Отдых на сиреневой поляне.




Технологическая карта экскурсионного маршрута

Муниципальное образование: г.Уварово

Образовательное учреждение: Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»

Авторы-разработчики: Зайцева Ольга Анатольевна, Платицина Елена Анатольевна совместно с командой «Дельта»

Туристический маршрут: «Дворянского гнезда заветные аллеи» (по усадьбе Старая Ольшанка)

Аннотация.

Маршрут представляет собой тематическую экскурсию по усадьбе Воейковых. Это интереснейшее, малоизвестное место, которое тесно связано с именами исторических личностей России.

Старая Ольшанка – это не только Поленовы и Воейковы. Здесь бывал и работал выдающийся деятель отечественной культуры Вышеславцев, здесь частым гостем был один из организаторов профессионального образования в России граф Хитров. В XIX веке Старая Ольшанка была одним из крупнейшим на Тамбовщине культурных центров, куда приезжали деятели культуры, науки, военачальники.

Маршрут богат на новые впечатления, расширит ваш кругозор, подарит массу положительных эмоций. Для школьников разработанный экскурсионный маршрут будет полезен в качестве источника дополнительных знаний по курсам: истории, краеведения «Мировая художественная культура».

Характеристика маршрута: Пешеходная экскурсия по усадьбе Воейковых является тематической. В ходе экскурсии обучающиеся знакомятся с уникальными архитектурными и природными объектами, находящиеся на территории усадьбы, а также с жизнью и бытом её хозяев. Предлагаемый маршрут включает отдых на «сиреневой поляне». В усадьбе можно найти интересные фрагменты местности, которые можно использовать для паркового ориентирования и полосы препятствий.

Целевая группа: основной состав экскурсантов учащиеся среднего и старшего школьного возраста

Действие туристического маршрута: летне-осенний

Протяжённость маршрута: 2 км.

Продолжительность маршрута: 2 часа 30 минут

Объекты показа на маршруте:

1. Зал для обзорного просмотра экспозиции об истории усадьбы

2. Храм любви и верности

3. Колодец

4. Усадебный парк

5. Река Шибряйка

6. Поленовский пленер

7. Памятный знак В.Д.Поленову.

 

Программа маршрута

10.50-11.00 Сбор группы на открытой площадке вблизи экспозиционного зала
11.00- 12.00 Знакомство с объектами экскурсии: зал для обзорного просмотра экспозиции об истории усадьбы, храм любви и верности, колодец, усадебный парк
12.00-13.00 Отдых на сиреневой поляне (обед, парковое ориентирование, полоса препятствий)
13.00-13.30 Продолжение экскурсии. Знакомство с объектами экскурсии: река Шибряйка, поленовский пленер, памятный знак В.Д. Поленову.
13.30 Окончание экскурсии

Расположение объектов на схеме усадьбы «Старая Ольшанка»


Текст экскурсии

Введение

Стоит Ольшанка в чистом поле, вдали от леса и реки.

Живут в селе по Божьей воле одни старушки, старики.

На склоне церковь, где опушка, объята скорбью и тоской,

Стоит как древняя старушка, стоит с протянутой рукой,

Стоит как памятник герою, храня Отечество, царей.

Стоит, омыта бурей, мглою, давно нет окон и дверей.

Бежит тропинка вдоль куда-то, и память в прошлое зовет.

Бродил Воейков здесь когда-то, в краю родном, живет, живет.

Старая Ольшанка неповторимый уголок нашей огромной и великой России. Всё здесь радует глаз и душу человека: полевые просторы с высокими колосьями хлебов, сиреневая поляна и завораживающая красота реки Шибряйки. Это частица нашей малой Родины, это усадьба тамбовской ветви древнего дворянского рода Воейковых и место творческой деятельности Василия Дмитриевича и Елены Дмитриевны Поленовых.

Наш путь лежит в село Старая Ольшанка. Путь до назначенного места прямо скажем не близкий. Сначала надо добраться до Уварово, затем искать объект на карте в Инжавинском направлении. А вот и Ольшанка, чтобы не уехать в Новую Ольшанку ищем ориентиры: поклонный крест и маковку церкви.

В годы Советской власти село называлось Красное Знамя. Старая Ольшанка-название историческое.


Остановка 1. Зал для обзорного просмотра экспозиции об истории усадьбы

История усадьбы началась в 1815 году с покупки в тогдашнем Борисоглебском уезде, молодой супружеской четой генерал-майора Алексея Васильевича Воейкова и Веры Николаевны имения Богородицкого.

Поселение Ольшанка Борисоглебского уезда упоминается в документах со второй половины XVIII века, и принадлежало двум помещикам – Хрипунову и Кретову.

Один из первых владельцев имения, генерал-поручик Василий Кретов, известен тем, что стал первым в Тамбовской губернии губернским предводителем дворянства.

В 1811 году вся Ольшанка стала принадлежать Хрипунову, выкупившему ее вторую часть у другого владельца.

Поскольку Хрипунов не имел детей, то его тамбовское имение перешло по наследству племянникам – Львовым.

Львов и Державин были не только друзьями, но и родственниками, женатыми на родных сестрах Дьяковых. Когда супруги Львовы скончались, то двух их дочерей-сирот взяли на воспитание Державины. Одна из них, Вера Николаевна, познакомилась в доме Державиных с героем войны 1812 года, 35-летним генералом Алексеем Васильевичем Воейковым, за которого вышла замуж, получив в приданое тамбовскую Ольшанку.

А.В.Воейков состоял на военной службе с 1793 года, ординарец А.В.Суворова. Директор Особенной канцелярии, редактор Комиссии по составлению воинских уставов.

Герой войны 1812 года, Алексей Васильевич участвовал в сражении при Бородино. Боевой генерал был награждён орденами и двумя золотыми шпагами.

В 1815 году Воейков получил отставку от службы и со следующего года поселился с семьей в усадьбе при селе Ольшанка. Здесь росли его дети: Мария, Леонид, Алексей.

На эту удалённую провинцию выбор пал по нескольким причинам: во-первых, провинция на самом деле удалённая, только до губернского города, даже по современным меркам, далеко - 150км.; во-вторых, Воейковы связаны родственными и дружескими связями с Тамбовским краем.

Для строительства усадьбы, Воейковыми было выбрано живописное место на берегу реки Шибряйка. На лесной поляне был поставлен господский дом. Барский дом, стоявший в глубине парка, терялся на фоне

аллей. Господские хоромы насчитывали 90 комнат, главной из которых была библиотека, насчитывающая несколько десятков тысяч книг.

Парк украшали оранжереи и пруды. Дно у водоёмов было выложено кирпичом с собственного завода Воейковых. Весь парк был обведён земляным валом.

Семейное счастье супругов Воейковых продолжалось всего десять лет. В 1825 году от последствий старых боевых ран, Алексей Васильевич скончался.

Все доводы родственников о возвращении Веры Николаевны в Петербург были отвергнуты. Она осталась здесь в милой сердцу Ольшанке с малолетними детьми.

Веренька Воейкова после смерти супруга не только не вышла замуж, но до конца своей жизни носила траур. А траур носила настолько элегантно, что даже в преклонном возрасте производила впечатление жизнерадостного человека.

После смерти супруга, Вера Николаевна продолжила начатое. Она закончила постройку усадебного дома, школы и больницы для крепостных крестьян, заложила фундамент новой каменной церкви.

Остановка 2. Храм любви и верности.

Новый храм для Ольшанской усадьбы спроектировали живописец Константин Антонович Молдавский и архитектор Роман Иванович Кузьмин.

За основу плана Воскресенского храма был взят шестиугольник. К шестиугольному объёму присоединены три небольших помещения: алтарная часть и две колокольни, крытые шатрами.

 

 

 

Сегодня такое решение выглядит необычно и оригинально. Однако ему находятся аналоги в древнерусской архитектуре – в деревянном и каменном зодчестве. Так, например, на Руси существовала традиция строительства из дерева шестигранных храмов и колоколен, напоминавших сторожевые башни, которые сохраняются и поныне.

 

В качестве примера каменного церковного здания, близкого по плану Воскресенскому храму в Ольшанке и самому принципу компоновки объемов, можно привести знаменитую церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Коломенское; ныне территория Москвы).

Начало строительства каменного Воскресенского храма связано с 1843 годом, памятным для Веры Николаевны Воейковой по многим причинам: она отмечала в 1843 году две важные семейные даты - замужество дочери, Марии Алексеевны, и 65-летие со дня рождения мужа, умершего в 1825 году. Память о своих близких она и отметила закладкой нового храма.

Церковь представляла собой массивный шестигранник на приподнятом подвале, с двумя симметричными башнями-колокольнями. Главная часть в виде огромного правильного куба завершалась широким куполом на высоком барабане. Купол был покрыт луженым железом. Световые окна барабана были собраны из рам – решёток, причём стёкла были вставлены разноцветные, что было характерным для многих храмов Тамбовской губернии.

Церковь была построена на искусственном холме, под которым находится пруд, - его значение очень велико. Храм стоит на сваях из морёного дуба - пока они подпитываются водой, по крепости могут сравниться с железом. Но стоит умереть водоёму, дуб потеряет свою силу, рассыплется в труху, и уникальное строение сложится, как «карточный домик» от лёгкого дуновения ветра.


 

Обращает внимание своей необычностью интерьер Храма. Лёгкая витая лестница вела на балкон, где размещались хоры. На них во время службы находились певчие. Именно сейчас, когда штукатурка осыпалась можно увидеть овечью шерсть, которой утепляли полы балкона. Когда-то интересную конструкцию имели и полы Храма. Пол, выполненный из наборного соснового паркета из двухаршинных квадратных щитов «на четыре карты». Пол в центральном шестиграннике занижен по отношению к входам на 16 сантиметров. Возможно, это делалось для того, чтобы прихожане без помех могли видеть и слышать службу. Дубовые резные двери завершали всю композицию.

В интерьере церкви главными являлись фрески «Тайная вечеря» и «Святое семейство» работы Павла Петровича Чистякова. Икона «Святое семейство» считалась рукотворной.

 

 

 

Обратите внимание на кирпичную кладку Храма. Дело в том, что кирпичи разных лет производства отличаются по цвету и по ним, словно по годичным кольцам деревьев можно посчитать, сколько лет строился Храм. Храм строили 17 лет. Один год строили, год давали выдержку. При строительстве церкви было использовано около 140 видов кирпичей, которые производились на местном кирпичном заводе. В декоративном оформлении Храма использовалось более 15 форм лекальных кирпичей.

А мы идём в нижнюю часть Храма, попасть туда можно только через улицу.

Примечательно, что подвал ничего общего с сырым и тёмным помещением не имеет. Дело в том, что здесь в подвале очень гармонично было организовано освещение. Обратите внимание, что наружное окно находится несколько выше внутреннего и это не мешает свободному ходу солнечных лучей, поэтому здесь достаточно светло.

Когда-то здесь размещались отопительные печи и хранили дрова.

Уникальная система отопительного устройства позволяла поднимать горячий воздух вверх по керамическим трубам-воздухоотводам, встроенным в несущие столбы.

Здесь же устраивали ночлег поломники и странники. Сегодня это единственно тёплое помещение в Храме. Здесь служат вы холодное время года.

В годы Советской власти здание церкви использовалось не по назначению, и здесь был устроен зерносклад. До сих пор на стенах остались раны от безбожного советского времени, а когда-то их украшали росписи евангельских сюжетов.

Остановка 3. Колодец.

Колодец, который стоит недалеко от церкви всегда играл роль индикатора уровня воды в пруду и в земле. Вода в нём считается целебной.После того, как почистили колодец, вызвали экспертов из Тамбова, они сделали анализ воды – он удивил всех, вода содержит более 80% серебра – действительно благодатная, особенная земля…

Остановка 4. Усадебный парк.

Мы идём дальше и отправляемся в усадебный парк, который сохранился до наших дней.

Тропа уводит всё глубже в гущу заросшего парка – там то и открылось всё понемногу: «Будто обводной канал среди «непуганого» леса, приглашение совершить волшебный путь, войти в сказку, - неожиданная и лёгкая дуга реки, поляна, окружённая тесными кустами, - место, где стоял воейковский дом, начало круговой кленовой аллеи, пограничный вал, старые липы, и, как изящный эскиз художника - маленький круглый пруд под присмотром серебристого тополя и плакучих ив».

Это удивительное чувство, энергетика парка с вековыми деревьями помогает, как бы потеряться во времени и кажется, что сейчас в этом месте середина 19 века. Размер деревьев здесь просто поражает. Толщина стволов деревьев в этих аллеях достигает 260-330см. в обхвате. Каждую весну здесь зацветал сиренгарий - сад сирени, насчитывающий более 400 сортов. Хорошо сохранились аллеи. Парк правильнее назвать дендрарием. Обойти парк за целый день просто невозможно. Это 40 гектаров, поэтому рассчитан он был, конечно же, на конные прогулки.

А вот этот листочек, обратите внимание - тополиный. С одной стороны он гладкий, а с другой стороны бархатистый, прямо как у мать-мачехи. Такой вид тополя не свойствен для Тамбовской области. И он с дерева коллекции Вереньки Воейковой. Представляете - 150 лет он стелет этот тополь каждую осень свой жёлтый прощальный ковёр. Грустно здесь, но очень торжественно.

Кроме парка в усадьбе были цветники и теплицы, словом, место, где располагалось имение, было живописным.

А устраивать живописные места было семейным признанием. Дело в том, что отец Веры Николаевны Николай Львов прославился не только как архитектор и инженер, но и считается начальником пейзажного стиля в русском садоводстве. Сегодня мы называем это ландшафтным дизайном.

Отдых на сиреневой поляне.

Обед, парковое ориентирование, полоса препятствий

Остановка 5. Река Шибряйка.

Сегодня парк самостоятельный живой организм с точки зрения биологии. Здесь уже давно поселились бобры. Сюда они перекочевали из Воронинского заповедника, который находится в нескольких километрах от Ольшанки. Свои плотинные хатки они строят вот на этой реке Шибряйке, которая маленьким ручейком протекает вдоль всего села, огибая парк.

Река Шибряйка – левый приток Вороны. Течёт с северо-востока на юго-запад. Длина 38км, площадь водосбора 298км. Русло 3-5м шириной, летом в отдельных местах пересыхает, долина широкая, пологосклоновая. Начинается около села Тишениновка Инжавинского района.

В реке встречаются «тинные поля». Участки реки со слабым течением практически полностью покрыты ярко-зелёным одеялом тины. Вся вода цветёт, наводя на мысли об отдыхе на болоте.

Остановка 6. Поленовский пленер.

В Ольшанке проводили время и дети Поленовых – Василий, Елена и Вера. Василий и Елена впоследствии стали известными художниками. Они любили ездить к «бабаше»: долгая дорога в карете с многочисленными остановками на ночлег и просто на отдых; а потом рассказы бабаши о дедушке Воейкове, о Державине, рассказы её из русской

истории, живые и занимательные. Здесь, в Ольшанке, в просторном помещичьем доме, расположенном в старом парке подле круглого пруда, прошли детские годы их матери Марии Алексеевны

Старая Ольшанка - исток поленовского творчества. Василий Дмитриевич Поленов очень любил дальние и близкие прогулки по окрестным полям и лугам. «Как Европа и ни хороша, а Россия в деревне мне милей во сто тысяч раз…» Лето 1877 года Поленов вновь проводит в полюбившемся ему воейсковском имении. С утра, взяв широкий парусиновый зонт, складной стульчик, этюдник, ящик с красками и кистями, уходил в парк, наслаждался тишиной, простором и покоем. Без устали писал. Иногда работал целый день. Созданная в то лето картина «Пруд в парке» - одна из наиболее лиричных его пейзажных работ.

Если для Василия Дмитриевича было важно создание в своих этюдах тонкого лирического пейзажа, то Елена Дмитриевна воплотила в своём творчестве мир леса: необычный, таинственный и сказочный.

Война грибов была любимой сказкой Елены, её часто рассказывала бабушка во время прогулок. И много позже, Елена Дмитриевна, работая над иллюстрациями, представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное…»

Остановка 7. Памятный знак В.Д. Поленову.

Памятный знак в честь великого художника, который творил на этой земле, установлен в том месте, откуда открывается вид на церковь. Вот здесь, рядом с памятным знаком можно поставить точку нашего рассказа об Ольшанке.

Время течет здесь по-особому, а русская природа возвращает силы. И если вам хочется побродить по старинной усадьбе, посидеть на берегу пруда, заглянуть в музейную комнату и просто надышаться воздухом, наполненным ароматами реки и цветов, то надо ехать сюда.

Заключение

Усадьба Воейковых и в наши дни является историческим и культурным памятником. Ежегодно здесь проходит православный молодежный фестиваль «Радуга», а пейзаж чудесной сиреневой поляны стал «живой» декорацией театрализованного праздника русской усадьбы. Излюбленным местом поместье стало для традиционного Международного фестиваля кадетских корпусов «Кадетская симфония».

Земля, пробудившая таланты, сегодня ждёт возрождения культурного наследия и преемственности поколений, чтобы не происходило с историческими местами забвения и упадка. В настоящее время расчищаются аллеи парка, поддерживается порядок на территории Храма и у пруда, сегодня это историческое место стараются приблизить к тому времени, когда здесь жили и творили великие люди.

Хочется отдать дань уважения и почести тем, кто когда-то своими подвигами, своим творчеством прославили нашу землю. С этих людей нужно изучать историю культуры России. Мы все вместе должны приложить максимум усилий для того, чтобы сделать жемчужиной усадьбу Воейковых, которая должна засиять. И хорошо бы, чтобы это прекрасное место стало источником вдохновения для творческих людей.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: