Подходы к формированию стратегии УЧР




Делери и Доти (Delery and Doty, 1996) выделили три основных подхода к разработке стратегий УЧР, которые получили названия «универсалистский», «ситуационный» и «конфигурационный». Ричардсон и Томпсон (Richardson and Thompson, 1999) переимено­вали первые два из них в подход «наилучшей практики» и подход «наилучшего соответствия» и сохранили за третьим подходом на­ звание «конфигурационный», подразумевая под этим «связыва­ние». Гест (Guest, 1997) употребляет термин «соответствие» в трех смыслах: как идеальный комплекс практических подходов, как си­туацию и как «связывание».

Метод «наилучшей практики ». Этот метод основывается на утверждении, что существует «систе­ма наилучшей практики» УЧР и что ее реализация приведет к повышению эффективности. Возможно, самая узнаваемая практи­ческая система - это список Пфеффера (Pfeffer, 1994) из семи на­правлений практики УЧР в успешной организации:

1. Гарантия занятости означает, что организация не проводит немедленного увольнения сотрудников в условиях экономического спада или вследствие стратегических ошибок высше­го руководства, которые находятся вне компетенции сотрудни­ков. Это условие обязательно при реализации таких практи­ческих аспектов управления формированием высокой степени эффективности, как избирательный наем, экстенсивное обуче­ние, обмен информацией и делегирование полномочий. Ком­пании не выгодно вкладывать средства в тщательный отбор и обучение новых людей, если она не планирует удерживать их достаточно долго, чтобы окупить свои инвестиции. При поли­тике, направленной против увольнений, компания, как прави­ло, проводит ограниченный наем.

2. Избирательный наем требует от организации четкого опреде­ления критериев необходимых ключевых умений, навыков и качеств, с тем, чтобы проводить отбор персонала на основе постоянных или трудно модифицируемых качеств и обучение легко приобретаемым типам поведения и умениям. Организа­ции ищут людей с определенными установками, ценностями и внутренней культурой, т.е. теми качествами, которые трудно приобрести или изменить, однако именно они способны спрогнозировать степень эффективности работы индивидуу­мов и вероятность их пребывания в компании.

3. Самоуправляемые команды - важнейший элемент системы управления формированием высокой степени эффективности. Они: а) используют коллегиальный контроль вместо иерархи­ческого контроля; б) способствуют устранению иерархичес­ких уровней; в) позволяют работникам объединять идеи в процессе поиска более эффективных и творческих решений рабочих проблем.

4. Высокий уровень оплаты по результатам труда - один из элементов высокоэффективных рабочих систем. Высокий уро­вень оплаты может зависеть от эффективности работы органи­зации (например, участие в доходах и/или в прибылях), от результатов индивидуальной/командной работы или от инди­видуальной квалификации.

5. Обучение; практически все трактовки высокоэффективной ра­бочей практики подчеркивают важность обучения для получе­ния высококвалифицированной и мотивированной рабочей силы, которая имеет определенные знания и способности, требуемые для выполнения поставленных задач.

6. Сокращение различий в статусе - фундаментальная предпо­сылка высокоэффективных рабочих систем; организации ра­ботают эффективно, если они способны собрать и использо­вать идеи, знания и усилия всех работников. Однако этого не случится, пока различия в статусе сигнализируют, что люди не представляют ценности для организации и не ценятся ею.

7. Обмен информацией - существенная составляющая высоко­ эффективных рабочих систем по двум причинам. Во-первых, обмен информацией по вопросам финансовой эффективнос­ти и деловых стратегий символизирует определенную сте­пень доверия по отношению к работникам. Во-вторых, даже мотивированные и обученные работники не в состоянии пол­ноценно участвовать в процессе повышения организацион­ной эффективности, если они не обладают информацией по важнейшим показателям эффективности или не обучены ин­терпретировать и использовать эту информацию.

Метод «наилучшей практики» подвергся критике со стороны многих ученых. Каппелли и Крокер-Хефтер (Cappelli and CrockerHefter, 1996) пишут, что сама идея существования единого набора лучших практических подходов слишком преувеличена: «Фактически на примере каждой отрасли можно наблюдать различия в организационных подходах к управлению. Мы утвержда­ем, что эти отличительные подходы к вопросу использования чело­веческих ресурсов способствуют созданию уникальных компетен­ций, которые дифференцируют предлагаемые организациями товары и услуги и, тем самым, являются фактором развития конку­ренции в отрасли... Отличительные практические системы в облас­ти человеческих ресурсов формируют ключевые компетенции, опре­деляющие способы конкурентной борьбы между компаниями».

Пурчелл (Purcell, 1999) также критиковал «универсалистс­кий» подход, или подход «наилучшей практики», отмечая непоследовательность связи между ним и ресурсным подходом, сосредото­ченным на использовании нематериальных активов, в том числе ЧР, которые позволяют компании работать лучше конкурентов. Он задает вопрос, как «универсализм "наилучшей практики" будет сочетаться со взглядом, что только некоторые ресурсы и рутинные процедуры важны и ценны за счет своей редкости и невоспроизводимости?» Опасность, по мнению Легге (Legge, 1995), заключается в том, что «политику и практику УЧР пытаются технически подо­гнать под стратегию организации». Опираясь на ситуационную теорию, трудно согласиться с тем, что существует единственно верная практика. То, что хорошо для одной организации, может плохо работать в другой из-за несоот­ветствия ее стратегии культуре, стилю руководства, технологии или рабочим процессам. Как отмечают Беккер и соавторы (Becker et al, 1997): «Высокоэффективные рабочие системы организации в значительной степени самобытны, поэтому, чтобы добиться опти­мального результата, эти системы нужно тщательно подстраивать под конкретные ситуации каждой отдельной компании».

Метод «наилучшего соответствия». В силу вышеописанных причин многие ученые считают, что метод «наилучшего соответствия» более обоснован, чем метод «наилуч­шей практики». Как правило, не существует универсальных рецеп­тов разработки политики и практики УЧР, многое зависит от конкретной ситуации. Это, однако, не означает, что «наилучшая практика», т.е. практика, которая хорошо работает в какой-либо организации, должна полностью игнорироваться. Она полезна как метод выявления потенциала для развития или инновации в тех конкретных направлениях деятельности, которые дают хорошие результаты в других организациях. Сумев определить источники успешной (а в идеале и неудачной) работы в сравниваемых организациях, компания в состоянии принимать решения по поводу соответ­ствия ключевых моментов и извлеченных уроков, степени примени­мости результатов для удовлетворения конкретных стратегических и операционных требований. Исходной точкой должен служить анализ потребностей организации в рамках ее культуры, структуры технологии и процессов. Такой анализ позволит точно определить необходимые действия. Еще один полезный метод состоит в том, чтобы собрать и смешать различные «ингредиенты» «наилучшей практики» с целью разработки способа удовлетворения выявлен­ ных организационных потребностей.

Однако и метод «наилучшего соответствия», по мнению Пурчелла (Purcell, 1999), не безгрешен. Раскритиковав метод «наилуч­шей практики», он приступил к аналогичной операции в отноше­нии метода «наилучшего соответствия»:

«Между тем поиск ситуационной модели УЧР, или модели соответствия УЧР, также ограничен невозможностью моделирова­ния всех ситуационных переменных, сложностью их взаимных свя­зей и взаимовлиянием системных элементов». Пурчелл считает, что организации должны уделять меньше внимания методам «наилучшего соответствия» и «наилучшей практики» и больше внимания процессам организационных изме­нений с тем, чтобы «избежать попадания в ловушку рационального выбора».

«Связывание». Ричардсон и Томпсон (Richardson and Thompson, 1999) утвержда­ют: «Успех стратегии строится на комбинировании "вертикально­ го", или внешнего соответствия, и "горизонтального", или внутрен­него соответствия. Это предположение подчеркивает важность "связывания" практических действий в области ЧР». Авторы ссы­лаются на исследования Макдаффи (MacDuffie, 1995), Артура (Arthur, 1992), Ичниовски и соавторов (Ichniowski et al, 1997), кото­рые в своих работах попытались определить уровень формализа­ции комбинаций практических действий и степень влияния таких «связок» на организационную эффективность. Авторы пришли к выводу, что внедрение «связок» практических действий УЧР в де­ятельность организации напрямую связано с повышением уровня ее эффективности, при условии одновременного достижения высо­кого уровня соответствия этих «связок» с конкурентной стратегией организации.

По мнению Макдаффи (MacDuffie, 1995):

«Понятие "связка" органично переплетается с идеей внутрен­ней согласованности и взаимной обусловленности практических действий внутри "связок", причем, чем больше "связок", тем лучше это влияет на организационную эффективность благодаря эффекту наложения и взаимного усиления множества практик». Проблема метода «связывания» состоит в определении наи­лучшего способа «связывания» различных практических действий в единое целое. Не было получено прямых доказательств преиму­щества одной «связки» перед другой, хотя типичными способами создания целостности всего диапазона действий в области ЧР тра­диционно является использование таких практических подходов, как управление эффективностью и схемы компетентности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: