Миросозерцательная философия и научная философия.




Гуссерль Э. Философия как строгая наука

 

Что значит «философия пока вовсе не наука»? О натурализме и историцизме.

Философия изначально претендовала на то, чтобы стать строгой наукой. Но никогда за свою историю она не соответствовала этим требованиям. Единственное, к чему это привело ко времени Гуссерля, это становление наук о природе и наук о духе. (имеется ввиду неокантианское деление наук на естественные и гуманитарные Риккерт, Виндельбанд,Кассирер.)

Никто не может усомниться в истинности данных математики и естественных наук, но даже в них встречаются основательные несостыковки. Что же говорить о философии, если в ней почти все построено на индивидуальных убеждениях, точках зрения, различных позициях? Поэтому: «философия пока вовсе не наука».
Необходимо обоснование новой философии как строгой науки.

 

Общая характеристика натурализма. Понимание природы психического в натурализме.

Натурализм преследует цель – построить философию, как строгую науку. Но та форма, в которой натурализм это осуществляет – теоретически ложна. Современный переворот в философии антинатуралистичен.
Натурализм открывает природу на основе единства пространственно-временного Бытия и на точных законах.
Историцизм - это точно такое же открытие истории.
Натуралист не видит ничего кроме природы, там, где он касается духа, он сводит его к психическому и ставит в подчинение природе. Формы натурализма: материализм, энергетизм. Суть его в том, что с одной его стороны натурализирование сознания, с другой – натурализирование идей.

Наша претензия – на построение строго-научной философии, если обратиться к натурализму с вопросом о ней, то он отошлет нас к экспериментальной психологии. Потому что последняя мнит себя предельно научной. Строгая психология – основа всех наук о духе, основа метафизики.
Возражения: психология не может быть основой для логики и аксиологии. Всякое естествознание наивно. Природа для него находится в простой наличности, просто дана. Познание этой простой данности посредством своих объективных законов, и есть суть естествознания.

Если мы расширяем природу в сферу психофизическую и используем все те же принципы естествознания, мы получаем психологию. Даже там, где психология занимается вопросами сознания, она мыслит их как процессы природы. И если эта связь с природой нарушится, потеряется объективная значимость факта психологии.

Весь свой научный метод естествознание сводит опять все к тому же опыту. Но как же тогда вещь дается сознанию в своей объективности, почему же деятельность сознания небезразлична для самих вещей? Как естествознание проясняет субъективный поток сознания?

 

Сознание как «сознание о». Различие между естествознанием сознания и феноменологией сознания. О различии физического и психического: психические феномены – не вещи.

4. О феноменологическом созерцании сущностей. Бытие как коррелят сознания.

Если теория познания хочет заниматься отношениями сознания и Бытия, она только может видеть Бытие как коррелят сознания.
(Тут Гуссерль выражается близким образом к тому, как это делали неопозитивисты.
«Мах считал необходимым вообще отказаться от принципа причинности, заменяя его понятием функциональной зависимости признаков рассматриваемых явлений. Задачу науки он видел в описании и классификации фактов, т.е. в регистрации взаимосвязи их признаков.» Гриненко.

То есть физическое и психическое Мах соединяет через функциональную зависимость, некоторую функциональную корреляцию, соотнесенность.)
Также мыслит и Гуссерль. Бытие есть только коррелят сознания. Бытия самого по себе нет в его объективности. В сознание поступает только поток восприятий, которые функционально коррелируют с сознанием и выстраивают картину Бытия.
Исследование должно быть направлено на научное познание самого сознания. Предметность вещей должна стать очевидной из самого сознания.

«3. Сознание как «сознание о». » Любое сознание, это «сознание о» Изучение сущности сознания, это изучение его смысла и предметности.
Изучить предметность Бытия - значит исчерпать его содержание, таким, какое оно дано в сознании. Отсюда большой объем феноменологии как науки. Наука о сознании, это не психология, это феноменоогия сознания. Это наука не об объективно данном Бытии, это наука о том как это Бытие дано в сознании в феноменах и о самом сознании.
Феноменология должна иметь дело с "чистым" сознанием, т.е. с сознанием в феноменологической установке. Отсюда психология должна стоять к философии наиболее близко. Но на деле это не так.
Особенность феноменологического познания в том, что мы должны спрашивать у самих вещей, таких, какими они даны. Ошибка психологии в том, что она смешивает анализ чужих личностных опытов с анализом опыта в физическом естествознании. Психология не замечает уникальность, иноприродность анализа сознания.

Психология опирается только на опыт, при этом для анализа использует известный запас понятий. Эти самые понятия переходят в результаты исследования, в научные суждения, ценность которых оказывается мала. Здесь и может помочь феноменологический анализ этих самых исходных понятий, таких как память, восприятие, причинные связи и т.д.
Психология не хочет быть наукой «о душе», но хочет быть наукой «о психических феноменах». Значит она должна эти феномены строго определить. Этого нет во всем корпусе психологической литературы.

Только пространственно-временной телесный мир – есть природа. Любое индивидуальное, психическое – это природа в другом смысле. Нельзя второе изучать через методы первого, как это делает психология. Естественно-научный и психологический методы – два разных метода.
Природное, предметное Бытие представляется в субъективных явлениях, но остается включенной в связь единого телесного мира, с одним пространством и временем. Единство всех вещей сохраняется через причинную связь, через нее всякая вещь сохраняет свои реальные свойства.

Психические феномены распределены между монадами, которые не имеют окон и общаются друг с другом посредством вчувствования. (см. Лейбниц.) Психическое бытие не представляет собой единства. В психике нет различия между явлением и Бытием. Природа является в явлениях, но сами явления – не являются Бытием. (психические феномены – не вещи.) Есть только одна природа, которая является в явлениях вещей. Психические явления – не природа.
Вещь есть то, что она есть, и остается навсегда в своем тождестве: природа – вечна. Вещь обретает объективную значимость только в новых и новых опытах, явлениях. Психический феномен не сохраняет тождественности Бытия. Психическое не является, а переживается, оно находится в постоянном потоке, возникает и исчезает. Единственное, что может его задержать, это память.

Все психическое находится в «монадическом» единстве сознания. (монады устроены тождественно) и не имеет отношения с природой, но обладает своими «формами». Феномены психического не ограничены во времени, имманентное время не измеряемо. В сознании нет ничего кроме феноменов, только когда феномен выражается в словах, он вступает в отношения с вещами.

Феномены даются в текучем сознании, мышлении, - это «сознание о», имманентно предметное.

 

Миросозерцательная философия и научная философия.

Оказываются тесно связанными. Научной философией может быть только феноменология. А феноменология, воспринимает вещи в их простой данности, созерцательно. Созерцание сущности не содержит больших трудностей или "мистических" тайн, чем восприятие. Интуитивно постигая «цвет», мы принимаем его данность, а значит и сущность.
Созерцательное сознание интуитивно схватывает вещь и усматривает ее через идеацию. (Идеация (альтернативные термины: эйдетическая интуиция, категориальное созерцание, созерцание сущности) — понятие феноменологии Э. Гуссерля, означающее непосредственное усмотрение, созерцание сущности.) Идеация охватывает всю психическую сферу. Далее фиксируются понятия и выражаются утверждения о вещи.

Далее – психофизическая постановка вопроса. Психическое получает отношение к телу, к единству физической природы. Имманентно постигнутое связуется с чувственно воспринятым, с природой и получает косвенную природоподобную объективность. Косвенным образом встраивается в природное пространство. Здесь появляется возможность установить психическое как индивидуальное Бытие. Это сфера подлинной психологии.
Т.о. эмпирическая наука о психическом может строиться только на систематической феноменологии. Тогда проведенная работа в области психологии будет иметь свои плоды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: