СССР в системе международных отношений в 1945-1991 гг.




План:

1. Развязывание «холодной войны».

2. Политика СССР в условиях биполярного мира.

3. Разрядка международной напряженности.

4. Возобновление и конец «холодной войны».

5. Вывод.

Развязывание «холодной войны». После Второй мировой войны Советский Союз, понесший наибольшие людские и материальные потери, обладал громадной военной мощью. Его внешняя политика также приобрела глобальный характер, и СССР ни в коей мере не собирался признавать американские претензии на мировое лидерство.

Уже в 1945 г. в лагере победителей проявились разные подходы к проблемам послевоенного урегулирования. Запад стремился не допустить распространения коммунизма в Европе, удержать Германию и ее бывших союзников в лоне капитализма. СССР хотел распространить свое влияние на Восточную Европу Обе стороны пытались оттеснить друг друга с занимаемых после войны позиций. По этим причинам они не смогли решить германскую проблему. Германия оказалась расколотой. На ее территории в 1949 г. образовалось два государства с противоположным общественным строем — ФРГ и 1 ДР.

Отношения между СССР и западными странами заметно осложнились, постепенно перешли в жесткую борьбу и вылились в «холодную войну» — состояние конфронтации (противоборства) между государствами с противоположными общественными системами.

В развязывании «холодной войны» одинаково повинны и США, и СССР, которые подозревали тогда друг друга в агрессивных намерениях. Беспокойство на Западе в те годы вызвало распространение влияния СССР на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые Советский Союз мог использовать как плацдарм для рывка к Атлантике. СССР в свою очередь осудил «доктрину Трумэна», предполагая, что США превратят Грецию и Турцию в плацдарм для агрессии против социалистических стран.

В 1947 г. СССР отказался от «плана Маршалла» (по имени генерала Джорджа Кэтлетта Маршалла), по которому впоследствии 16 европейских государств получили американскую помощь. И. В. Сталин усмотрел в этом плане попытку США утвердить свои интересы в странах ЦВЕ и вытеснить из них СССР. По его настоянию эти страны также

144

 

о I казались от «плана Маршалла». В Европе наметился раск^л- Восточная ее часть превращалась в сферу влияния СССР, а заш*Дная ~ п сферу влияния США. Двухполюсный мир проявился прежДе всего и создании замкнутых военно-политических блоков. В 1949 г. в вникла Организация Североатлантического договора {НАТО). В ее состав вошли США, Канада и другие западноевропейские государства. В 1950-е гг. появилось еще несколько таких блоков — ЛНЗЮС (Австралии Новая Зеландия и США), Организация договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) и Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Пакистан, Ирак \\ Иран).

Все эти военно-политические блоки поставили целью отражение коммунистической угрозы. Зона ответственности НАТО распР0СТРа~ пялась на Северную Атлантику, СЕАТО — на Юго-Восточную Азию, АНЗЮС — на Тихоокеанский регион.

К этому же времени был организационно оформлен и другой полюс но главе с СССР. В мае 1955 г. была создана Организация Варц1авского договора (ОВД). Она представляла собой военно-политическую группировку социалистических стран, в состав которой вошли СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия.

Политика СССР в условиях биполярного мира. В годы «холодной войны» военная мощь являлась главным фактором при определ#ии ме" ста и роли любой страны в мире. СССР в 1949 г. ликвидировал монополию США на ядерное оружие. Соперничество в военной облает** между двумя великими странами еще больше обострилось, усилилась гонка вооружений. Она втянула в себя многие страны, привела к бес!*ельн°й растрате громадных людских и материальных ресурсов. Опасно^ соревнование в этой области шло по линии США — СССР и НАТО ~ ОВД и достигло космических высот. В 1957 г. СССР первым в мире з£пУстил искусственный спутник Земли, в 1961 г. — первым послал ч^ловека в космос, а в 1969 г. американцы первыми высадились на поверХность Луны.

На рубеже 1960—1970-х гг. СССР достиг военно-стратег 11 Ческого паритета (равенства ) с США. Оба эти государства создали гигантские арсеналы смертоносного оружия разных видов. Постепен*Юе Уве' личение гонки вооружений сопровождалось вмешательством ^сликих держав в региональные конфликты. СССР защищал и поддеРживал любые движения марксистско-ленинской ориентации в Азии, Африке, Латинской Америке. США, наоборот, всячески препятствовал^ развитию таких движений. В разное время СССР и США прямо или к<?свенно участвовали в локальных конфликтах, отстаивая в них свои интересы.

Полным провалом закончилась агрессия США во Вьетнаме (1964— 1973). В свою очередь СССР и другие страны социализма оказа#1 Вьет-

6 Зак. 1001

145

 

наму огромную безвозмездную помощь, организовали кампанию международной солидарности с ним.

В условиях биполярного мира СССР и США удалось избежать прямой конфронтации. Однако противоборство между ними не раз ставило мир на грань новой войны. Особенно опасными для существования всего человечества оказались Корейская война (1949—1951), Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский 1958—1963 гг. и Карибский (Кубинский) кризис 1962 г.!

Разрядка международной напряженности. Наличие у СССР и США арсеналов ядерного и других видов вооружений огромной разрушительной силы превратилось в международную проблему таило в себе угрозу уничтожения всей человеческой цивилизации. Поэтому политико-си- ловые методы регулирования международных отношений постепенно уступали место политическим.

На 1970-е гг. приходится целая серия соглашений между странами Запада и Востока, которые создавали международно-правовую основу для широкого сотрудничества в разных областях жизни. Наиболее важные из них — договор 1966 г. между СССР и Францией, договор 1970 г. между СССР и ФРГ. СССР и США в это время подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО вступил в силу в октябре 1972 г.), соглашения в области ограничения стратегических наступательных вооружений ОСВ-1 (1972), ОСВ-2 (1979) и др. Эти соглашения несколько притормозили ракетно-ядерную гонку вооружений, закладывались основы безопасности на Евразийском континенте.

Важный шаг в политике разрядки сделало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состоявшееся в 1973—1975 гг. В нем приняли участие 33 европейских государства, а также США и Канада. В 1975 г. в Хельсинки государства-участники подписали Заключительный акт, взяв на себя обязательства соблюдать территориальную целостность, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, воздерживаться во взаимных отношениях от применения силы.

Возобновление и конец «холодной войны». Однако разрядка международной напряженности оказалась непродолжительной. С конца 1970-х гг. «холодная война» возобновилась с новой силой. Восток и Запад накапливали средства взаимного сдерживания. В военных арсеналах США количество ядерных боеприпасов выросло до 13 тыс., в СССР — до 11 тыс. Уровень конфронтации между сверхдержавами еще больше повысился. СССР и США не прекращали борьбу за влияние в развивающихся странах. Положение в мире осложнилось вводом советских войск в Афганистан в 1979 г.

 

Почти все члены ООН расценили советскую акцию как агрессию против суверенной страны и осудили ее. США и многие другие государства оказали большую помощь и поддержку афганской оппозиции, которая развернула вооруженную борьбу против советских войск. Война здесь приняла затяжной характер. К середине февраля 1989 г. СССР вынужден был вывести свои войска из Афганистана, так pi не добившись поставленной цели. Эта ничем не оправданная акция стоила жизни более 15 тыс. советских воинов. Она подорвала авторитет Советского Союза на международной арене, принесла неисчислимые бедствия народу Афганистана.

В 1985 г. в СССР к власти пришло новое руководство во главе с М. С. Горбачевым. Оно отказалось от концепции противоборства как основы внешней политики. Такой подход привел к заметному улучшению отношений между Востоком и Западом. Стороны подписали советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, вступивший в действие в 1988 г. По договору СССР и США уничтожили целых два класса ракетно-ядерного оружия.

В 1990 г. ОВД и НАТО признали, что они больше не являются противниками pi будут строить отношенрш на основе партнерства и дружбы. В этом же году СССР, США, Великобритания, Франция, а также ФРГ и ГДР достр1гли важного согласия по германской проблеме — ФРГ и ГДР объединришсь в одно государство. Так был закрыт германский вопрос. Эти и другие совместные акции привели к окончанию эры конфронтации.

В связи с революциями и крахом социалР13ма в странах Европы в 1991 г. самораспустшшсь СЭВ pi ОВД. СССР вывел свои вор^ска Pi3 Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. В декабре 1991 г. прекратрш свое существование Советский Союз. Бывшие советскР1е республикр! заявили о государственном суверенрггете, а 11 из hpix образовали СНГ.

Таким образом, с международной арены ушла одна из двух сверхдержав. Почти все ее бывшие европейские союзники переориентировав свою внешнюю полргшку на Запад. Так рухнули биполярный мир и Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. «Холодная война» стала достоянием истории.

 

Политика перестройки и ее последствия. 42 Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

План:

1. Перестройка.

2. Кризис политики М. С. Горбачева.

3. Распад СССР.

4. Вывод.

Перестройка. В 1985 г. новым лидером СССР стал М. С. Горбачев. В 1990 г. он был избран первым Президентом СССР. С его именем связана новая эпоха, которая получила название перестройки. Руководство страны рассматривало перестройку как попытку обновления социализма. Брежневская эпоха была названа «застоем». Горбачев неоднократно заявлял, что стремится реформировать неэффективную систему управления и экономику. Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности.

Первые годы перестройки мало затронули действующую экономическую систему На рубеже 1980—1990-х гг. были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов, широкими правами наделялись предприятия. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. Но из-за многочисленных просчетов и упущений в реформировании экономики уменьшились реальные доходы большинства населения, нарастала социальная напряженность. Увеличился дефицит, выросли цены, усилилась экономическая неразбериха. Предприятия, неспособные выжить без государственной поддержки, закрывались, тысячи людей оставались без работы.

Начатые перемены вырвались из-под контроля партийного и государственного аппарата. Часть партийных работников и чиновники, чья карьера оказалась под угрозой, противились реформам.

Кризис политики М. С. Горбачева. Непоследовательность реформ М. С. Горбачева привела к формированию нового радикального политического направления во главе с первым секретарем Московского горкома КПСС Б. Н. Ельциным, который выступил с критикой высшего руководства КПСС и требованием повысить роль Советов. Ельцин начинает «борьбу с привилегиями номенклатуры партии», добивается популярности и вскоре становится Председателем Верховного Совета РСФСР. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов Горбачев был избран Президентом СССР. В марте этого же года была отменена статья б Конституции СССР о руководящей роли КПСС, в результате чего усилилось противостояние между КПСС и Советами.

148

 

В этот период во многих союзных республиках (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Азербайджан, Украина, Беларусь) образовались

народные фронты » в помощь перестройке. В политическую жизнь вместе с честными и принципиальными политиками устремились экстремистски настроенные люди. Националистические настроения охватили широкие слои населения.

Национальные элиты поставили перед Москвой вопрос о заключении договора о разграничении полномочий между центром и союзными республиками. Исторические, территориальные и этнические проблемы привели к обострению национальных конфликтов в Нагорном Карабахе, Молдове, Абхазии, Фергане и др. Пытаясь спасти СССР, Горбачев инициировал заключение нового Союзного договора и одновременно продемонстрировал силовой подход. В 1990—1991 гг. в Ереван, Баку, Тбилиси, Вильнюс были введены войска. В ответ начался «парад суверенитетов », т. е. Верховные Советы республик приняли декларации

о независимости. Противостояние между центром и союзными республиками предельно обострилось.

Распад СССР. В марте 1991 г. Горбачев получил поддержку в результате проведенного референдума. Около 80 % населения страны высказалось за существование обновленного Союза. В августе 1991 г. сторонники жесткой политики попытались восстановить старый порядок путем путча. Они объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако их попытка переворота провалилась, что имело далекоидущие драматические последствия.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины pi Беларуси — Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич объявили о роспуске СССР pi создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. к ним присоединились руководР1тели еще восьми республрж (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Советское государство, возршкшее в 1917 г., прекратило свое существование.

Во внешней политике М. С. Горбачев стремился к преодолению «холодной войны». Он отказался от внешнеполитической концепции, в соответствии с которой СССР имел право на военное вмешательство во внутренние дела любого государства Варшавского договора, если этого требовала сложившаяся обстановка («доктррша Брежнева»), подписал с США договоры о контроле над вооружениями и вывел советские войска из Афганистана. Начались регулярные односторонние уступки Западу. С согласия СССР была объединена Германрш. Затем СССР обязался вывести свои войска из объединенной Германии и согласился с ее членством в НАТО. В 1991 г. были распущены Совет Экономического

149

 

Взаимопомощи (СЭВ) и ОВД без всяких ответных шагов со стороны Североатлантического блока.

Таким образом, новый политический курс, начатый на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС и получивший название перестройки, дал непредвиденные результаты. Политика демократизации, начатая М. С. Горбачевым, привела к разрушению советского строя и развалу самого государства — СССР. Неожиданные и драматические события августа 1991 г. привели к победе республик над центром.

Л Q I Страны Центральной и Юго-Восточной Европы НО J в 40-90-е гг. XX в.

План:

1. В сфере влияния СССР.

2. Кризисы и потрясения.

3. Независимый курс Югославии и борьба Польши за демократию.

4. «Бархатные революции».

5. Вывод.

В сфере влияния СССР. Понятие Восточная Европа обозначает исторически сложившийся регион, который находился в послевоенные десятилетия под контролем СССР. После распада Советского Союза в отношении этого региона стало употребляться сугубо географическое понятие — Центральная и Юго-Восточная Европа. До 1914 г. большая часть восточноевропейских стран входила в состав Германской, Российской, Австро-Венгерской и Османской империй. Лишь после Первой мировой войны многие государства Восточной Европы обрели независимость. В годы Второй мировой войны некоторые из них были оккупированы германскими и итальянскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания). Другие оказались союзниками Германии и Италии (Болгария, Венгрия, Словакия, Румыния).

Освобождение народам Центральной и Юго-Восточной Европы принесла Красная Армия. В первые послевоенные годы благодаря поддержке СССР коммунисты установили свою безраздельную власть практически во всех странах Восточной Европы. Отказавшись от прежних общедемократических преобразований, в 1947—1949 гг. они провозгласили официальный курс на построение основ социализма. За образец была взята советская модель социально-экономического и политического развития. Устанавливался приоритет государства в экономике,

150

 

диктатура компартий, насильственное внедрение марксистской идеологии, антирелигиозная пропаганда и т. д. Проводились ускоренная индустриализация, коллективизация, фактическая ликвидация частной собственности. После создания в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и в 1955 г. военно-политической Организации Варшавского договора (ОВД) формирование социалистического лагеря окончательно завершилось.

К середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли определенных успехов в развитии промышленности. Однако ускоренная индустриализация привела к образованию диспропорций в экономике. Строительство заводов-гигантов, требовавшее огромных капиталовложений, в небольших странах было экономически нерациональным. Не хватало средств для сельского хозяйства, медленно развивалась легкая промышленность, снижались доходы pi покупательная способность населения.

Кризисы и потрясения. Несмотря на относительный экономический прогресс, многие люди в странах Восточной Европы были недовольны политикой коммунистршеской власти. Массовые выступленрш рабочр1х охватили ГДР (1953), забастовки и уличные беспорядки происходрши в Польше (1956).

Для предотвращения недовольства среди населения руководство Венгрии попыталось частично преодолеть крайности насильственной коллективР1зации и устранить основные причины внутриполитической нестабильности. Реформаторское движение в 1953—1956 гг. возглавил премьер-министр И. Надь, выступавший с резкой крр1тикой соцр1ально- экономического pi внутриполитического курса партии. В июле 1956 г. он был обвршен в «ревр1зрюнр1зме» pi «национализме» и смещен с поста премьер-минр1стра, но под давлением участников акцрш протеста восстановлен на этом посту в октябре 1956 г. Правительству Надя не удалось обеспечить мирное развитие событий.

В конце октября 1956 г. страна оказалась на грани гражданской войны: начались вооруженные столкновения между рабочими и силами правопорядка, участршись случаи расправы над коммунрютами. В этих условиях руководство СССР приняло решение о быстрых и незамедлр!- тельных действиях. Для «восстановления порядка» в Будапешт были введены советские танковые части. Этр1 события получрши названрю «будапештская осень». Венгерские «борцы за свободу» обратились за помощью к Западу. Однако официальная позиция лидеров западных стран в этой ситуации свидетельствовала о том, что ohpi считали Восточную Европу сферой исключительно советского влиянрш.

В 1968 г. к либеральным реформам в Чехословакии приступил первый секретарь ЦК Компартии Л. Дубчек. Пытаясь ослабить партийно

151

 

государственный контроль над всеми сферами жизни, он призвал к построению «социализма с человеческим лицом». Руководители правящей партии и государства по существу ставили вопрос об отказе от социализма. Страны ОВД во главе с СССР ввели в Dpaiy свои войска. Дубчек был смещен с поста, а новое руководство Компартии Чехословакии жестко пресекло деятельность идеологической оппозиции. События 1968 г. получили название «пражская весна». Вскоре руководство СССР стало обосновывать свое право осуществлять вмешательство в дела любого государства социалистического лагеря для защиты завоеваний социализма.

Независимый курс Югославии и борьба Польвш за демократию. Из всех стран социалистического лагеря Югославия была практически единственной, на которую не распространялось советское влияние. И. Броз Тито установил в Югославии коммунистическое правление, но проводил независимый от Москвы курс. Он отказался присоединиться к ОВД и заявил о нейтралитете в «холодной войне». В стране сложилась так называемая югославская модель социализма, которая включала самоуправление на производстве и элементы рыночной экономики. В Югославии было больше идеологической свободы, чем в других странах социалистического лагеря. При этом сохранялась безусловная монополия на власть одной партии — Союза коммунистов Югославии.

Самым проблемным союзником СССР являлась Польша. Подобно венграм и чехам, поляки также стремились к большей самостоятельности. Ведущей силой польской оппозиции стала римско-католическая церковь. При активном участии католических деятелей и представителей оппозиционных группировок была создана межотраслевая профсоюзная организация «Солидарность». Новый профсоюз превратился во влиятельную политическую силу. «Солидарность» развернула широкую антикоммунистическую агитацию и выступила с требованием политических перемен. Власти ввели чрезвычайное положение, запретили деятельность «Солидарности» pi арестовали ее лидеров. Польское руководство во главе с В. Ярузельским на время стабилизировало ситуацию.

«Бархатные революции». В KOHPie 1980-х гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев отказался от «доктрины Брежнева». Начавшаяся в СССР перестройка послужрша толчком для последней серрш реформ в восточноевропейских странах, в которых политическая инрщрттива переходила в руки оппозррционных, антикоммунистических партий и движений.

Одной из первых на путь радржальрилх и полртрческих реформ стала Польша. В 1989 г. была легализована «Солидарность» и впервые за 50 лет проведены свободные парламентере выборы. В стране было сформировано первое некоммунистическое правительство. Через год на пре-

152

 

зидентских выборах победу одержал лидер «Солидарности» Л. Валенса. Новое руководство начало трудный переход к рыночной экономике.

Аналогичные процессы происходили в других странах Восточной Европы. Массовые забастовки и демонстрации осенью 1989 г. привели к отстранению от власти коммунистических правительств в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Была разрушена Берлинская стена, и в 1990 г. произошло воссоединение немецкого народа.

Писатель-диссидент и борец за права человека В. Гавел был избран президентом Чехословакии. Распад социалистической государственности в Венгрии завершился демократическими выборами весной 1990 г. В Румынии массовые демонстрации переросли в вооруженные столкновения с человеческими жертвами. Н. Чаушеску, отказавшийся пойти на уступки, был отстранен от власти и расстрелян без суда и следствия. Стремительная смена власти и бескровный характер событий в бывших социалистических государствах (за исключением Румынии) дали основание назвать их «бархатными революциями».

Таким образом, после Второй мировой войны и до конца 1980-х гг. восточноевропейские страны находились в сфере геополитических интересов СССР. Наметившееся социально-экономическое отставание в странах Центральной и Юго-Восточной Европы от других развитых стран Запада постепенно увеличивалось и привело к кризисам и ликвидации коммунистических режимов. В 1989—1991 гг. произошел распад социалистической системы, началось восстановление капитализма в восточноевропейских государствах и изменение расстановки сил в мировом масштабе. ОВД и СЭВ прекратили свое существование.

Л Л I СтРаны Центральной и Юго-Восточной Европы f

I. в конце XX — начале XXI в. X ^ уСХ&О.

План:

1. Проблемы переходного периода.

2. Распад федеративного государства Югославия.

3. Вывод.

Проблемы переходного периода. Основными целями новых демократических режимов в странах Восточной Европы стали ускоренная «капитализация» общества pi сближение с Западом. У каждого государства был собственный опыт трансформарщи, но все они столкнулись со схожими проблемамрг

Во всех бывших социалистических странах начались радикальные реформы ранее существовавшего экономического механизма: привати-

153

 

зация, либерализация рыночных отношений, демонтаж прежней системы государственного регулирования. Государство перестало поддерживать относительно низкие цены на основные продукты, потребительские товары и услуги. К середине 1990-х гг. были ликвидированы многие прежние льготы, например продолжительные декретные отпуска или бесплатное образование в высших учебных заведениях. Эти реформы, известные также под названием «шоковой терапии», привели к высокому уровню безработицы, росту цен и преступности. Товаров народного потребления стало больше, однако значительная часть населения не имела возможности их приобрести. Ускоренная приватизация и либерализация цен не привели к ожидаемой быстрой модернизации экономики. Только в Польше с 1992 г. наблюдался рост валового национального продукта.

Разочарование значительной части населения в реформах обусловило рост влияния левых партий социал-демократического направления. Их приход к власти в ряде стран Восточной Европы содействовал оздоровлению экономического положения. Однако это обстоятельство отнюдь не изменило стремления левых сил к сближению со странами Западной Европы. В результате в 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия стали полноправными членами НАТО. В 2004 г. к Организации Североатлантического договора присоединились также Болгария, Румыния, Словакия и Словения, а в 2009 г. — Албания и Хорватия.

Распад федеративного государства Югославия. Бурные потрясения в восточноевропейских странах обострили межнациональные и этноконфессиональные отношения. Не выдержала испытания временем общая государственность чехов и словаков, и Чехословакия мирно разделилась на два государства: Чехию и Словакию.

Вопрос о своем правовом положенир! подняли венгры в Словакии, а румыны — в Венгрии.

Особенно рюгативные последствия ршелр! межнацрюнальные и меж- религиозные конфликты в Югославрш. После введенрш многопартийной сР1стемы на выборах в югославских республиках победшш национа- листическр! настроенные партии. В результате в 1991 — 1992 гг. национальный суверенитет провозгласили Хорватия, Словения, Македония, Республика Босния pi Герцеговина. Югославская федерация фактически распалась. Православные Сербия и Черногоррш заключили в 1992 г. договор о создании нового федеративного государства — Союзной Рес- публр1ки Югославрррр (СРЮ). В это же время началась война в Боснии и Герцеговине между сербскими и хорватско-мусульманскрши формиро- варшями, в которую были втянуты Хорватия pi СРЮ. В боснршском конфликте 1992—1995 гг. западные страны заняли антисербскую позицию.

В 1998 г. вспыхнули военные действрш между сербами и албанцами в сербском крае Косово, т. е. на территории самой Югославии. Конечной

154

 

U<l uctdo /

целью албанских сепаратистов было завоевание независимости края, являвшегося историческим центром Сербии. В ходе конфликта страны Запада пошли на крайние меры в отношении Югославии. Весной 1999 г. войска НАТО осуществили беспрецедентную в истории послевоенной Европы бомбардировку Белграда, Косово и других районов СРЮ. После этого с помощью Запада был свергнут режим С. Милошевича в Сербии. К власти пришли сербские прозападные политические силы, и в 2003 г. Югославия была переименована в Государственный Союз Сербии и Черногории. В 2006 г. Черногория отделилась от Сербии.

Таким образом, конец XX — начало XXI в. для стран Центральной и Юго-Восточной Европы оказался сложным переходным периодом рыночных реформ. Он характеризовался обострением межнациональных и межрелигиозных противоречий в этих странах. Во внешней политике проводился курс на интеграцию с другими европейскими государствами.

д j- I Распад колониальной системы и проблемы выбора ЧгЗ I путей развития.

План:

1. Провозглашение независимости.

2. «Холодная война» и «третий мир».

3. Идеологические течения в развивающихся странах.

4. Препятствия на пути развития.

5. Вывод.

Провозглашение независимости. Итоги Второй мировой войны обусловили крах колониализма в 1945—1949 гг. Обрели независимость Индия и Пакистан. В 1949 г. образовалась Китайская Народная Республика, что имело огромное значение для укрепления национально- освободительных сил в Азии. В 1950-х — первой половине 1960-х гг. была разрушена колониальная империя в Африке. Добивается полной независимости Египет. После освободительной войны против Франции свободным становится Алжир и т. д. В 1960 г. ООН приняла резолюцию о необходимости полной ликвидации колониализма. В этом же году добились независимости 17 государств Африки («год Африки»). В 1963 г. освободи шпнеся государства основали Организацию африканского единства (ОЛЕ). В 1990 г. получила свободу последняя крупнейшая колония Африки — Намибия. В ЮАР был ликвидирован режим апартеида (дискриминации). В результате деколонизации появилось более 100 новых государств.

155

 

«Холодная война» и «третий мир». Так как бывшие колониальные страны отличаются и от стран Востока, и от стран Запада, они получили новое обозначение «развивающиеся страны», или страны «третьего мира». Они составляют 75 % государств мира.

После 1945 г. в Азии и Африке сложились три основные группы государств. К социалистическим странам относились Монголия, Китай, Вьетнам, Лаос, Кампучия. В настоящее время сторонником этого пути развития остается Северная Корея (КНДР). Около 20 стран до распада СССР считались странами с «социалистической ориентацией». Это, например, Египет, Ирак, Афганистан, Алжир, Эфиопия, Ангола и др. Третью группу государств составляют страны, развивающиеся по капитал истическому пути. Некоторые из них сегодня уже достигли уровня постиндустриального общества, например Япония, Южная Корея и др.

Новые государства возникли в период «холодной войны». США и СССР боролись за влияние в мире, предлагая экономическую и военную помощь развивающимся странам. Каждая сверхдержава хотела, чтобы новые государства восприняли ее идеологию и модель развития: капитализм или социализм. Стремясь избежать участия в политике сверхдержав, многие новые государства решили не примыкать ни к одной из сторон, соперничавших в «холодной войне». Они старались сохранить нейтралитет и при этом придать своей политике определенные организационные формы (регулярные встречи глав государств или министров иностранных дел, согласованные действия в ООН и других международных организациях). Основной целью Движения неприсоединения было ослабление международной напряженности и проведение экономической политики, выгодной именно развивающимся странам. Лидером этого движения стала Индия, которая соединяла систему демократического правления с ориентацией на построение социалистической экономики.

В странах Азии, Африки и Латинской Америки довольно часто вспыхивали локальные конфликты. США и СССР, как правило, поддерживали противоборствующие стороны. Используя такие конфликты, сверхдержавы косвенно, а не напрямую воевали друг с другом. Важную роль в урегулировании конфликтов в развивающихся странах играла ООН. Окончание «холодной войны» не привело к ликвидации локальных конфликтов.

Идеологические течения в развивающихся странах. Значительное распространение в странах Азии и Африки после распада колониальной системы получили такие учения, как марксизм-ленинизм и маоизм. Этому способствовало настороженное отношение к Западу и рыночным отношениям. Только в Африке, за исключением ЮАР, компартии пользовались малым влиянием. Там распространились идеи демократического социализма. Основу их составил синтез национализма, религии

156

 

и марксизма-ленинизма (арабский, алжирский, исламский, африканский социализм как отображение курса на «социалистическую ориентацию»). Примером программы, нацеленной на построение «общества социалистического образца», стал также «курс Неру» в Индии.

Препятствия на пути развития. После получения независимости перед освободившимися странами встали задачи преодоления экономической отсталости и выбора политического пути развития. Проблема отсталости усугубилась демографическим взрывом, который вызвал аграрное перенаселение и громадную безработицу. Она способствует сохранению низкой заработной платы, а также замедляет технический прогресс. Преодоление отсталости для стран Азии и Африки стало не только экономической проблемой. Попытки модернизации связанных с ней традиционных укладов вызывали бурную консервативную реакцию, например антишахская революция 1978—1979 гг. в Иране и усиление исламского фундаментализма как третьей силы, пришедшей после падения биполярного мира. Появление «исламского пути развития» свидетельствует о росте влияния ислама в мире (в 46 государствах сегодня проживают 1,2 млрд мусульман). Исламисты полагают, что следование только западной или только советской модели развития приведет мир к новым войнам. Единственным источником человеческих законов, ценностей и норм поведения фундаменталисты считают Коран.

Страны Тропической Африки на сегодняшний день — самые отсталые в мире. Многим районам угрожает голод. Преодоление отсталости этих стран невозможно без помощи мирового сообщества. В развивающихся странах сотни миллионов людей живут в нищете. Около 35 млн человек ежегодно умирают от болезней, которые возникают из-за голода. Больше всего страдают дети. Согласно данным ООН, ежедневно десятки тысяч детей погибают от недоедания, заболеваний и других последствий нищеты.

Экономические отношения, установившиеся в эпоху империализма, по сути, не изменились и после 1945 г. Большинство новых стран сохранили зависимость от своих бывших колониальных метрополий. Они по-прежнему поставляю!' сельскохозяйственную продукцию и сырье индустриальному миру и нуждаются в западных промышленных товарах, технологиях и инвестициях. Помимо этого, во многих новых странах налажено производство одного вида продукции, например сахара, какао или меди. Поэтому их экономики находятся в полной зависимости от мировой потребности в том или ином продукте. Большая часть природных ресурсов развивающихся стран идет на выплату процентов по долгам.

Решению социальных проблем и экономическому развитию мешают гражданские войны и другие конфликты. Сальвадор в Центральной Америке, Ливан на Ближнем Востоке, Камбоджа в Юго-Восточной

157

 

Азии и Мозамбик в Африке находятся в числе стран, экономика которых пострадала от гражданских войн. Военные диктаторы и авторитарные правители тратили огромные суммы на оружие, а не на образование, жилье или здравоохранение.

Таким образом, после В



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: