Модели стратегического УЧР




ЛЕКЦИЯ Модели и стратегии УЧР

 

1. Модели стратегического УЧР: (модель управления формированием высокой степени приверженности, модель управления формированием высокой степени эффективности, модель максимальной вовлеченности).

2. Подходы к формированию стратегии УЧР

 

Модели стратегического УЧР

 

Подходы к стратегическому УЧР описаны целым рядом моделей. Существует возможность выбора конкретной модели или комбина­ции моделей для разработки стратегий УЧР. (Однако нужно по­мнить, что на практике выбор ограничен такими факторами, как деловая стратегия, имеющиеся ресурсы и внешнее окружение фир­мы.) Основные модели перечислены ниже:

модель управления формированием высокой степени приверженности;

• модель управления формированием высокой степени эффективности;

• модель максимальной вовлеченности.

 

Модель управления формированием высокой степени приверженности. Одной из определяющих характеристик УЧР является приоритет­ность задачи повышения степени взаимной приверженности (Walton, 1985). Вуд (Wood, 1996) дал следующее определение уп­равлению формированием высокой степени приверженности:

«Форма управления, которая нацелена на формирование приверженности, с тем, чтобы вместо поведения, регулируемого санкциями и внешним давлением на индивидуума, добиться в общей массе саморегулируемого поведения и установления доверительных отношений в организации».

Бир и соавторы (Beer et al, 1984) и Уолтон (Walton, 1985) предложили следующие подходы к формированию высокой степени приверженности:

– планирование карьерного роста и повышение значимости та­ких характеристик персонала, как обучаемость и привержен­ность, на всех уровнях организации;

– сокращение численности иерархических уровней и разницы в статусе;

• высокий уровень функциональной гибкости, позволяющий избежать потенциально жестких должностных требований;

– опора на команды в процессе распространения информации (командный брифинг), структурирования работы (командная работа) и решения проблем (кружки качества).

Вуд и Албанис (Wood and Albanese, 1995) добавили к этому списку следующие пункты:

– проектирование должностных инструкций - сознательная деятельность менеджеров, направленная на разработку тех тре­бований, выполнение которых сопровождается чувством внут­ренней удовлетворенности у работников;

• политика добровольного увольнения или сокращения штатов и гарантия постоянной занятости, возможно с частичным ис­пользованием временных трудовых ресурсов для нейтрализа­ции колебаний спроса на рынке труда;

• новые формы оценки и системы оплаты труда и, более конкретно, оплата по результатам достижений и участие в прибылях;

• высокая степень вовлеченности персонала в управление качеством.

Управление формированием высокой степени эффективности. Управление, нацеленное на достижение высокой степени эффективности (также называемое в США «рабочие системы или практические подходы к достижению высокой степени эффективности»), призвано повлиять на эффективность работы фирмы путем использования людей в таких направлениях, как производительность, качество, уровень обслуживания потребителей, рост, при­быль и, наконец, создание повышенной ценности для акционеров. Система практических действий этого вида управления включает тщательно продуманные процедуры привлечения и отбора кадров, экстенсивный и релевантный процесс обучения и развития руково­дящих кадров; системы стимулирующей оплаты труда и процессы управления эффективностью.

Самая известная формулировка описания высокоэффективной рабочей системы была разработана Департаментом труда США (US Department of Labor, 1993).

Ее основные характеристики пред­ставлены ниже:

• тщательно продуманные и эффективные системы действий по привлечению, отбору и обучению кадров;

• формализованные системы обмена информацией между индивидуальными работниками организации;

• четко сформулированные должностные инструкции;

• высокая степень участия персонала в управлении;

– мониторинг установок;

• аттестации;

• система мер дисциплинарного характера;

• продвижение и компенсационные схемы, которые обеспечива­ют признание и финансовое поощрение высокоэффективных работников.

Эта концепция частично пересекается с управлением формированием высокой степени эффективности.

Проектирование высокоэффективной трудовой деятельности, по определению Бучанана (Buchanan, 1987), требует выполнения следующих шагов: высшее руководство четко формулирует свои потребности относительно новых методов работы и ожидаемые результаты от их внедрения;

• высшее руководство определяет цели и стандарты успеха;

• поощряется профессионализация в форме приобретения но­вых умений и навыков, т.е. границы между профессиями максимально стираются одновременно с предоставлением работникам возможности приобретения новой квалифика­ции;

• выбор оптимального оборудования, которое в гибком режиме обеспечивает достаточную свободу движения и обзор;

• образуются самоуправляемые команды или автономные рабо­чие группы;

• менеджеры и руководители команд осуществляют поддерживающий, а не авторитарный стиль руководства (что является наиболее слабым звеном системы с точки зрения осуществи­мости);

• создаются системы поддержки, способствующие эффективно­му функционированию команд как операционно-хозяйственных единиц;

• новая система внедряется очень осторожно посредством реализации программ повышения вовлеченности персонала и эффективности коммуникаций;

• на базе оценки потребности в обучении проводится полноцен­ное обучение;

• система оплаты специально разрабатывается с участием сотрудников, с тем, чтобы удовлетворять не только требованиям руководства, но и самих работников;

• оплата производится по результатам командной работы (командная оплата), однако соотносится с квалификацией индивидуальных работников;

• в некоторых случаях вводится процесс «коллегиальной оцен­ки», который позволяет членам команды самим оценить ре­зультаты как индивидуальной работы друг друга, так и работы всей команды в целом.

Управление формированием высокой степени вовлеченности Этот подход предполагает формирование отношения к работникам как к партнерам по бизнесу с учетом их интересов и наделение работников правом голоса в решении касающихся их вопросов. Це­лью данного подхода является создание климата, когда между ме­неджерами и членами команды происходит постоянный диалог, в процессе которого уточняются ожидания и происходит обмен ин­ формацией по поводу организационной миссии, ценностей и це­лей. Такой подход способствует укреплению взаимного понимания конкретной цели и способов организации и развития людей, гаран­тирующих достижение желаемых результатов в будущем.

Стратегии УЧР.

Стратегия ресурсной базы УЧР. Концепция стратегии ресурсной базы УЧР основывается на убеждении в том, что фирма может достичь конкурентного преимущества посредством привлечения и развития необходимых человеческих ресурсов, что позволяет ей быстрее, чем соперникам обучаться и применять полученные зна­ния более эффективно (Hamel and Prahalad, 1989). Барни (Barney, 1995) дает следующее определение человеческих ресурсов: «Чело­веческие ресурсы включают весь накопленный опыт, знания, суж­дения, склонность к риску и мудрость людей, связанных с фир­мой». Камоуч (Kamoche, 1996) предлагает следующее: «Согласно ресурсному подходу, фирма рассматривается как связка материаль­ных и нематериальных ресурсов и способностей, необходимых для ведения конкурентной борьбы на рынке».

Целью ресурсного подхода является развитие ресурсной способности, т.е. достижения стратегического соответствия между ресурсами и возможностями и создания дополнительной ценности на основе эффективного использования ресурсов. Теория ресурс­ной базы служит обоснованием для стратегического УЧР, но, в отличие от других вышеупомянутых моделей, не пытается навязы­вать готовые решения.

В сочетании с теорией человеческого капитала теория ресур­сной базы подчеркивает, что инвестиции в людей повышают их ценность для компании.

Стратегия ресурсной базы, как указывает Барни (Вarney, 1991), способствует развитию стратегической спо­собности. Стратегической целью в этом случае будет «создание компании, отличающейся большим умом и гибкостью по сравне­нию с конкурентами» (Boxall, 1996), путем привлечения и развития более талантливых работников, чья база умений и навыков посто­янно расширяется. Стратегия ресурсной базы, таким образом, на­целена на повышение уровня человеческого, или интеллектуально­го, капитала фирмы.

Как комментирует Ульрих (Ulrich, 1998):

«Знания стали прямым конкурентным преимуществом для компаний, продающих идеи и отношения. Чтобы справиться с вызо­вом конкурентной среды, организациям приходится постоянно доказывать, что они обладают способностью находить, ассимилировать, восполнять и сохранять необходимые трудовые ресурсы в лице та­лантливых работников».

Убедительное обоснование стратегии ресурсной базы предо­ставил Грант (Grant, 1991):

«В условиях постоянно меняющейся внешней среды соб­ственные ресурсы и способности компании могут стать наиболее стабильной базой для формирования ее индивидуальности. Исходя из этого, восприятие компании с точки зрения имеющихся у нее способностей имеет более долгосрочный стратегический характер, чем ориентация компании на удовлетворение потребностей (напри­мер, рынка)».

Уникальные таланты членов организации, включая высокую эффективность труда, производительность, гибкость, инновацию и умение качественно обслуживать конкретных покупателей, явля­ются существенным вкладом работников в развитие конкуренто­способности организации. Именно в использовании человеческих ресурсов заключается основной подход к управлению ключевыми внутренними связями в межфункциональной деятельности органи­зации и ее отношениями с внешним окружением. Можно утверж­дать, что один из основных плюсов конкурентного преимущества, основанного на эффективном управлении людьми, состоит в том, что такое преимущество не поддается имитации. Одним из существен­ных аспектов конкурентного преимущества является способность дифференцировать товарное предложение компании на фоне това­ров и услуг конкурентов. Такая дифференциация достигается за счет использования стратегий УЧР, гарантирующих формирование трудового потенциала высшей пробы по сравнению с трудовыми ресурсами конкурентов, за счет развития и наращивания интеллек­туального капитала и внедрения принципов «обучающейся организации».

Ресурсный подход предоставляет методы развития стратеги­ческой способности компании путем развития руководящих кадров и тех отдельных работников, кто обладает потенциалом стратегического мышления и планирования, разбираясь в ключевых страте­гических вопросах. Как считает Харрисон (Harrison, 1997):

«Именно стратегическая способность в значительной степени определяет возможность организации достигать оптимального соответствия между имеющимися в ее распоряжении уникальными материальными и нематериальными активами и конкурентной позицией, которую она занимает в своей деловой среде. Эта способность включает отбор ресурсов и комбинаций ресурсов, которые потенциально способны генерировать новые стратегические активы организации».

Развитие стратегической способности является важной час­тью процесса реализации стратегии управления человеческими ресурсами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: