МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД
«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического совета Директор МДОАУ црр – д/сад
протокол № 1 от 16.08.2017 г. «Аленький цветочек»
__________________Л.И.Цыс
09.01. 2018 года
РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ПО НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ АППЛИКАЦИИ
(на основании Программы Лыковой И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду II младшая группа».с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)
Составила: воспитатель Иванова С.А.
Г. Пыть-Ях
2018 год
Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебный мир аппликации» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.
В настоящее время в аппликацииможно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Виды аппликации: предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);сюжетная, отображающая те или иные события;декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует
эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный исодержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможностисовмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий изразнообразных художественных материалов.
Навыки детей в аппликации формируются в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания
сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получитьжелаемый результат.
Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через
занятия аппликацией в нетрадиционной форме.
Задачи:
· формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
· учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
· обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
· развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
· развитие речевых навыков;
· развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
· воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
· воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
При работе с детьми применяются следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Используются различные формы работы:
- беседы;
- наблюдения;
- рассматривание.
Структура занятия:
Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения.
Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.
Организация занятий кружка:
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю. Продолжительность занятий составляет 15 минут. В неделю 2 занятия. В год 40 занятий.Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4 года).
Срок реализации программы: 5 месяцев.
Ожидаемые результаты работы:
Решение задач данной программы поможет детям:
- уметь украшать свою работу различными материалами;
- уметь планировать работу по реализации замысла;
- предвидеть результат и достигать его;
- создавать объемные картины, композиции;
- развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- уметь находить новые способы для художественного изображения;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.
Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год. Для ее проведения используются следующие методы: наблюдение; анализ детских работ. Диагностика
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:низкий уровень—1 балл;средний уровень- 2 балла;высокий уровень- 3 балла.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Цветной картон для фона,гофрированная бумага,цветная бумага,салфетки,фольга,клеенки,ножницы,клей-карандаш,клей ПВА, простые карандаши, разные номера кисточек, скотч, крупа, ткань, цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага, ватные диски, ватные палочки, вата.
Количество учебных часов.
Январь – 7 занятий, Февраль – 8 занятий, Март – 8 занятий
Апрель – 8 занятий, Май – 9 занятий.
Всего: 40занятий.
№ занятия | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Цель занятия | Оборудование | |||
Январь | |||||||
Вводное занятие. Беседа: «Что такое аппликация и зачем она нужна». | Дид.игра «Узнай и назови бумагу». Подв. игра «Найди бумажный предмет» | Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Заинтересовать детей работой с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление. | Виды бумаги для аппликации. Наглядный материал. | ||||
«Снегопад» | Обрывная аппликация | Воспитывать интерес к аппликации.Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание) и показать её изобразительно-выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику. | Цветная и белая мягкая бумага, ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеёнки. | ||||
«Зима» | Аппликация из ватных дисков | Формировать представление о зимнем лесе, развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость. | Плотный картон фиолетового (синего) цвета, размер, 1/2 А4; клей ПВА и кисточка; клеенка; тряпочка для удаления лишнего клея; иллюстрация с изображением зимнего леса; ватные диски | ||||
«Зимний домик» | Аппликация из ватных палочек | Познакомить детей с аппликацией из ватных палочек и ваты. Развивать замысел, воображение, творчество. | Цветной картон, цветная бумага, ватные палочки, ватные диски, вата, клей | ||||
«Снегирь на ветке» | Аппликация из пластилина | Познакомить детей с аппликацией из пластилина. Научить приемам скатывания, расплющивания, промазывания, деления на части с помощью стеки.Развивать мелкую моторику рук | Картон светло – фиолетового (голубого) цвета, размер 1/2А4; набор пластилина; салфетка для рук; доска для лепки; стека; фотоиллюстрации со снегирями. | ||||
«Маленькая рощица зимой» | Объемная аппликация | Познакомить детей с аппликацией из разно фактурной бумаги, развивать творчество. | Цветная бумага, клей, цветной картон | ||||
«Гроздья рябины» | Аппликация из салфеток | Продолжать знакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. | Цветной картон, цветная бумага, салфетки, клей | ||||
Февраль | |||||||
«Зимний пейзаж» | Аппликация манкой | Формировать умение детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. | Листы картона, клей, кисть-щетина, манка. | ||||
«Кораблик» | Объемная аппликация | Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя ранее изученные техники аппликации и разные виды бумаги. Развивать замысел, воображение, творчество. | Цветной картон, цветная бумага, клей. | ||||
«Жираф» | Аппликация из крупы | Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять сюжет с помощью цветной бумаги. | Цветной картон, цветная бумага, клей, крупа. | ||||
«Чайник» | Аппликация из ткани | Познакомить с аппликацией из ткани; формировать умение наклеивать ткань на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу. | Цветной картон, цветная ткань, клей. | ||||
«Белый медведь» | Аппликация из салфеток | Продолжать знакомство со свойствами мягкой бумаги. Развивать мышление, воображение. Учить создавать живописную композицию, используя изобразительные средства выразительности.Развивать мелкую моторику рук. | Цветной картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей. | ||||
«Лебединое озеро» | Объёмная аппликация | Продолжать формировать умение детей выполнять аппликацию, используя ранее изученные техники аппликации и разные виды бумаги. Развивать замысел, воображение, творчество. | Цветной и белый картон, цветная и белая бумага, клей ПВА, клей карандаш, ножницы, тонкая деревянная палочка. | ||||
«Кошечка» | Аппликация из ватных дисков | Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость. | Плотный картон фиолетового (синего) цвета, размер, 1/2 А4; клей ПВА и кисточка; клеенка; тряпочка для удаления лишнего клея; ватные диски. | ||||
«Ветка мимозы» | Аппликация из салфеток | Продолжать знакомство со свойствами мягкой бумаги. Развивать мышление, воображение. Учить создавать живописную композицию, используя изобразительные средства выразительности. Упражнять детей сминать пальцами маленькие комочки - цветы (3-5 штук) и «конструировать» из них изображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам. | Цветной картон, салфетки, клей. | ||||
Март | |||||||
«Сирень» | Аппликация из салфеток | Упражнять в комкании и бумажных салфеток (техника бумагопластики). Формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на бумажную трубочку). Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать эстетические чувства удовлетворения от проделанной работы. | Цветной картон, салфетки, клей. | ||||
«Букет для мамы». | Объёмная аппликация | Развивать пространственное мышление, композиционные умения – создавать из цветов букет на картонной основе.Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность. | Цветной картон; цветная бумага; гофрированная бумага, бумага разной текстуры (для цветов и «упаковки букета»). Ножницы, клей, фигурные дыроколы (патчи) | ||||
«Лоскутное одеяло» | Аппликация из фантиков | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое». | Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея. | ||||
«Ваза с цветами» | Аппликация из макарон |
|
| ||||
«Утёнок» | Аппликация из резаных ниток | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Цветной картон, шерстяные нитки разного цвета, клей, ножницы. | ||||
«Овечка» | Аппликация из ватных дисков | Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость. | Цветной картон, цветная бумага, ватные диски, ватные палочки, клей. | ||||
«Дерево» | Объемная аппликация | Продолжать формировать умение детей выполнять аппликацию, используя ранее изученные техники аппликации и разные виды бумаги. Развивать замысел, воображение, творчество. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея | ||||
«Подсолнух» | Объёмная аппликация | Познакомить детей с новым видом аппликации. Развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. | Цветной картон, цветная гофрированная бумага, клей карандаш. | ||||
Апрель | |||||||
«Гнездо» | Объемная аппликация | Упражнять детей составлении изображения из предмета, состоящего из нескольких деталей разной формы. | Цветной картон, цветнаябумага, гофрированная бумага, обёрточная ткань, клей ПВА, ножницы. | ||||
«Космос» | Обрывная аппликация | Продолжать знакомить детей со способом обрывной аппликации. Формировать знания о космосе. Развивать чувство цвета, воображения у детей. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея. | ||||
«Веточка вербы» | Аппликация из ваты | Научить изготавливать аппликацию из ваты; развивать фантазию, воображение;воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность, мышление. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, вата. | ||||
«Ёжик» | Аппликация из крупы | Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять сюжет с помощью цветной бумаги. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, крупа. | ||||
«Аквариум» | Объемная аппликация | Продолжать упражнять детей составлении изображения из предмета, состоящего из нескольких деталей разной формы. | Цветной картон, цветная и белая бумага, круглая или прямоугольная коробка, клей ПВА, клей карандаш, кисти для клея, тонкая деревянная палочка. | ||||
«Аквариум» Часть 2 | Объемная аппликация | Продолжать упражнять детей составлении изображения из предмета, состоящего из нескольких деталей разной формы. | Цветной картон, цветная и белая бумага, круглая или прямоугольная коробка, клей ПВА, клей карандаш, кисти для клея, тонкая деревянная палочка. | ||||
«Одуванчики» | Аппликация из ниток | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Цветной картон, шерстяные нитки желтого, белого, зеленого цвета, клей, ножницы. | ||||
«Гроздь винограда» | Объемная аппликация | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации. Развивать творчество. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея | ||||
Май | |||||||
«Праздничный салют» | Аппликация из салфеток | Формировать умение отражать в аппликации яркие события по памяти и по восприятию.Развивать чувство цвета и чувство ритма. | Картон, бумажные салфетки, клей. | ||||
«Ёжик» | Аппликация из ткани | Продолжать знакомить с аппликацией из ткани; формировать умение наклеивать ткань на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу. | Картон, ткань разного цвета, клей. | ||||
«Фиалка в горшочке» | Объёмная аппликация из гофрированной бумаги | Формировать у детей навыки аккуратной работы с аппликацией. Закреплять умение работы с клеем, воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук. | Картон белого (серого) цвета - для фона; гофрированная бумага - зеленая, сиреневая, желтая, белая (кремовая, коричневая; ножницы; клеевой карандаш. | ||||
«Натюрморт» | Объёмная аппликация | Познакомить с одним из способов выполнения объёмной аппликации. Совершенствовать умение детей составлять аппликацию, учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на лист. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея | ||||
«Фрукты» | Мозаичная аппликация | Формировать умение детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию, закреплять умение работы с клеем, воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук. | Образец аппликации. Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея. | ||||
«Мухомор» | Аппликация из бумаги сложенной гормошкой. | Познакомить с новой техникой - аппликация выполненная из цветной бумаги,сложенной гармошкой. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея. | ||||
«Радуга» | Аппликация из полосок цветной бумаги | Познакомить детей с новой техникой. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея. | ||||
«Котик» | Аппликация из ткани | Продолжать знакомить детей с новым видом аппликации.Развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. | Цветной картон, цветная бумага,лоскутки ткани, толстые нитки, тюль или кружево, клей, ножницы, фламастер. | ||||
«Яблоня в цвету» | Аппликация из тыквенных семечек | Формировать умение детей создавать изображение яблони в цвету, используя тонкие веточки деревьев, тыквенные семечки и вату. | Цветной картон, клей, кисточка, тыквенные семечки. | ||||
Список литературы:
1.А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Бумажные фантазии. Лес».
2.А.Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду» М.Просвещение
1988г.
3. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду.: Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
4. Васина Н.С. Волшебный картон /Надежда Васина. М.: Айрис – пресс, 2013.
5.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.: М. «Просвещение», 1992.
6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.: М. «Просвещение», 1991.
7.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2012.
8. И.А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.
9. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду.: Ярославль, «Академия развития», 2008.
10. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1.
11. Под. редакцией Н. П. Сакулиной “Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду”: Москва, “Просвещение”.1971 год.
12.Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки.: Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
13. Источник интернет ресурсы.