное оцепление, а в глубину острова уехала колонна грузовиков. Что в них было — неизвестно, но, вполне вероятно, что пропавшая библиотека старинных книг Валаама. Не исключено, что уникальная коллекция древних манускриптов до сих пор ждет своего часа в монашескомсхроне где-то на Кижах.

Еще одну интересную легенду экскурсоводы рассказывают очень часто, будто бы во время Великой Отечественной войны финский летчик отказался бомбить Кижи. Красота Преображенской церкви настолько поразила аса, что тот вопреки приказу развернул самолет, скинул бомбы в Онежское озеро и улетел. На Кижах этого летчика называли не иначе как Кижский ангел. Много лет эта история считалась лишь красивой легендой, пока в 1999 году Кижи не посетил 84-летний финн Лаус-Дей Саксель. Во время экскурсии пожилой человек признался, что это он был тем самым летчиком, который отказался бомбить Преображенскую церковь. Когда инкогнито Кижского ангела было раскрыто, о нем написали множество заметок как российские, так и финские СМИ, а телеканалы обеих стран сняли по документальному фильму о подвиге летчика.

Это удивительный памятник – творение рук человеческих!

 

Словарь терминов:

Алтарь - восточная главная часть храма, в которой находится место богослужения.

Апсида - полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом.

Барабан - многогранное илицилиндрическое основание купола.

Бочка форма покрытия крыш зданий или их частей в виде двух округлых скатов с заостренным верхом и образующая на фасаде килевидный фронтон.

Бут - это камень с неровными краями, получаемый при естественном или искусственном разрушении скальных пород. Бутовый камень может получаться из различных пород натурального камня - ракушечника, песчаника, доломита и других.

Двускатная или щипцовая крыша - крыша с двумя наклонными к наружным стенам скатами.

Журавец - формообразующий криволинейный элемент каркаса церковной главы (купола). Имеет сложную изгибистую форму, похожую на журавля в профиль. Обычно их бывает не меньше 6, но чаще их число кратно 4.

Забирка - тонкая стена между столбами.

Закома́ра (от др. русского комара - свод) в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены.

Иконостас -алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Консоль - в архитектуре тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона.

Конструкция «Небо» (небеса́) - конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже - плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце (медальоне) как правило изображён Христос.

Кружало - это деревянные приспособления, служащие для поддержания арок и сводов во время их кладки

Купол - форма кровли, свода церквей, храмов, мечетей и других религиозных сооружений. Он символизирует небо и власть. Купола бывают луковичными, шлемовидными, двойными и тройными.

Лаги - это своего рода фундамент полового настила, выполненный в виде балок, на которые укладывается пол.

Лемех в русской архитектуре продолговатые фигурные дощечки, часто уступчатой формы, служащие для покрытия глав, барабанов, шатров и др.

Плаха - половинка расколотого вдоль бревна или куска бревна

Полица - пологая нижняя часть двускатной или шатровой крыши для стока дождевой воды.

Рубить «в обло» - полукруглая выемка для верхнего бревна.

Рубить «в лапу» - рубить угол без выходов концов бревен наружу.

Слеги - это горизонтально положенные бревна, образующие подкровельную конструкцию (в русском деревянном зодчестве).

Тёс (из тесин)- тонкие доски из древесины различных пород, получаемые путём продольной распиловки бревна.

 

Методические рекомендации по работе с макетом:

 

1.Знакомство с архитектурным объектом необходимоначинать с рассказа об истории создания храма, легенд, которыми окутана история этой церкви.

2. Изучение конструкции церкви начинается со знакомства с основными архитектурными деталями (восьмерик, купол, двускатная крыша, закомара, арка и.т.д.).

3. Затем следует этап создания целостного образа архитектурного объекта. Его нужно начинать с основания храма, двигаясь постепенно к главному куполу. При этом необходимо комментировать восходящее движение, конкретизируя детали (форму «бочковидных» куполов, ярусность, «чешуйчетое» оформление куполов и.т.д.).

4. Для проверки сформированности образа архитектурного объекта можно попросить обучающихся составить рассказ о данном сооружении, познакомить с архитектурным памятником одноклассников и других участников мероприятия. Целесообразным будет изготовление элементов сооружения из пластилина и рельефное рисование изучаемого объекта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: