Введение
Основными задачами технической оснащенности на торговом предприятии являются: формирование прогрессивной технической политики, направленной на создание более совершенных видов технологических процессов; создание условий для высокопроизводительной, ритмичной и рентабельной работы предприятия; последовательное сокращение длительности технической подготовки, ее трудоемкости и стоимости при одновременном повышении качества всех видов торговых услуг.
Торговые помещения и оборудование занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Оборудование, площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. Все помещения и оборудование магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.
Актуальность работы. Специфика коммерческой работы на розничных торговых предприятиях заключается в том, что потребителем товаров и услуг здесь является население. Поэтому возникает необходимость учитывать многообразие психологических типов и других индивидуальных особенностей покупателей и их постоянно меняющиеся потребностей. Очевидно, что для этого необходимо, чтобы торговое предприятие розничной торговли, независимо от формы собственности, имело оптимальную планировку своих трудовых площадей, имело современное оборудование, развитую сеть рекламы и т.д.Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
|
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы торгового оборудования и дать его характеристику;
- проанализировать техническое оснащение устройства, планировки оборудования магазина;
- предложить рекомендации по совершенствованию технического оснащения данного магазина.
Объектом исследования является магазин «Сирень».
Предметом исследования является оснащение торговым оборудованием и планировка магазина «Сирень».
Глава 1.Торговое оборудование и его краткая характеристика
Холодильные машины и оборудование для торгового предприятия
Растущие потребности в холодильном оборудовании вызваны ростом производства охлажденных и замороженных продуктов.
Охлажденных продуктов производят гораздо больше, чем замороженных. В большинстве развитых стран потребление охлажденных продуктов (по массе) в 10 раз больше, чем замороженных, несмотря на то, что стоимость первых почти в 5 раз выше, чем вторых. Особенно возрастает спрос на охлажденные продукты, готовые к употреблению.
Годовое потребление замороженных пищевых продуктов в западноевропейских странах — от 18 до 23 кг, в США — 55 кг, потребление замороженных пищевых продуктов возросло с 17,8 млн. до 30 млн. т.
Новый стиль жизни вынуждает людей совершать комплексные покупки только 1—2 раза в неделю. Поэтому, чтобы обеспечить потребность покупателей в свежих продуктах, необходимо повысить эффективность всех звеньев холодильной цепи: холодильников, охлаждаемых транспортных средств, торговых холодильных витрин и т. д. Применение холода позволяет не только сохранить первоначальное качество продуктов, питательность и внешний вид, но и обеспечивает продолжительное хранение с целью создания достаточного товарного запаса, а также товаров сезонного производства.
|
Чтобы обеспечить доброкачественность пищевых продуктов, их консервируют с применением холода, т. е. хранят при пониженных температурах от заготовки и производства до потребления. В торговую сеть замороженные или охлажденные продукты поставляются специализированным транспортом, запасы хранят в холодильных камерах магазина. В торговых залах продукты находятся в холодильных витринах, ларях, прилавках, прилавках-витринах, холодильных шкафах.
В условиях рыночной экономики качественное холодильное торговое оборудование имеет огромное значение. Один из главных факторов увеличения покупательского спроса — расширение ассортимента продукции, доброкачественность которой обеспечивается только при правильном хранении и соблюдении температурного режима. Кроме того, при закупке большой партии продукции предприятие может получить значительные скидки на товар, а качественное хранение большого количества продукции может быть обеспечено только за счет хорошего холодильного оборудования.
Торговым холодильным оборудованием (ТХО) называют охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, демонстрации и продажи предварительно охлажденных или замороженных скоропортящихся продуктов.
Торговое холодильное оборудование можно классифицировать по следующим признакам.
|
1. По назначению:
¾ оборудование для хранения скоропортящихся товаров (холодильные камеры, шкафы с глухими металлическими дверьми, прилавки, лари с металлическими крышками);
¾ оборудование для демонстрации и продажи товаров (открытые прилавки, витрины с воздушной завесой, прилавки-витрины, холодильные шкафы со стеклянными дверцами, гастрономические и фруктовые горки, лари со стеклянными крышками).
2. По температурным режимам хранения:
14...16°С — для длительного хранения шоколада и изделий из него;
4...10°С — для хранения овощей, фруктов и кондитерских изделий;
2... 7°С — для хранения гастрономических изделий;
+2...-1°С — для хранения свежего мяса и рыбы;
-15...-18°С — для хранения мягкого мороженого;
-18...-25°С — для хранения замороженных продуктов;
-24... -26°С — для длительного хранения фасованного мороженого;
-45... -70°С — режим глубокой заморозки.
3. По методам продажи:
¾ для продажи товаров через прилавок (прилавки-витрины);
¾ для продажи товаров методом самообслуживания (открытые и доступные для покупателей витрины, лари, шкафы).
4. По степени герметичности охлаждаемого объема:
¾ закрытое оборудование имеет двери, плотно закрывающие охлаждаемый объем;
¾ в открытом оборудовании охлаждаемый объем перекрывается холодной воздушной завесой, создаваемой вентилятором воздухоохладителя.
5. По способу установки:
¾ островное (доступ к товару со всех сторон);
¾ пристенное (доступ к товару с одной стороны);
¾ настольное;
¾ встроенное в торговое оборудование (например, в барные стойки).
6. По характеру движения воздуха в охлаждаемом объеме:
¾ с естественной циркуляцией холодного воздуха;
¾ с принудительной циркуляцией холодного воздуха (вентилятором).
7. По расположению холодильного агрегата:
¾ с встроенным холодильным агрегатом;
¾ выносным холодильным агрегатом;
¾ подключением к централизованной системе холодоснабжения[1].
На рынке торгового оборудования представлен широкий ассортимент холодильного оборудования с различными функциональными возможностями, температурными режимами, объемом и дизайном.
Одной из важнейших групп торгового холодильного оборудования являются стационарные и сборно-разборные холодильные камеры, которые предназначены для хранения запасов товаров.
По температурному режиму холодильные камеры подразделяются на низкотемпературные (-5...-28°С), предназначенные для хранения замороженных продуктов; среднетемпературные (-5...+10°С), предназначенные для хранения охлажденных продуктов, а также на комбинированные, работающие в низкотемпературном и среднетемпературном режимах.
Холодильные камеры могут быть снабжены каркасным оборудованием, предназначенным для размещения мясных туш и стеллажным оборудованием, используемым для размещения продуктов, упакованных в различную тару.
Холодильные камеры могут быть с откатными, скользящими, распашными или маятниковыми дверьми, с открытым проемом и воздушной завесой.
На рынке торгового холодильного оборудования большим спросом пользуются лари, предназначенные для хранения и демонстрации мороженого и замороженных продуктов.
В зависимости от назначения лари могут быть холодильные и морозильные. Морозильные лари предназначены для хранения продуктов при температуре -8... -24°С, а холодильные — при температуре 2... 12°С.
Лари различаются охлаждаемым объемом, температурным режимом, конструкцией крышки, габаритными размерами и массой.
Не менее важным видом торгового холодильного оборудования, предназначенным для хранения, демонстрации и продажи скоропортящихся товаров являются холодильные шкафы.
Холодильные шкафы составляют определенную конкуренцию другим видам торгового холодильного оборудования из-за преобладания вертикального габаритного размера над горизонтальным. Это отличие позволяет сэкономить торговую площадь магазина и дает возможность разместить в шкафу больший ассортимент товаров.
В зависимости от температурных режимов хранения они могут быть использованы для хранения напитков, охлажденных или замороженных продуктов.
В настоящее время на рынке представлен широкий модельный ряд шкафов с объемами от 100 до 1 400 л. Холодильные шкафы могут быть оборудованы распашными дверьми, прозрачными дверьми с герметичными стеклопакетами, состоящими из двух или даже трех слоев стекол с вакуум-пространством.
Существуют модели шкафов с прозрачной задней стенкой (в этом случае шкаф можно использовать в первом ряду торгового оборудования в магазине), а также с прозрачными боковыми стенками (при этом появляется возможность кругового обзора хранящихся и демонстрируемых продуктов).
Наиболее популярными моделями являются шкафы, в которых холодильный агрегат расположен в нижней части шкафа, что облегчает транспортирование, исключает опрокидывание при перемещении шкафа в торговом зале магазина, а также снижает вероятность перегрева агрегата, так как холодный воздух в помещении всегда скапливается внизу.
Тем не менее, наибольшей популярностью из всего торгового холодильного оборудования пользуются холодильные витрины.
Особенностью холодильных витрин является их использование при различных методах продажи. Российский рынок холодильных витрин представлен следующими разновидностями:
¾ открытые холодильные горки, которые применяются в магазинах самообслуживания для демонстрации, хранения и продажи молочной продукции, гастрономических товаров в упаковке, овощей, фруктов и мясных изделий;
¾ бонеты, предназначенные для демонстрации, длительного хранения и продажи замороженных продуктов и полуфабрикатов в супермаркетах[2].
Витрины могут быть закрытые и открытые; с гнутым и прямым стеклом; узкие (880...940 мм) и широкие (около 1 200 мм — с большой экспозиционной поверхностью).
Главной тенденцией рынка торгового «холода» в последние 2-3 года стала переориентация клиента со «встройки» на оборудование с выносными агрегатами. Продажи оборудования со встроенными агрегатами уменьшились, но в то же время эта техника не потеряла своей актуальности.
К основным преимуществам техники со встроенными агрегатами относят мобильность холодильного оборудования, подразумевающую возможность перемещать технику и менять планировку торгового зала. Это существенный плюс при переезде магазина на новое место или перепланировке.
Основной итог последних лет - российский производитель холодильного оборудования со встроенными агрегатами практически полностью вытеснил польские компании. Лидирующие позиции сегодня занимают компании «Cryspi», «Кифато», «Ариада», «Brandford», «Golfstream» (Белоруссия). Рынок холодильного оборудования также предлагает продукцию таких компаний, как «Протек», «Полюс», «Источник», «Спутник». Большинство из этих заводов имеют предложения в разных ценовых категориях: эконом- и бизнес-класса, в некоторых случаях - в категории люкс. Стоимость витрины эконом-класса от российского производителя составляет 500-600 евро, бизнес-класса - 650-1200 евро, класса люкс - от 1250 евро. Конструктивные особенности витрин большинства производителей предусматривают возможность стыковки в линию сложной конфигурации с использованием угловых элементов[3].